Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13 октября 2011 г. N 6374)
16 января 2015 г., 22 августа 2016 г.
I. Общие положения
1.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
1.2. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани (далее - Порядок) применяется в отношении постановлений и проектов постановлений Исполнительного комитета г. Казани нормативного характера, устанавливающих правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и исполнение (далее - акты и проекты актов).
1.3. Антикоррупционная экспертиза актов и проектов актов проводится согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (далее - Методика).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 января 2015 г. N 93 пункт 1.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.4. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани.
1.5. В иных случаях решение о проведении антикоррупционной экспертизы акта, проекта муниципального правового акта принимается должностным лицом Исполнительного комитета г. Казани, в компетенцию которого входят рассмотрение и утверждение проектов.
1.6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы оформляется по установленной форме (приложение N 1 к Порядку) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к представленным материалам и направляется разработчику для последующего приобщения к материалам по подготовке акта и хранения, второй - хранится в правовом управлении Аппарата Исполнительного комитета г. Казани (далее - Правовое управление). Сроки хранения заключений определяются номенклатурой дел.
II. Антикоррупционная экспертиза проектов актов
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов актов проводится сотрудниками, ответственными за ее осуществление, согласно списку, утверждаемому постановлением Исполнительного комитета г. Казани (далее - эксперты), в процессе осуществления правовой экспертизы проектов актов.
2.2. Отбор проектов актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, производится в процессе правовой экспертизы.
2.3. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов актов составляет не более семи дней со дня их поступления в Правовое управление.
2.4. Результаты антикоррупционной экспертизы проектов актов оформляются следующим образом:
- в случае если проект не вызывает замечаний правового характера и коррупциогенные факторы не выявлены, проект акта в установленном порядке визируется начальником Правового управления с отметкой о проведении антикоррупционной экспертизы;
- в случае если к проекту имеются замечания правового характера, но коррупциогенные факторы не выявлены, проект не визируется (не согласовывается), а в заключении по результатам правовой экспертизы отражаются сведения об отсутствии коррупциогенных факторов;
- в случае если к проекту имеются замечания правового характера и установлено наличие коррупциогенных факторов, проект не визируется (не согласовывается), а результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в виде заключения по установленной форме в соответствии с пунктом 1.6 Порядка и отражаются в заключении по результатам правовой экспертизы;
- в случае если проект не вызывает замечаний правового характера, но установлено наличие коррупциогенных факторов, проект не визируется (не согласовывается), а результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в виде заключения по установленной форме в соответствии с пунктом 1.6 Порядка.
Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы отражается экспертом в сводной таблице (приложение N 2 к Порядку).
2.5. Заключения по результатам антикоррупционной экспертизы подписываются экспертом, проводившим экспертизу, и визируются начальником Правового управления.
2.6. Положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, должны быть устранены на стадии доработки проекта акта лицом, ответственным за разработку акта (далее - разработчик), в трехдневный срок со дня его ознакомления с результатами антикоррупционной экспертизы.
2.7. Проекты актов, в которых выявлены коррупциогенные факторы, могут быть вынесены на рассмотрение Руководителю Исполнительного комитета г. Казани после устранения выявленных коррупциогенных факторов, а в случае возникновения разногласий - после урегулирования разногласий в соответствии с разделом VII настоящего Порядка.
III. Антикоррупционная экспертиза актов
3.1. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы актов, принятых до утверждения настоящего Порядка, принимается Руководителем Исполнительного комитета г. Казани.
3.2. Результаты антикоррупционной экспертизы актов оформляются следующим образом:
- в случае если коррупциогенные факторы не выявлены, информация о результатах антикоррупционной экспертизы отражается в сводной таблице (приложение N 2 к Порядку);
- в случае если установлено наличие коррупциогенных факторов, экспертом составляется заключение по установленной форме в соответствии с пунктом 1.6 Порядка и вносится соответствующая информация в сводную таблицу.
3.3. Заключение о наличии коррупциогенных факторов в действующем акте направляется лицу, по чьей инициативе данный акт был внесен на рассмотрение Руководителю Исполнительного комитета г. Казани (далее - инициатор), для подготовки проекта правового акта о внесении изменений в данный акт либо о признании его утратившим силу.
3.4. Антикоррупционная экспертиза проекта правового акта о внесении изменений в акт, содержащий коррупциогенные факторы, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом II настоящего Порядка, с учетом ранее составленного заключения о наличии коррупциогенных факторов.
IV. Права и обязанности экспертов, разработчиков и инициаторов
4.1. Эксперты обязаны:
- осуществлять антикоррупционную экспертизу актов (проектов актов) в соответствии с Методикой;
- отражать в заключении все выявленные коррупциогенные факторы и положения, которые не относятся в соответствии с Методикой к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, а также возможные негативные последствия сохранения в акте (проекте акта) выявленных коррупциогенных факторов.
Эксперты вправе:
- запрашивать и получать дополнительные материалы и информацию у разработчиков, должностных лиц органов Исполнительного комитета г. Казани;
- взаимодействовать со специалистами Министерства юстиции Республики Татарстан в рамках Соглашения о взаимодействии по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов между Министерством юстиции Республики Татарстан и муниципальным образованием городом Казанью.
4.2. Начальник Правового управления обязан:
- координировать работу экспертов по осуществлению антикоррупционной экспертизы;
- визировать заключения о проведении антикоррупционной экспертизы актов (проектов актов), в которых выявлены коррупциогенные факторы.
Начальник Правового управления вправе:
- проводить совещания с разработчиками, инициаторами, иными должностными лицами органов местного самоуправления по вопросам, связанным с проведением антикоррупционной экспертизы;
- взаимодействовать с Министерством юстиции Республики Татарстан, органами прокуратуры по вопросам, связанным с проведением антикоррупционной экспертизы.
4.3. Разработчик обязан:
- направлять проекты актов на антикоррупционную экспертизу;
- представлять экспертам запрашиваемую информацию в трехдневный срок со дня получения запроса;
- в течение трех дней со дня получения заключения доработать проект с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов;
- направить доработанный акт эксперту для повторной антикоррупционной экспертизы.
Разработчик вправе:
- знакомиться с результатами антикоррупционной экспертизы;
- получать разъяснения результатов антикоррупционной экспертизы;
- заявлять о несогласии с результатами антикоррупционной экспертизы, излагать и аргументировать свою позицию в процессе урегулирования разногласий.
4.4. Инициатор обязан:
- в месячный срок со дня получения заключения подготовить проект правового акта о внесении изменений в акт, в котором выявлены коррупциогенные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу и внести его на рассмотрение соответствующего органа.
Инициатор вправе:
- знакомиться с результатами антикоррупционной экспертизы;
- получать разъяснения результатов антикоррупционной экспертизы;
- заявлять о несогласии с результатами антикоррупционной экспертизы, излагать и аргументировать свою позицию в процессе урегулирования разногласий.
V. Информация о результатах антикоррупционной экспертизы
5.1. Результаты антикоррупционной экспертизы обобщаются отделами Правового управления и отражаются в сводных таблицах (приложение N 2 к Порядку).
5.2. Сводные таблицы в отношении актов и проектов актов оформляются отдельно и включают в себя:
- наименование акта (проекта акта);
- дату поступления акта (проекта акта) на антикоррупционную экспертизу;
- сведения об инициаторе (разработчике);
- фамилию эксперта, проводившего антикоррупционную экспертизу;
- результаты антикоррупционной экспертизы (в случае выявления коррупциогенных факторов - их количество и краткую характеристику);
- дату направления заключения для подготовки проекта акта о внесении изменений (передачи проекта на доработку);
- сведения о внесении изменений и принятии акта о внесении изменений (о доработке и принятии проекта акта) - дату внесения изменений, результаты экспертизы (повторной экспертизы), дату принятия акта.
5.3. Обязанности по ведению делопроизводства, связанного с антикоррупционной экспертизой и подготовкой соответствующих обобщенных отчетов, приказом начальника Правового управления возлагаются на одного из специалистов Правового управления.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 августа 2016 г. N 3444 в пункт 5.4 настоящего приложения внесены изменения
5.4. Ежеквартально, до 20-го числа последнего месяца отчетного квартала, Правовым управлением в секретариат Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в г. Казани представляются копии заключений антикоррупционной экспертизы и информация о проведении антикоррупционной экспертизы актов и проектов актов по установленным формам (приложения N 3, 4 к Порядку).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 августа 2016 г. N 3444 в пункт 5.5 настоящего приложения внесены изменения
5.5. Направляемая ежеквартально в Министерство юстиции Республики Татарстан информация о проведенной антикоррупционной экспертизе актов и их проектов визируется секретарем Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в г. Казани.
VI. Взаимодействие с органами государственной власти Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной экспертизы
6.1. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан" Исполнительный комитет г. Казани вправе внести предложение о проведении антикоррупционной экспертизы актов (проектов актов) уполномоченным органам государственной власти в порядке, определяемом нормативным правовым актом Республики Татарстан.
6.2. Взаимодействие с Министерством юстиции Республики Татарстан осуществляется Правовым управлением и управлением контроля муниципальной деятельности и реализации антикоррупционной политики Аппарата Исполнительного комитета г. Казани в соответствии с Соглашением о взаимодействии по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов между Министерством юстиции Республики Татарстан и муниципальным образованием городом Казанью (далее - Соглашение).
VII. Порядок урегулирования разногласий в процессе осуществления антикоррупционной экспертизы
7.1. В случае несогласия инициаторов (разработчиков) с результатами антикоррупционной экспертизы они вправе изложить свои возражения в письменной форме и представить экспертам в трехдневный срок со дня получения заключения по результатам антикоррупционной экспертизы. В этом случае по рекомендации начальника Правового управления управление контроля муниципальной деятельности и реализации антикоррупционной политики Аппарата Исполнительного комитета г. Казани обращается в Департамент по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам Министерства юстиции Республики Татарстан (далее - Департамент) с просьбой об оказании помощи при проведении антикоррупционной экспертизы в соответствии с Соглашением.
7.2. В случае если результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной Правовым управлением, подтверждаются специалистом Департамента:
- разработчик обязан доработать проект с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов в соответствии с заключением Правового управления;
- инициатор обязан подготовить проект правового акта о внесении изменений в акт, содержащий коррупциогенные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу в соответствии с заключением Правового управления.
7.3. В случае если результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной Правовым управлением, подтверждаются специалистом Департамента частично:
- разработчик обязан доработать проект с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов с учетом результатов антикоррупционной экспертизы в части, подтвержденной специалистом Департамента;
- инициатор обязан подготовить проект правового акта о внесении изменений в акт, содержащий коррупциогенные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу с учетом результатов антикоррупционной экспертизы в части, подтвержденной специалистом Департамента.
7.4. В случае если результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной Правовым управлением, не подтверждаются специалистом Департамента, проект акта вносится на рассмотрение Руководителю Исполнительного комитета г. Казани. При этом проект правового акта о внесении изменений в акт, в котором выявлены коррупциогенные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу не готовится.
7.5. В случае, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Порядка, начальник Правового управления вправе довести результаты антикоррупционной экспертизы до сведения Руководителя Исполнительного комитета г. Казани.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 августа 2016 г. N 3444 в пункт 7.6 настоящего приложения внесены изменения
7.6. В случае несогласия Правового управления с результатами проведенной специалистом Департамента антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, начальником Правового управления указанный проект акта с приложением пояснительной записки с обоснованием несогласия вносится на рассмотрение Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в г. Казани, которым принимается окончательное решение о наличии или отсутствии в проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
VIII. Независимая антикоррупционная экспертиза
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 января 2015 г. N 93 пункт 8.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани, а также проектов нормативных правовых актов Мэра г. Казани, Казанской городской Думы, подготовленных органами Исполнительного комитета г. Казани (далее - независимая антикоррупционная экспертиза) проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.
8.2. В отношении документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 августа 2016 г. N 3444 в пункт 8.3 настоящего приложения внесены изменения
8.3. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы руководитель органа Исполнительного комитета г. Казани, вносящего проект нормативного правового акта, обеспечивает его размещение:
- на официальной странице Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан официального портала Республики Татарстан в подразделе "Антикоррупционная экспертиза" в соответствии с порядком согласно приложению N 6;
- в подразделе "Антикоррупционная экспертиза" раздела "Документы" основного меню главной страницы официального портала органов местного самоуправления города Казани;
- на официальном портале органов местного самоуправления города Казани, на соответствующей странице органа Исполнительного комитета г. Казани или структурного подразделения Аппарата Исполнительного комитета г. Казани, подготовившего проект нормативного правового акта, в подразделе "Проекты нормативных правовых актов" раздела "Документы".
В файле проекта нормативного правового документа, размещаемого в разделах официального портала органов местного самоуправления города Казани, разработчик указывает:
- дату начала экспертизы;
- дату окончания экспертизы;
- наименование НПА;
- выбирает файл для размещения и прикрепляет его;
- Ф.И.О. разработчика;
- должность разработчика;
- телефон разработчика;
- электронный адрес разработчика;
- гиперссылку на данный проект, размещенный на официальной странице Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан официального портала Республики Татарстан (далее - ссылка).
Срок размещения проекта нормативного правового акта и ссылки на официальном портале Республики Татарстан и официальном портале органов местного самоуправления города Казани для проведения независимой антикоррупционной экспертизы не может быть менее пяти рабочих дней. Проект нормативного правового акта размещается на всех перечисленных выше интернет-ресурсах в один день.
Проект нормативного правового акта может быть направлен в правовое управление Аппарата Исполнительного комитета г. Казани для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы только после истечения сроков независимой антикоррупционной экспертизы с сопроводительным письмом руководителя органа Исполнительного комитета, являющегося разработчиком проекта нормативного правового акта, с информацией о сроках и времени размещения проекта на вышеуказанных интернет-ресурсах и результатах его независимой антикоррупционной экспертизы.
8.4. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой, с указанием выявленных коррупциогенных факторов и способов их устранения. Экспертное заключение направляется разработчику документа по почте или посредством курьерской доставки. К экспертному заключению прикладывается копия свидетельства Министерства юстиции Российской Федерации об аккредитации физического или юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы.
8.5. Положения проектов нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани, содержащие коррупциогенные факторы, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком документов.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 августа 2016 г. N 3444 в пункт 8.6 настоящего приложения внесены изменения
8.6. В случае несогласия разработчика с выводами независимой антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проектах нормативных правовых актов Исполнительного комитета г. Казани коррупциогенных факторов, разработчик вносит указанные документы на рассмотрение соответствующей рабочей группе Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в г. Казани (далее - рабочая группа) с приложением заключения независимой антикоррупционной экспертизы и пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
Рабочая группа для рассмотрения результатов независимой антикоррупционной экспертизы созывается по мере необходимости в составе согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
Руководитель рабочей группы в трехдневный срок со дня поступления документов от разработчика назначает дату заседания рабочей группы. При этом дата заседания рабочей группы не может быть назначена позднее 10 дней со дня поступления указанных документов.
Решения рабочей группы оформляются протоколами, которые подписывают члены рабочей группы, принимавшие участие в ее заседании.
8.7. При поступлении экспертного заключения на проект нормативного правового акта после даты его утверждения и отправки независимым экспертом по почте в установленные сроки проведения независимой антикоррупционной экспертизы разработчик:
- в случае согласия с выводами независимой антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте Исполнительного комитета г. Казани, в пятидневный срок со дня поступления экспертного заключения подготавливает проект правового акта о внесении в него изменений;
- в случае несогласия с выводами независимой антикоррупционной экспертизы вносит указанные документы в течение трех рабочих дней на рассмотрение соответствующей рабочей группе с приложением заключения независимой антикоррупционной экспертизы и пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
8.8. Разработчик обязан в 30-дневный срок со дня поступления экспертного заключения направить мотивированный ответ физическому или юридическому лицу, проводившему независимую антикоррупционную экспертизу.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 августа 2016 г. N 3444 в пункт 8.9 настоящего приложения внесены изменения
8.9. При направлении проекта нормативного правового акта Исполнительного комитета г. Казани на правовую и антикоррупционную экспертизу в Правовое управление разработчик обязан приложить информацию о сроках его размещения на официальном портале органов местного самоуправления города Казани в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы, наличии или отсутствии экспертного заключения, при наличии экспертного заключения - информацию об итогах его рассмотрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.