Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 11 октября 2011 г. N 13-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.М. Кандрабаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года)"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Н. Багаутдинова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки В.М. Кандрабаевой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 19 июля 2011 года поступила жалоба гражданки В.М. Кандрабаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (в редакции от 15 июня 2009 года), согласно которому право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Из обращения и приложенных к нему документов следует, что многодетная семья в составе заявительницы и шестерых ее детей с 2000 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Исполнительном комитете г. Набережные Челны. Как считает гражданка В.М. Кандрабаева, в 2000 году ее семья полностью соответствовала критериям для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не получила жилое помещение в порядке льготной очереди.
В 2011 году данная семья была включена в список граждан, имеющих право на получение субсидии для обеспечения жильем многодетных семей в соответствии с оспариваемыми Правилами. Однако 20 мая 2011 года решением жилищной комиссии по обеспечению реализации на территории г. Набережные Челны федеральных и республиканских подпрограмм по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" семья заявительницы была исключена из списка получателей сертификата, поскольку три ее дочери (Кандрабаевы Светлана Юрьевна, Екатерина Юрьевна и Мария Юрьевна) образовали свои семьи. При этом, как отмечает гражданка В.М. Кандрабаева, ее дочери не состояли в зарегистрированном браке, а являются матерями-одиночками, проживают вместе с ней, своими детьми и тремя другими сестрами в одной квартире и ведут общее хозяйство.
Между тем, как указывает заявительница, основаниями для отказа в признании гражданина имеющим право на получение сертификата являются: непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 9 или 10 названных Правил, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, реализация ранее права на улучшение жилищных условий (получение жилого помещения) с использованием субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов. Как утверждает заявительница, ни одно из перечисленных оснований для отказа в предоставлении сертификата к ее семье неприменимо. В результате отказа права на государственную поддержку в виде предоставления сертификата лишены не только трое ее дочерей, имеющих своих детей, но и трое других детей, которые до настоящего времени являются несовершеннолетними.
Гражданка В.М. Кандрабаева полагает, что подпункт "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), не соответствует статьям 38 и 55 Конституции Республики Татарстан, и просит Конституционный суд Республики Татарстан признать его не соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Положения подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), уже были предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан.
В постановлении от 5 октября 2011 года N 44-П Конституционный суд Республики Татарстан признал указанную правовую норму соответствующей Конституции Республики Татарстан и обратил внимание на необходимость дополнительного урегулирования оспариваемых положений с целью устранения возможности их неоднозначного толкования правоприменителем.
Конституционный суд Республики Татарстан рассмотрел подпункт "а" пункта 4 указанных Правил в полном объеме. Его правовая позиция, выраженная в постановлении от 5 октября 2011 года N 44-П, распространяется на все многодетные семьи, претендующие на получение жилищных сертификатов в соответствии с данными Правилами, в том числе и на семью гражданки В.М. Кандрабаевой.
Применительно к доводам заявительницы следует указать, что по своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, как отметил Конституционный суд Республики Татарстан (пункт 3.1 постановления), не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей.
Указанное постановление Конституционного суда Республики Татарстан и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения по тому же предмету.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, статьями 67, 69, 72 и 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.М. Кандрабаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), поскольку по предмету данной жалобы Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке В.М. Кандрабаевой, а также в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом спора стала жалоба на Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, в части, устанавливавшей право на получение субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, имеющих пять и более детей, при условии регистрации и проживания с родителями и необразования своих семей.
В принятии к рассмотрению жалобы отказано, поскольку по предмету данной жалобы Конституционным судом РТ ранее было вынесено постановление от 5 октября 2011 г. N 44-П, сохраняющее свою силу.
Правовая позиция, выраженная в указанном постановлении, распространяется на все многодетные семьи, претендующие на получение жилищных сертификатов в соответствии с данными Правилами, в том числе и на семью заявительницы.
По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей.
Определение Конституционного суда по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного суда РТ от 11 октября 2011 г. N 13-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.М. Кандрабаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года)"
Текст определения официально опубликован не был