Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 21 сентября 2011 г. N 3-53/11
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству порядка формирования государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан и государственного задания медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 2011 N 232 "Об оказании в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству порядка формирования государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан и государственного задания медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 2011 N 232 "Об оказании в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан" (далее - Порядок формирования государственного задания и Государственное задание).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Татарстан от 21 декабря 2010 N 94-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в оспариваемом постановлении порядок формирования государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи утвержден лишь на один год - 2011.
Более того, утвержденное в оспариваемом постановлении государственное задание медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан по своему содержанию не соответствует требованиям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований Закона государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи не содержит в себе и порядок контроля за его исполнением, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения, а также требования к отчетности об его исполнении. Заданием также не определены категории граждан, являющихся потребителями соответствующих услуг, порядок их оказания и предельные цены (тарифы) на их оплату.
По мнению прокурора, данные нарушения законодательства недопустимы, поскольку пробелы в правовом регулировании порождают неоднозначную практику толкования и правоприменения, что является коррупционным фактором и создает благоприятную основу для проявления различного рода злоупотреблений.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан - Гревцов А.Б. поддержал требования.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан - Абдуллазянова А.Р. и Фролов Д.Н. с требованиями не согласились.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
25 марта 2011 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 232 "Об оказании в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан" (далее - постановление).
Постановление официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 06.07.2011, N 25.
Постановлением утверждены порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан, государственное задание медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, порядок использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Татарстан бюджету Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на финансовое обеспечение оказания в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан, порядок использования средств, предоставляемых в виде субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в 2011 году на софинансирование государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 Порядка формирования государственного задания настоящий порядок устанавливает правила формирования государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан.
Вопросы финансового регулирования, в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен предельный срок, на который высший исполнительный орган субъект Российской Федерации вправе установить формирование государственного задания. Так, согласно данной норме, государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, срок формирования государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениям Республики Татарстан за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан (на 2011 год), установлен в пределах срока определенного федеральным законодательством, в частности пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод прокурора о том, что этот срок должен быть равен трем годам, основан на неправильном толковании данной нормы Кодекса, где предусматривается формирование государственного задания не на три года, а, как указывалось выше, до трех лет.
Более того, постановление Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято с учетом пункта 4 Правил предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 1187 "О финансовом обеспечении в 2011 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации".
В соответствии с установленными Правилами, распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации осуществляется ежегодно на предстоящий период.
В 2011 году распределение субсидий утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 319-р "О распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в 2011 году".
В этой связи суд не может согласиться с прокурором о противоречии Порядка формирования государственного задания федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным заданием является документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Согласно части 1 статьи 69.2 Кодекса государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В оспариваемом прокурором Государственном задании устанавливается:
гарантированный объем высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан;
профили и виды высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках государственного задания;
распределение плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи в виде показателей по числу пролеченных больных по профилям медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания;
нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилям
При этом, каких-либо норм, регулирующих порядок контроля за исполнением государственного задания, условия и порядок его досрочного прекращения, а также требования к отчетности об его исполнении оно не содержит. Следует также отметить, что Государственным заданием не определены и категории граждан, являющихся потребителями соответствующих услуг, порядок их оказания и предельные цены (тарифы) на их оплату.
Ссылка представителей Кабинета Министров Республики Татарстан на иные нормативные правовые акты Республики Татарстан, а также на Соглашение от 14.04.2011 N ВМП-СУ-41/11 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на софинансирование государственного задания на оказание высокотехнологической помощи", заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Республики Татарстан, урегулировавших, по их мнению, данные вопросы, является не убедительными, поскольку указанные выше требования установлены федеральным законодательством непосредственно к государственному заданию на оказание государственных услуг.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу государственное задание медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 2011 N 232 "Об оказании в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу государственное задание медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 2011 N 232 "Об оказании в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан".
В удовлетворении требования о признании недействующим порядка формирования государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 2011 N 232 "Об оказании в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями Республики Татарстан" отказать.
Сообщение о решении в части удовлетворенного требования подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов и исполнительной власти" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья. подпись
Копия верна. Судья: Р.Ф. Гафаров
Судья: Р.Ф. Гафаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственное задание медицинским учреждениям Республики Татарстан на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан признано недействующим.
Государственное задание не содержит каких-либо норм, регулирующих порядок контроля за его исполнением, условия и порядок его досрочного прекращения, а также требования к отчетности его исполнения. Не определены категории граждан, являющиеся потребителями соответствующих услуг, порядок оказания услуг и предельные цены (тарифы) на их оплату.
Однако федеральным законодательством данные требования установлены непосредственно к государственному заданию на оказание государственных услуг.
Кроме того, отказано в удовлетворении требования о признании недействующим Порядка формирования государственного задания на оказание в 2011 году указанной высокотехнологичной медицинской помощи.
Срок формирования государственного задания на 2011 год установлен в пределах срока, определенного федеральным законодательством. Довод заявителя о том, что этот срок должен быть равен трем годам, основан на неправильном толковании Бюджетного кодекса РФ, где предусматривается формирование государственного задания не на три года, а до трех лет.
Решение вступило в законную силу 7 октября 2011 г.
Решение Верховного Суда РТ от 21 сентября 2011 г. N 3-53/11
Настоящее решение вступило в законную силу 7 октября 2011 г.
Сообщение о решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 9 ноября 2011 г. N 42