Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
от 28 февраля 2011 г. N 794
"О Программе развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы"
7 февраля 2013 г.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 октября 2014 г. N 5927 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Республики Татарстан от 21.01.2010 N 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан" постановляю:
1. Утвердить Программу развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы согласно приложению.
2. Главам администраций районов, руководителям комитетов, управлений, отделов Исполнительного комитета г. Казани, а также муниципальных предприятий и учреждений и иных подведомственных Исполнительному комитету г. Казани организаций обеспечить исполнение мероприятий Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы.
3. Финансовому управлению Исполнительного комитета г. Казани (А.Д. Гарипов) ежегодно при формировании бюджета муниципального образования г. Казани на очередной год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы.
4. Признать утратившими силу:
4.1. постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 30.07.2007 N 2147 "О мерах по реализации в 2007 году Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы";
4.2. постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 24.03.2008 N 1149 "О мерах по реализации в 2008 году Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы";
4.3. постановление Исполнительного комитета г. Казани от 02.07.2009 N 5312 "О мерах по реализации в 2009 году Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани Р.К. Нигматуллина.
Исполняющий обязанности |
Р.К. Нигматуллин |
Программа
развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 28 февраля 2011 г. N 794)
7 февраля 2013 г.
I. Введение
Программа развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 21.01.2010 N 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151 "Об утверждении республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы", а также в рамках исполнения решения Казанской городской Думы от 03.09.2010 N 3-53 "Об итогах выполнения Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы".
Программа призвана объединить усилия органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого предпринимательства.
Реализация настоящей Программы решает две задачи: с одной стороны, максимальное смягчение для малых предприятий последствий финансово-экономического кризиса, с другой - проведение комплекса мер, содействующих дальнейшему развитию малого предпринимательства в посткризисный период.
В настоящей Программе также предусмотрена реализация незавершенных и не реализованных в полном объеме мероприятий Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы.
Основные направления Программы разработаны в целях создания условий для эффективного развития малого предпринимательства на основе совершенствования нормативно-правовой базы; развития инфраструктуры инновационного предпринимательства, реализации инновационного потенциала; оказания имущественной и финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства; внедрения информационных и коммуникационных технологий для субъектов малого предпринимательства; формирования благоприятного общественного мнения о предпринимательстве в целом; развития кадрового потенциала для малого предпринимательства.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволят стать малому бизнесу движущей силой экономического роста г. Казани в целом.
II. Паспорт Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы
Наименование программы |
Программа развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Республики Татарстан от 21.01.2010 N 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151 "Об утверждении республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы"; решение Казанской городской Думы от 03.09.2010 N 3-53 "Об итогах выполнения Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы"; постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 30.06.2008 N 3254 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга долгосрочных целевых программ" |
Основной разработчик Программы |
комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани |
Основные исполнители Программы |
Исполнительный комитет г. Казани; субъекты малого предпринимательства; саморегулируемые общественные организации; банки |
Цели Программы |
Создание условий и инструментов для устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства в г. Казани как важнейшего компонента формирования инновационной экономики и увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития муниципального образования г. Казани |
Основные направления Программы |
1. Создание условий для эффективного развития малого предпринимательства на основе совершенствования нормативно-правовой базы. 2. Развитие инфраструктуры инновационного предпринимательства, реализация инновационного потенциала. 3. Оказание имущественной и финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства. 4. Внедрение информационных и коммуникационных технологий для субъектов малого предпринимательства. 5. Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательстве в целом. 6. Развитие кадрового потенциала для малого предпринимательства. 7. Мониторинг текущего состояния малого предпринимательства в городе и конъюнктуры рынка товаров и услуг города |
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
Источники финансирования Программы |
1. Средства бюджета Республики Татарстан. 2. Средства бюджета муниципального образования г. Казани (38751,1* тыс. рублей). 3. Средства внебюджетных источников |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация данной Программы предполагает повышение: 1) экономической эффективности: - увеличение доли продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового территориального продукта; - увеличение доли оборота малых предприятий в обороте всех предприятий г. Казани; - увеличение количества экономически активных малых предприятий, индивидуальных предпринимателей; - увеличение численности занятых на малых предприятиях города; 2) социальной эффективности: - увеличение среднемесячной заработной платы работников малых предприятий; 3) бюджетной эффективности: - увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых поступлений бюджета г. Казани |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Межведомственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани; контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляет Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани |
III. Анализ текущего состояния развития малого предпринимательства в г. Казани
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого не может эффективно развиваться экономика. Малое предпринимательство способствует насыщению товарного рынка конкурентоспособными продукцией и услугами, повышению занятости населения путем сохранения и создания дополнительных рабочих мест, внедрению новых форм организации производства, финансирования и сбыта, приближению товаров и услуг потребителю.
В 2007-2010 годах в г. Казани реализовывалась Программа развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 годы. Результаты выполнения данной программы депутаты Казанской городской Думы признали удовлетворительными.
Мероприятия по поддержке субъектов малого предпринимательства в г. Казани в 2007-2010 годах реализовывались в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами муниципального образования г. Казани:
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 12.07.2007 N 1690 "О проведении бесплатных юридических консультаций для предпринимателей г. Казани";
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 16.08.2007 N 2372 "О создании сети информационных электронных терминалов Исполнительного комитета г. Казани";
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 31.03.2008 N 1290 "Об утверждении порядка ведения и формы Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки";
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 30.12.2008 N 11104 "О снижении ставок арендной платы за использование объектов муниципального нежилого фонда города Казани";
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 21.05.2008 N 2283 "Об утверждении Порядка мониторинга деятельности предприятий в сфере малого и среднего предпринимательства г. Казани";
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 23.05.2008 N 2336 "О проведении городского конкурса "Семейный бизнес - 2008";
- постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 03.04.2008 N 1803 "О мерах по реализации на территории г. Казани Программы создания и развития предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания "шаговой доступности" на 2008-2010 годы" и др.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 23 апреля 2008 г. N 1803
Анализ состояния развития малого предпринимательства на территории Казани за последние несколько лет свидетельствует о положительной динамике основных социально-экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.
Так, в 2010 году в г. Казани осуществляли свою деятельность 61913 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 24427 - экономически активные малые предприятия, 279 - средние предприятия, 37207 - индивидуальные предприниматели. Количество зарегистрированных малых и средних предприятий в 2010 году в сравнении с 2007 годом увеличилось на 57 процентов.
"Количество зарегистрированных малых и средних предприятий на территории г. Казани в 2007-2010 годах"
Число индивидуальных предпринимателей в сравнении с 2007 годом выросло на 22,4 процента.
"Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории г. Казани в 2007-2010 годах"
В настоящее время структура малого предпринимательства следующая: 39,8 процента - предприятия оптовой и розничной торговли, 20,9 процента - предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 12,4 процента - строительные организации, 9,4 процента - предприятия обрабатывающих производств, 6,2 процента - организации транспорта и связи, 1,5 процента - организации, предоставляющие услуги в сфере здравоохранения и социальные услуги, 9,8 процента - прочие предприятия.
"Структура малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2010 году"
По состоянию на конец 2010 года на всех малых предприятиях города было занято порядка 164,3 тыс. человек (для сравнения: в 2007 году - 107,2 тыс. человек).
"Численность занятых на малых предприятиях г. Казани в 2007-2010 годах"
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работников списочного состава по всем предприятиям и организациям города в 2010 году составила 32,6 процента. Этот показатель в 1,4 раза выше, чем в 2007 году.
Средняя заработная плата работника списочного состава в малом бизнесе в 2010 году составила порядка 21,0 тыс. рублей, темп роста в сравнении с 2007 годом составил 51,7 процента.
"Средняя заработная плата работников списочного состава малых и средних предприятий г. Казани в 2007-2010 годах"
В 2010 году оборот малых предприятий от оборота всех предприятий г. Казани составил 29,6 процента, доля малого бизнеса в валовом территориальном продукте в 2010 году - 28 процентов, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме муниципального заказа - 20 процентов.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства (включая ЕНВД, УСН, сельскохозяйственный налог) составила 15,2 процента в общей сумме налоговых доходов, поступивших в бюджет города в 2010 году. В 2007 году данный показатель был равен 12,3 процента.
Площадь зарегистрированных на территории г. Казани бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в расчете на 100 малых и средних компаний в 2010 году, по предварительной оценке, составила 6617,4 кв. м.
"Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов, поступивших в бюджет города"
Исполнительным комитетом г. Казани в период экономического кризиса в целях поддержки субъектов малого предпринимательства был реализован ряд антикризисных мер:
1) были сохранены на прежнем уровне налоговые ставки на землю и величина единого налога на вмененный доход;
2) в условиях сложившегося экономического положения на 25 процентов были снижены арендные ставки за пользование муниципальным имуществом;
3) в 2009 году от арендной платы были освобождены фирмы, которые не смогли продать под рекламу свои площади и в дальнейшем размещали на этих площадях плакаты с социальной тематикой, посвященные пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта, нравственных ценностей;
4) в 2008-2009 годах на 50 процентов были снижены тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения для предпринимателей с производственными базами с количеством работающих не более 100 человек, административно-офисными зданиями не более двух этажей, магазинами, небольшими предприятиями общественного питания, аптеками, салонами связи, АЗС и т.д.
Принятые меры позволили сохранить рабочие места, а сами предприятия смогли произвести инвестиции в основное производство.
В целях финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Исполнительным комитетом г. Казани совместно с Коммерческим банком экономического развития "Банк Казани" в рамках реализации Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе проводится кредитование социально значимых инвестиционных проектов. За четыре года реализации данной программы компенсацию части процентной ставки по кредитам в размере 20,7 млн. рублей из городского бюджета получили 179 субъектов малого предпринимательства. Общая сумма выданных кредитов по указанной программе составила 443,3 млн. рублей. Кредиты предоставлялись предпринимателям, занятым в производстве, строительстве, сферах жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, оказания транспортных, медицинских услуг. В результате реализации Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства было создано порядка 1000 рабочих мест.
В целях обеспечения правовой и информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства в 2008-2009 годах в администрациях районов Исполнительного комитета г. Казани были организованы еженедельные бесплатные юридические консультации для предпринимателей.
С 2009 года совместно с Комитетом по развитию малого предпринимательства Республики Татарстан реализуется проект "Скорая помощь предпринимателю". Проект предусматривает оказание неотложной юридической помощи субъектам предпринимательства как по многоканальному телефону горячей линии, так и с выездом к предпринимателю при проведении проверок его деятельности.
Кроме того, в целях повышения правовой грамотности предпринимателей совместно с Региональной общественной организацией "Союз молодых юристов" организован Центр правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, где любой предприниматель может получить юридическую помощь квалифицированных специалистов.
Для обеспечения свободного доступа населения и организаций к информационно-справочным ресурсам в структурных подразделениях Исполнительного комитета г. Казани установлены информационные терминалы. В рамках перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде ведется работа по установке в различных учреждениях инфоматов.
Ежегодно в г. Казани под председательством Мэра г. Казани проводятся заседания Координационного совета по развитию малого предпринимательства г. Казани, на которых обсуждаются актуальные проблемы предпринимателей в сферах жилищно-коммунального хозяйства, мелкорозничной торговли, размещения наружной рекламы, землепользования, строительства. Также на заседаниях рассматриваются проблемы, возникающие при взаимодействии предпринимателей с контрольными и надзорными органами.
В рамках сокращения процедур согласования выдачи разрешений и оформления документов для субъектов малого предпринимательства в 2010 году были сокращены сроки рассмотрения эскизных проектов (с 30 до 19 дней), сроки утверждения генерального плана земельного участка (с 45 до 30 дней), сроки согласования трасс инженерных коммуникаций (с 30 до 25 дней).
Группой Всемирного банка, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией в 2009 году в регионах России проведено исследование на предмет регулирования предпринимательской деятельности, исходя из результатов которого Казань возглавила список городов, благоприятных для ведения бизнеса, благодаря своим эффективным и менее затратным процедурам создания компаний и регистрации собственности в сравнении с другими городами.
В мае 2009 года Казань, согласно рейтингу "Лучшие города России для ведения бизнеса" журнала Forbes, заняла второе место, в 2008 году - третье место.
За период реализации Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2007-2010 гг. порядка 300 субъектов малого предпринимательства приняли участие в различных конкурсах и социальных проектах, таких как "Семейный бизнес", "Казань - город высоких технологий", "Лучший предприниматель года".
IV. Проблемы развития малого предпринимательства и обоснование необходимости их решения программными методами
В условиях финансовой нестабильности, ставшей следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации государственно-общественной политики в отношении малого предпринимательства в Казани поставлены задачи не только сохранения числа субъектов малого предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей.
Настоящая Программа является прямым продолжением и развитием уже реализованных в городе программ по поддержке малого предпринимательства.
В процессе своего развития малое предпринимательство г. Казани сталкивается с рядом нерешенных проблем, характерных для малого бизнеса всей страны.
Существуют следующие проблемы, замедляющие развитие малого бизнеса:
- отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, с другой - получить базовые знания и застраховать себя от ошибок;
- недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
- отсутствие возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, недостаточного для банка залогового обеспечения;
- некоторая ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;
- слабое использование субъектов малого предпринимательства в качестве рычага решения социальных проблем, в первую очередь, занятости населения.
Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 7 февраля 2013 г. N 1203 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы. Ожидаемые результаты
Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в г. Казани.
Программа направлена на регулирование отношений между субъектами малого предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и органами местного самоуправления (Исполнительный комитет г. Казани), на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого предпринимательства.
Настоящей Программой в качестве приоритетных отраслей и сфер деятельности для стимулирования развития малого предпринимательства определены:
1) инновационная деятельность;
2) жилищно-коммунальное хозяйство;
3) обрабатывающие производства;
4) сферы транспорта и связи;
5) отрасль строительства;
6) энергосберегающие технологии;
7) охрана окружающей среды;
8) возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов;
9) социальное обслуживание;
10) обеспечение безопасности и поддержание общественного порядка;
11) образование, здравоохранение, физкультура и спорт;
12) развитие внутреннего туризма;
13) строительство и организация многоярусных парковок;
14) бытовое обслуживание населения.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы основывается на достижении результатов по предлагаемым программным мероприятиям.
Реализация запланированных мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- продвижение товаров и услуг местных товаропроизводителей - субъектов малого предпринимательства;
- стимулирование субъектов малого предпринимательства к участию в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, конкурсах, выставках с целью развития и повышения статуса предпринимательства города;
- повышение уровня информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства;
- повышение уровня информированности и грамотности руководителей и специалистов, сотрудников субъектов малого предпринимательства, эффективности их работы;
- повышение экономической устойчивости субъектов малого предпринимательства;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан;
- увеличение численности работающих в секторе малого предпринимательства за счет увеличения числа рабочих мест и занятости населения;
- увеличение объемов инвестиций, направляемых субъектами малого предпринимательства в основной капитал;
- создание условий, способствующих реализации внутреннего потенциала малого предпринимательства.
Методика и критерии оценки эффективности Программы включают в себя проведение анализа целевых индикаторов и показателей развития малого предпринимательства, а также результативность реализации Программы и ее влияние на социально-экономическое состояние города.
Для достижения поставленных целей и решения задач необходимо реализовать мероприятия в трехлетний период. Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы представлены в таблице.
Показатели и индикаторы оценки реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя, индикатора |
Источник информации |
Текущее значение показателя, индикатора (оценка) |
Целевое значение показателя, индикатора (прогноз) |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
1 |
Количество экономически активных малых и средних предприятий, единиц |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
24706 |
25200 |
25700 |
26300 |
2 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, единиц |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
37207 |
37950 |
38700 |
39500 |
3 |
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
164,3 |
167,5 |
170,8 |
174,3 |
4 |
Доля занятых на малых и средних предприятиях города в общей численности работников списочного состава крупных, средних, малых предприятий, % |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
32,6 |
33,0 |
35,0 |
36,0 |
5 |
Среднемесячная заработная плата работников списочного состава малого и среднего предприятия, тыс. рублей |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
21,0 |
22,1 |
23,2 |
24,3 |
6 |
Доля продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового территориального продукта, % |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
28,0 |
28,3 |
28,7 |
29,0 |
7 |
Оборот малых предприятий в обороте всех предприятий г. Казани, % |
Казанский отдел Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ |
29,6 |
30,1 |
30,5 |
31,0 |
8 |
Доля налоговых поступлений (ЕНВД, налог по УСН, единый сельскохозяйственный налог) от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых поступлений бюджета г. Казани, % |
Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани |
15,2 |
16,0 |
16,5 |
17,0 |
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства бюджетных и внебюджетных источников. Бюджетные источники:
1) бюджет Республики Татарстан - средства, предусмотренные в бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период, а также средства, выделяемые на конкурсной основе из бюджета Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (прогнозируется как возможный источник средств без указания конкретных сумм);
2) бюджет муниципального образования г. Казани - средства, предусмотренные на финансирование мероприятий настоящей Программы, прописанные в бюджете г. Казани на очередной финансовый год и плановый период.
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
Всего |
в том числе по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Средства бюджета г. Казани |
36751,1* |
10000,0 |
12851,1 |
13900,0 |
Внебюджетные источники:
1) средства коммерческих банков - кредитные ресурсы, заявленные для кредитования субъектов малого предпринимательства;
2) средства участников из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируются как возможный источник средств).
VII. Механизм управления реализацией Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Руководитель Исполнительного комитета г. Казани.
Комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани организует планирование, взаимодействие, координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы.
Ежегодно комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани представляет отчет о ходе реализации Программы Руководителю Исполнительного комитета г. Казани.
По итогам прошедшего года ход реализации Программы рассматривается на сессии Казанской городской Думы.
VIII. Основные мероприятия Программы развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы
N п/п |
Перечень мероприятий |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Срок исполнения |
1. Создание условий для эффективного развития малого на основе совершенствования нормативно-правовой базы предпринимательства | |||||
1 |
Разработка нормативно-правовой базы на муниципальном уровне в области поддержки малого предпринимательства |
Совершенствование правовой базы развития малого предпринимательства |
КЭР, ОТП |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
2 |
Участие представителей субъектов малого предпринимательства г. Казани в обсуждении проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого предпринимательства |
Активное взаимодействие представителей субъектов малого предпринимательства и органов местного самоуправления, что, в свою очередь, будет способствовать устранению недочетов в деятельности и тех, и других |
СМП (по согласованию); КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
3 |
Взаимодействие Исполнительного комитета г. Казани с негосударственными общественными фондами, объединениями и ассоциациями |
Реализация политики в области поддержки и развития малого предпринимательства на территории города Казани, совместная разработка и проведение мероприятий в сфере поддержки и развития малого бизнеса, проведение согласованной инвестиционной и кредитной политики в области поддержки малого предпринимательства |
СМП (по согласованию); КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
4 |
Разработка административных регламентов предоставления муниципальных услуг, направленных на устранение административных барьеров |
Обеспечение сочетания интересов государства, потребителей и предпринимателей посредством оптимизации контрольно-разрешительной практики. Создание четких регламентов деятельности городских служб с указанием исчерпывающего перечня запрашиваемых документов и конкретных сроков их рассмотрения на каждом этапе |
КЭР, ОТП |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
5 |
Подготовка рекомендаций о совершенствовании мер, направленных на противодействие коррупции |
Обобщение и распространение позитивного опыта антикоррупционного поведения |
УКМД, ПУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
2. Развитие инфраструктуры инновационного предпринимательства, реализация инновационного потенциала | |||||
1 |
Содействие в создании условий субъектам малого предпринимательства для реализации инновационных проектов |
Развитие системы финансово-имущественной поддержки на льготных условиях |
КЗИО, ФУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
2 |
Привлечение субъектов малого предпринимательства для осуществления деятельности в созданных: - профильных региональных технопарках, - технополисах, - индустриальных парках, - промышленных кластерах |
Увеличение количества субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в инновационно активных образованиях |
КЭР, КЗИО, УАиГ, УКС; АИР РТ (по согласованию) |
Бюджет РТ и бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, внебюджетные средства |
2011-2013 гг. |
3 |
Создание индустриальных центров на базе неиспользованных административных зданий |
- |
КЗИО |
- |
- |
4 |
Развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования |
Открытие детских дошкольных учреждений на основании принципа муниципально-частного партнерства |
КЭР, КЗИО, УО, ПУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
5 |
Содействие коммерциализации инновационных идей и проектов, в том числе прошедших отбор в конкурсе на стипендию Мэра г. Казани |
Реализация инновационной активности и инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства |
КДДМ, КЭР, ФУ |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
3. Оказание имущественной и финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства | |||||
1 |
Льготное кредитование на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях |
Создание дополнительных рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в городской бюджет |
КЭР, ФУ |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
2 |
Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к пользованию электронной торговой площадкой путем проведения обучающих семинаров |
Увеличение числа субъектов малого предпринимательства, участвующих в выполнении муниципального заказа |
ГА, КЭР, ФУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
3 |
Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к реконструкции неиспользуемых объектов недвижимого имущества, имеющего историческую ценность |
Формирование и систематическое обновление реестра муниципального имущества, которое может использоваться на льготных условиях субъектами малого предпринимательства. Уменьшение количества неиспользуемых объектов недвижимости |
КЗИО, УКС, УАиГ, СМП (по согласованию) |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, внебюджетные средства |
2011-2013 гг. |
4 |
Разработка упрощенного механизма согласования строительной документации субъектам малого и среднего предпринимательства |
- |
УАиГ, УГР, ПУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
5 |
Разработка предложений о корректировке значений налоговых ставок для создания благоприятных условий развития малого |
Создание оптимальной налоговой среды для деятельности субъектов малого бизнеса. Стимулирование субъектов малого предпринимательства, осуществляющих# |
КЗИО, ФУ, КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
6 |
Предоставление льгот субъектам малого и среднего предпринимательства и объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры |
Создание льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в части присоединения к объектам инженерной инфраструктуры |
МУП "Водоканал", МУП "ПО "Казэнерго", КЖКХ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
7 |
Поддержка результативного использования возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных методов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса |
Расширение возможностей малых предприятий в части использования современных оборудования, технологий на условиях лизинга, содействие расширению бизнеса посредством механизма франчайзинга |
КЭР, ФУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
8 |
Привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в программах субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (лизинг-грант) |
Расширение возможностей бизнеса посредством механизма лизинга |
КЭР, ГА; АИР РТ (по согласованию) |
Бюджет РТ в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
9 |
Создание необходимых условий (предоставление налоговых льгот, преференций) субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, в том числе строительство многоуровневых парковок |
Увеличение на территории г. Казани количества многоуровневых парковок |
КТ, КЗИО, УАиГ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
10 |
Создание на территории г. Казани универсального рынка в целях поддержки местных сельхозтоваропроизводителей и привлечения владельцев существующих объектов мелкорозничной сети с последующим перепрофилированием торговой деятельности |
Стимулирование к развитию крестьянско-фермерских хозяйств и привлечение бывших владельцев объектов мелкорозничной сети к осуществлению дальнейшей предпринимательской деятельности в новом формате торговли |
КЭР, КЗИО, УАиГ, УКС |
Бюджет РТ, бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, внебюджетные средства |
2011-2013 гг. |
4. Внедрение информационных и коммуникационных технологий для субъектов малого предпринимательства | |||||
1 |
Систематизация и распространение передового опыта работы представителей малого бизнеса путем информационного сопровождения мероприятий, проводимых в сфере поддержки и развития малого предпринимательства города |
Привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в проводимых Исполнительным комитетом г. Казани конкурсах, выставках, иных мероприятиях |
УИТС, КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
2 |
Подготовка материалов для информационно-справочного пособия для субъектов малого предпринимательства г. Казани |
Повышение правовой грамотности субъектов малого предпринимательства по различным аспектам ведения бизнеса и во взаимоотношениях с органами власти |
КЭР, ТПП РТ (по согласованию) |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
3 |
Обновление и поддержание в актуальном состоянии Инвестиционного паспорта г. Казани |
Возможность субъектам малого предпринимательства свободно ориентироваться в актуальных направлениях бизнеса в городе, что будет способствовать улучшению конъюнктуры малого предпринимательства, сокращению доли убыточных предприятий |
КЭР, ОТП, ТОФСГС (по согласованию) |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
4 |
Консультирование субъектов малого предпринимательства при формировании документов и регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя посредством создания интернет-страницы (единого информационного пространства) |
Создание единого информационного пространства для информационной поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности |
ГА, КЭР, ПУ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
5 |
Оказание консультационных услуг субъектам малого предпринимательства в рамках проекта "Начало дела" |
Полное консультационное сопровождение субъектов малого предпринимательства: от создания до момента реализации бизнес-проекта |
КЭР; АИР РТ (по согласованию) |
Бюджет РТ в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
5. Формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве в целом | |||||
1 |
Широкое освещение в средствах массовой информации состояния развития предпринимательства в г. Казани и деятельности субъектов малого предпринимательства: - проведение на городских и региональных телеканалах передач с участием успешных предпринимателей и представителей городской власти о поддержке субъектов малого предпринимательства; - широкое освещение любой общественной и социально направленной деятельности предпринимателей города в телевизионных новостях; - организация наружной рекламы, визуализирующей образ успешного предпринимателя, с акцентом на тесное сотрудничество с органами власти города; - издание статей, информационных материалов, направленных на формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности |
Повышение доверия и интереса общественности к предпринимательству как форме самозанятости. Приобщение предпринимателей к социальной ответственности бизнеса |
УИТС, КЭР, КВСТ, УНР; ОСОС (по согласованию) |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, внебюджетные источники |
2011-2013 гг. |
2 |
Содействие в продвижении услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, федеральные и международные рынки |
Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий малого бизнеса города |
КВСТ, КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
3 |
Проведение конкурса "Городская марка качества продукции, товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства" и конкурса инновационных и производственных проектов субъектов малого предпринимательства |
Повышение доверия населения к качеству производимых субъектами малого предпринимательства товаров и услуг |
КЭР |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, внебюджетные источники |
2011-2013 гг. |
4 |
Содействие в организации обмена опытом со структурами развития предпринимательства субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, их взаимного сотрудничества |
Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий малого бизнеса города на межрегиональном и международном уровнях |
КВСТ, КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
5 |
Проведение заседаний Координационного совета по развитию малого предпринимательства г. Казани в целях выработки согласованных подходов к развитию города |
Принятие совместных решений по основным направлениям социально-экономического развития г. Казани |
КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
6 |
Взаимодействие с управляющими рынками компаниями в целях приведения розничных рынков г. Казани в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" |
Все розничные рынки должны осуществлять свою деятельность в капитально отстроенных помещениях |
КЭР, КЗИО, УАиГ, управляющие рынками компании (по согласованию) |
Внебюджетные средства |
2011-2013 гг. |
7 |
Развитие сети объектов общественного питания в спортивных объектах города |
Оснащение всех спортивных учреждений города необходимыми объектами общественного питания |
КФиС |
Внебюджетные средства |
2011-2013 гг. |
8 |
Проведение тренингов по развитию сервиса в рамках подготовки к Универсиаде - 2013 |
Подготовка персонала в соответствии с международным уровнем |
КЭР, КВСТ, КДДМ, образовательные учреждения (по согласованию) |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, внебюджетные средства |
|
6. Развитие кадрового потенциала для малого предпринимательства | |||||
1 |
Реализация целевых образовательных программ подготовки специалистов для приоритетных отраслей экономики города |
Создание комфортных условий для деятельности субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики города |
КЭР, КЖКХ, УО, УК, УЗ; ЦЗН (по согласованию) |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
2 |
Организация и проведение выездных ярмарок вакансий для привлечения квалифицированных кадров |
Трудоустройство безработных граждан на малых предприятиях |
ЦЗН (по согласованию) |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
3 |
Содействие в организации стажировок по приобретению опыта работы у иностранных партнеров в сфере малого предпринимательства, использующих передовые технологии и системы управления производственными процессами для субъектов малого предпринимательства |
Развитие кадрового потенциала субъектов малого предпринимательства |
УКП, КВСТ, КЭР |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
4 |
Развитие взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с центрами занятости населения районов г. Казани с целью информирования населения о возможности привлечения инициативных, ответственных лиц к организации собственного бизнеса (самозанятости) в приоритетных для города отраслях экономики |
Стимулирование предпринимательской деятельности молодежи, содействие занятости граждан, столкнувшихся с проблемами трудоустройства |
КДДМ, УО, ГА, ЦЗН (по согласованию) |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
5 |
Организация образовательных семинаров и консультаций, организация и проведение Дня карьеры |
Развитие молодежного предпринимательства |
КЭР, КДДМ, СМП (по согласованию) |
Бюджет г. Казани в пределах утвержденных бюджетных ассигнований |
2011-2013 гг. |
6 |
Реализация научно-образовательного потенциала молодежи в предпринимательской сфере |
Повышение инновационной активности и реализация инновационного потенциала молодежи |
КДДМ, ЦЗН (по согласованию) |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
7 |
Содействие в подготовке презентации проектов молодых предпринимателей, помощь в подготовке проектов к участию в конкурсах, содействие в поиске российских и зарубежных партнеров для развития бизнеса |
Развитие молодежного предпринимательства |
КЭР, КДДМ, УО, КВСТ |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
8 |
Взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности с вузами (привлечение субъектов малого предпринимательства к коммерциализации идей микропредприятий, создаваемых при вузах) |
Коммерциализация передовых научных разработок |
Вузы, СМП (по согласованию) |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
9 |
Направление студентов вузов, учащихся ссузов и профессиональных училищ для работы в сфере малого предпринимательства, на предприятиях промышленности с последующим распространением знаний по основам ведения предпринимательской деятельности и организации работы предприятий промышленности |
Формирование объективного мнения о деятельности промышленных предприятий города и изучение вопросов эффективного управления предприятием и персоналом. Изучение вопросов современного финансового планирования, новейших технологий, материалов и оборудования. Формирование кадрового потенциала среди учащихся города в целях дальнейшего привлечения к работе в данной сфере |
КДДМ, структурные подразделения Исполнительного комитета г. Казани |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
7. Мониторинг текущего состояния малого предпринимательства в городе и конъюнктура рынка товаров и услуг города | |||||
1 |
Изучение конъюнктуры рынка товаров и услуг города, разработка и развитие на ее основе эффективных мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства в соответствии с приоритетными направлениями развития г. Казани. Проведение комплексного маркетингового исследования деятельности предпринимательских структур в городе |
Получение комплексной информации о роли субъектов малого предпринимательства на рынке г. Казани, потенциале малого предпринимательства, актуализация мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства. Получение объективного материала для проведения анализа обеспеченности жителей города (по районам) товарами и услугами, предоставляемыми предпринимателями, с целью более эффективного размещения новых производственных, торговых и сервисных предприятий |
КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
2 |
Анализ текущего состояния малого предпринимательства в городе на основе статистических данных |
Формирование базы данных для оценки конечных результатов реализации Программы. Дополнение уже существующей статистической картины достоверной и полной информацией о текущем состоянии малого предпринимательства в г. Казани |
ТОФСГС (по согласованию), КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
3 |
Организация проведения ежегодного мониторинга состояния развития малого инновационного и производственного предпринимательства |
Создание реестров конкурентоспособных малых предприятий |
ГА, КЭР |
Без финансирования |
2011-2013 гг. |
Расшифровка аббревиатур к таблице мероприятий:
ОТП - отраслевые и территориальные подразделения Исполнительного комитета г. Казани;
СМП - субъекты малого предпринимательства;
ГА - главы администраций районов Исполнительного комитета г. Казани;
КЭР - комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани;
КВСТ - комитет внешних связей и туризма Аппарата Исполнительного комитета г. Казани;
КЗИО - Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани;
КЖКХ - Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани;
КТ - Комитет по транспорту Исполнительного комитета г. Казани;
ПУ - правовое управление Аппарата Исполнительного комитета г. Казани;
КДДМ - Комитет по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г. Казани;
КФиС - Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета г. Казани;
ФУ - Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани;
УАиГ - Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани;
УГР - Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета г. Казани;
УКС - Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета г. Казани;
УО - Управление образования Исполнительного комитета г. Казани;
УЗ - Управление здравоохранения Исполнительного комитета г. Казани;
УК - Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани;
УНР - Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета г. Казани;
УИТС - Управление информационных технологий и связи Исполнительного комитета г. Казани;
УКП - управление кадровой политики Аппарата Исполнительного комитета г. Казани;
УКМД - управление контроля муниципальной деятельности и реализации антикоррупционной политики Аппарата Исполнительного комитета г. Казани;
ЦЗН - ГБУ "Центр занятости населения г. Казани";
ТОФСГС - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ;
АИР РТ - Агентство инвестиционного развития РТ;
ОСОС - отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата Казанской городской Думы.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с бюджетом муниципального образования города Казани
* Цифры могут быть скорректированы при внесении изменений в бюджет г. Казани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является создание условий и инструментов для устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства в г. Казани как важнейшего компонента формирования инновационной экономики и увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития города.
Сроки реализации Программы - 2011-2013 годы.
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства бюджетных и внебюджетных источников. Всего на реализацию Программы потребуется 36751,1 тыс.руб. Приведено распределение средств по годам реализации Программы.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Руководитель Исполкома. Комитет экономического развития организует планирование, взаимодействие, координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы. Ежегодно Комитет представляет отчет о ходе реализации Программы Руководителю Исполкома. По итогам прошедшего года ход реализации Программы рассматривается на сессии Казгордумы.
Приведен перечень основных мероприятий Программы.
В результате реализации Программы ожидается увеличение доли продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового территориального продукта; увеличение количества экономически активных малых предприятий, индивидуальных предпринимателей; увеличение численности занятых на малых предприятиях города; увеличение среднемесячной заработной платы работников; увеличение доли налоговых поступлений.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28 февраля 2011 г. N 794 "О Программе развития малого предпринимательства в г. Казани на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, N 33, 25 августа 2011 г.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 октября 2014 г. N 5927 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 7 февраля 2013 г. N 1203