Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
от 22 сентября 1999 г. N 302
"Об утверждении нормативно-технических документов по санитарной очистке территорий населенных мест Республики Татарстан"
В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" от 28.06.99 г. N 395, обеспечения должного санитарного порядка, чистоты и повышения уровня благоустройства домовладений и населенных мест Республики Татарстан приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 1999 года прилагаемые Правила уборки и санитарной очистки территорий населенных мест Республики Татарстан и Рекомендации по организации сбора и планово-регулярного удаления бытовых отходов с территорий населенных мест Республики Татарстан.
2. Руководителям РПО "Татсельжилкомхоз", МППБ и О городов, МПО ЖКХ и Б г. Елабуги, ПУ "Благоустройство" г. Альметьевска, МПО ЖКХ р.п. Камские Поляны, ПТЖКХ и ПТЖХ городов и районов, департаментам текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства г. Казани в месячный срок со дня введения Правил:
2.1. Обеспечить подведомственные предприятия необходимым количеством экземпляров указанных Правил;
2.2. Организовать обучение и проверку знаний подчиненного персонала, занятого уборкой и санитарной очисткой домовладений и территорий населенных мест;
2.3. Информацию по исполнению приказа предоставить в Минстройжилкомхоз РТ в срок до 01.11.99 года.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра Даутова М.А.
Министр |
И.Б. Шайдуллин |
Правила
уборки и санитарной очистки территорий населенных мест Республики Татарстан
(утв. приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 22 сентября 1999 г. N 302)
1. Общие положения
1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза и обезвреживания твердых и жидких бытовых отходов и уборки территории должна удовлетворять требованиям настоящих "Правил уборки и санитарной очистки территорий населенных мест Республики Татарстан".
1.2. Система уборки и санитарной очистки предусматривает сбор, удаление, обезвреживание, а также возможную утилизацию следующих видов отходов: хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
1.3. Для повышения санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе.
Площадки для строительства мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов (населенных пунктов) с санитарно-защитными зонами не менее 100 м.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения 4 класса опасности, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки с последующим использованием для планировок территорий, изолирования твердых бытовых отходов и иных целей.
Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные сооружения или полигоны для их обезвреживания и захоронения.
Вывоз, использование и захоронение отходов осуществляется только при наличии специального разрешения на размещение отходов, согласованного с региональными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов и учреждениями Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан.
1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений администраций городов и районов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
1.5. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов допускается только в места их санкционированного складирования и приема.
2. Сбор твердых и жидких бытовых отходов
Общие требования
2.1. На территории домовладений должны быть выделены специальные бетонированные или асфальтированные площадки для размещения контейнеров. Площадка должна быть с водонепроницаемым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов высотой не менее 1600 мм, с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозочных машин.
2.2. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников следует исходить из накопления отходов, численности населения, пользующегося мусоросборниками, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов.
2.3. Твердые бытовые отходы необходимо вывозить специальным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений-ассенизационным вакуумным транспортом.
Сбор твердых бытовых отходов
2.4. Периодичность вывоза бытовых отходов следует устанавливать по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы в следующем порядке:
- при температуре до +14 градусов бытовые отходы должны вывозиться не реже одного раза в три дня;
- при температуре выше +14 градусов - ежедневно;
- крупногабаритные отходы и отходы от текущего ремонта квартир, а также шлак местных котельных должен вывозиться по мере накопления;
2.5. Сбор твердых бытовых отходов следует производить в:
- переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел;
- контейнеры вместимостью до 800 л - с населением 200 чел. и более;
Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки окрашены стойкими красителями.
Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.
2.6. Контейнеры (площадки) должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 6.
2.7. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой"- после опорожнения).
2.8. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, бумага, металл и другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается. Для этого предусматриваются специальные мусоросборники, предназначенные для сбора каждого вида отходов отдельно. В случае отсутствия специальных мусоросборников эта операция производится на мусоросортировочных станциях.
2.9. Во вновь строящихся жилых домах более 5 этажей следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН-8-72.
2.10. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом.
2.11. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Их следует систематически очищать, дезинфицировать, а в случае необходимости и дезинсектировать.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8-5%), креолина (8-5%), нафтализола (15-10%), фенола (3-5%), метасиликата натрия (1-3%). Время контакта не менее 0,5 ч. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
2.12. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
2.13. Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
Сбор пищевых отходов
2.14. Собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота".
2.15. Сбор, хранение и вывоз пищевых отходов следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по организации сбора и вывоза пищевых отходов.
2.16. Откормочные хозяйства, использующие пищевые отходы для кормления свиней, обязаны получить для этого специальное разрешение от главного ветеринарного врача района (города) по месту нахождения хозяйства. При изменении эпизоотической обстановки в животноводческих хозяйствах данной местности разрешение на продолжение сбора пищевых отходов в каждом конкретном случае дает главный ветеринарный врач района (города).
2.17. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), закрывающиеся крышками.
2.18. Сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции 2%-ным раствором кальцинированной соли или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой. Ответственность за правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.
Сбор жидких отходов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.18. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций с отверстиями до 25 мм. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим для всех отходов.
2.19. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.
2.20. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. В помещениях общественных уборных должны быть гладкие стены и полы, допускающие их промывку. Уборные должны иметь естественное и электрическое освещение и вытяжную вентиляцию. Допускается устраивать теплые (внутриквартальные) уборные с унитазом со смывом из ведра, а также не отапливаемые дворовые уборные.
Емкость выгребов при очистке один раз в месяц следует определять из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу):
- в уборных без промывки - 0,1 куб. м
- с промывкой унитаза из ведра - 0,2-0,25 куб. м
- в дворовых уборных и помойницах с общим выгребом - 0,25-0,30 куб. м
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м.
Выгребы должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными или же деревянными с обязательным устройством "замка" из жирной мятой глины толщиной 0,35 м вокруг стенок и под дном выгреба.
2.21. Выгреб следует очищать по мере его заполнения по заявкам обслуживаемых организаций, при этом допускается наполнение выгреба не выше, чем 0,35 м от поверхности земли.
2.22. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами.
2.23. Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорит натрия (3-5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). (Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников: время контакта не менее 2 мин.)
Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).
2.24. Выгреба в домах, присоединяемых к канализационной сети, в последующем должны быть полностью очищены от содержимого, стенки и днища разобраны, ямы засыпаны грунтом и утрамбованы.
3. Обезвреживание отходов
3.1. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на санкционированных, специально оборудованных полигонах (пунктах приема) отходов или специальных сооружениях по переработке и утилизации отходов. Вывоз отходов в другие несанкционированные места категорически запрещается.
3.2. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные сооружения или полигоны для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий запрещается.
3.3. Строительство полигонов твердых бытовых отходов осуществляется в местах, согласованных с органами Государственного контроля, и по проектам, прошедшим Государственную экологическую экспертизу.
Эксплуатация полигона осуществляется в соответствии с проектными решениями и "Санитарными правилами устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов".
3.4. Участки для полигонов ТБО отводятся на основании "Акта выбора участка" с участием заинтересованных министерств, ведомств и органов Госконтроля с учетом климатических, гидрогеологических и природоохранных требований.
3.5. Все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.
4. Уборка населенных мест
4.1. На всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояние между урнами должны быть не более 50 м на тротуарах 3 категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазин и т.д.).
Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки промывать.
За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
Окраску урн следует возобновлять не реже одного раза в год.
4.2. Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для складирования прилегающие к ним территории.
4.3. Устройство на улицах палаток, ларьков, лотков для продажи фруктов и овощей должно быть согласовано с санитарно-эпидемиологическими службами. Уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 м, осуществляют владельцы павильонов.
4.4. Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Уборку прилегающих к домовладению общегородских (поселковых) улиц, проспектов, магистралей, площадок, набережных, мостов и др. следует производить специализированными городскими (поселковыми) службами.
4.5. Летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка, поливка вручную или с помощью спецмашин-должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы.
Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливочно-моечных машин.
Периодичность выполнения летних уборочных работ в зависимости от интенсивности движения следует принимать по табл. 1:
табл. N 1
Класс тротуара |
Периодичность выполнения |
1 |
Один раз в двое суток |
2 |
Один раз в сутки |
3 |
Два раза в сутки |
4.6. Уборка остановок городского транспорта, расположенных на тротуарах, должна осуществляться, как правило, при снегопадах и летом не менее двух раз в сутки.
4.7. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки, либо на поля компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается.
4.8. Заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой из открытых водоемов можно только по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
4.9. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 2.
табл. N 2
Класс тротуара |
Периодичность, ч., при температуре воздуха, град. С |
Периодичность при отсутствии снегопада, сутки |
|
ниже -2 |
выше -2 |
||
1 |
через 3 |
через 1,5 |
через 3 |
2 |
через 2 |
через 1 |
через 2 |
3 |
через 1 |
через 0,5 |
через 1 |
Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах формироваться в валы.
Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием; периодичность выполнения один раз в 3, 2, и 1 сутки, соответственно для тротуаров 1, 2, и 3 классов.
Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования.
Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.
На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления.
Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах 1 и 2 классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 ч.
Последовательность уборки снега на тротуарах следует назначать:
- если тротуары и проезжая часть улицы убираются различными машинами, снег, собранный с тротуаров, должен быть перемещен на прилотковую полосу до укладки и формирования валов снега на проезжей части улиц;
- если тротуары и проезжая часть убираются одними и теми же машинами, очередность уборки назначается в зависимости от интенсивности движения на тротуарах, класса тротуаров и значимости улиц.
Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий песко-соляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей. В первую очередь следует обрабатывать тротуары, остановки пассажирского транспорта, участки с уклонами, а также участки тротуаров и остановок, примыкающие к местам большого скопления людей.
Время проведения обработки покрытий песко-соляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ - 3 ч.
Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская попадания на открытый грунт, под деревья или газоны.
Обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений. Песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5-8% массы песка.
Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать:
- промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод;
- систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети;
- общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, собирая и удаляя мусор, оставшийся снег и лед.
5. Уборка объектов с обособленной территорией
На объектах с обособленной территорией (рынки, пляжи, парки, лечебно-профилактические учреждения, школы) запрещается строить и переоборудовать санитарные установки без согласования с санитарно-эпидемиологическими службами, собирать отходы, мыть автотранспорт, хранить тару в местах, не отведенных для этой цели.
Пляжи
5.1. Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Вывозить собранные отходы разрешается до 8 ч утра.
5.2. Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 10 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 кв. м территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.
5.3. Контейнеры емкостью 0,75 куб. м следует устанавливать из расчета один контейнер на 3500-4000 кв. м площади пляжа.
5.4. На территориях пляжей необходимо устраивать общественные туалеты из расчета одно место на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 и не более 200 м.
5.5. На территории пляжа должны быть установлены фонтанчики с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям СанПИН 2.1.4.559-96 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Расстояние между фонтанчиками не должно превышать 200 м. Отвод использованных вод допускается в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых фонтанчиков в места, не предназначенные для этой цели.
5.6. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих растворов.
5.7. Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку.
5.8. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.
5.9. В местах, предназначенных для купания, категорически запрещается стирать белье и купать животных.
Рынки
5.10. Территория рынка (в том числе хозяйственные площадки) должны иметь твердое покрытие (асфальт, булыжник).
На рынках площадью до 0,2 га в виде исключения допускается утрамбованная поверхность с обязательной подсыпкой песка слоем не менее 3 см.
5.11. Территория рынка должна иметь канализацию и водопровод.
5.12. На рынках без канализации общественные туалеты с непроницаемыми выгребами следует располагать на расстоянии не менее 50 м от места торговли. Число расчетных мест в них должно быть не менее одного на каждые 50 торговых мест.
5.13. Хозяйственные площадки необходимо располагать на расстоянии не менее 30 м от мест торговли.
5.14. При определении числа урн следует исходить из того, что на каждые 50 кв. м площади рынка должна быть установлена одна урна, причем расстояние между ними вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 10 м. При определении числа мусоросборников вместимостью до 100 л следует исходить из расчета: не менее одного на 200 кв. м площади рынка и устанавливать их вдоль линии торговых прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать 20 м. Для сбора пищевых отходов должны быть установлены специальные емкости.
5.15. На рынках площадью 0,2 га и более собранные на территории отходы следует хранить в контейнерах емкостью 0,75 куб. м.
5.16. Часы работы рынков устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления. Один день в неделю объявляется санитарным для уборки и дезинфекции всей территории рынка, основных и подсобных помещений, торговых мест, прилавков, столов, инвентаря.
5.17. Технический персонал рынка после его закрытия должен производить основную уборку территории. Днем следует производить патрульную уборку и очистку наполненных отходами сборников.
5.18. В теплый период года, помимо обязательного подметания, территорию рынков с твердым покрытием следует ежедневно мыть.
Парки
5.19. Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусоросборников, должна быть расположена не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.).
5.20. При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами не должно быть более 40 м. У каждого ларька, киоска (продовольственного, сувенирного, книжного и т.д.) необходимо устанавливать урну емкостью не менее 10 л.
5.21. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавливать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.
5.22. При определении числа контейнеров для хозяйственных площадок следует исходить из среднего накопления отходов за 3 дня.
5.23. Общественные туалеты необходимо устанавливать на расстоянии не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих, исходя из расчета: одно место на 500 посетителей.
5.24. Основную уборку следует производить после закрытия парков до 8 ч утра. Днем необходимо собирать отходы и опавшие листья, производить патрульную уборку, поливать зеленые насаждения.
Лечебно-профилактические учреждения
5.25. Собирать отходы из кожно-венерологических, инфекционных, онкологических, хирургических (в том числе гинекологических) отделений следует в герметические сборники емкостью 50-100 л с плотно закрывающимися крышками. Запрещается вывозить такие отходы. Их следует уничтожать на месте по согласованию с учреждениями санэпидемслужбы.
5.26. Сбор, хранение, удаление и захоронение отходов, содержащих радиоактивные вещества, должны осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.
5.27. Расположение специальных установок, сжигательных печей на территории регламентируется соответствующими санитарными и строительными нормативами и согласовывается с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.
5.28. Режим и способ уборки территории с твердым покрытием зависят от специфики лечебного учреждения и решаются на месте по согласованию с санитарно-эпидемиологическим надзором.
5.29. Размер хозяйственной площадки для установки контейнеров должен быть не менее 40 кв. м, и площадку следует располагать на расстоянии не ближе 50 м от лечебных корпусов и пищеблоков. Допускается устанавливать сборники отходов во встроенных помещениях.
5.30. В медицинских лечебных учреждениях необходимо использовать только эмалированные и фаянсовые урны.
При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые 700 кв. м дворовой территории лечебного учреждения. На главных аллеях должны быть установлены урны на расстоянии 10 м одна от другой.
5.31. Технический персонал медицинского учреждения должен ежедневно производить очистку, мойку, дезинфекцию урн, сборников и площадок под контейнеры.
Школы
5.32. Размер хозяйственной площадки для установки контейнеров должен быть не менее 40 кв. м, и площадку следует располагать на расстоянии не ближе 50 м от учебных корпусов и пищеблоков. Допускается устанавливать сборники отходов во встроенных помещениях.
При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые 700 кв. м дворовой территории учебного учреждения. На главных аллеях должны быть установлены урны на расстоянии 10 м одна от другой.
5.33. Технический персонал учебного учреждения должен ежедневно производить очистку, мойку, дезинфекцию урн, сборников и площадок под контейнеры.
6. Ответственность за уборку и санитарную очистку территорий населенных мест
6.1. В соответствии с существующим законодательством контроль за санитарно-экологическим состоянием территорий населенных мест осуществляется органами государственного контроля Республики Татарстан на основании утвержденных положений.
6.2. Органами местного самоуправления (администрациями городов и районов) утверждаются:
- титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
- список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
- состав инспекции по охране окружающей среды;
- мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
- организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений.
6.3. Жилищно-эксплуатационные конторы, жилищно-коммунальные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны обеспечить:
- своевременное заключение договоров на удаление бытовых отходов;
- проведение разъяснительной работы среди населения по организации выполнения мероприятий Правил уборки и санитарной очистки территорий населенных мест;
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- сборники и инвентарь, применяемые для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
- оборудование площадок с водонепроницаемыми покрытиями под мусоросборники;
- свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории;
- принятие мер по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.3. Предприятиям по уборке следует:
- своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
- составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
- корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
- обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
- в районах застройки домов, принадлежащих на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых бытовых отходов не реже двух раз в неделю.
6.4. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении настоящих правил, привлекаются к ответственности в соответствии с Указами Президента Республики Татарстан "Об усилении ответственности за нарушение правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах Республики Татарстан" N УП-198 от 21.04.92 и "Об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 14 июля 1999 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с утвержденными Правилами регулируется порядок организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза и обезвреживания твердых и жидких бытовых отходов и уборки населенных мест Республики Татарстан.
Система уборки и санитарной очистки предусматривает сбор, удаление, обезвреживание, а также возможную утилизацию хозяйственно-бытовых отходов, в том числе пищевых, из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов.
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений администраций городов и районов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Вывоз твердых и жидких бытовых отходов допускается только в места их санкционированного складирования и приема.
Регламентирован порядок сбора твердых и жидких бытовых отходов; уборки населенных мест; уборки объектов с обособленной территорией.
Контроль за санитарно-экологическим состоянием территорий населенных мест осуществляется органами государственного контроля республики на основании утвержденных положений.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 22 сентября 1999 г. N 302 "Об утверждении нормативно-технических документов по санитарной очистке территорий населенных мест Республики Татарстан"
Текст приказа официально опубликован не был