Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению районного Совета
Алексеевского муниципального района
от 28 октября 2010 г. N 2/20
Изменения и дополнения
в Устав муниципального образования Алексеевский муниципальный район Республики Татарстан
1. В статье 5:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.".
2. В статье 6:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Структуру органов местного самоуправления Района составляют Совет Района, глава Района, Исполнительный комитет Района, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.".
3. В статье 7:
а) название статьи изложить в следующей редакции: "Вопросы местного значения Района";
б) в пункте 1:
- пп. 18 изложить в следующей редакции:
"18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Района, услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;";
- дополнить пп. 29 следующего содержания:
"29) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;";
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления Района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.".
4. В статье 7.1:
а) в части 1:
- пункт 2 признать утратившим силу;
- дополнить пунктами 7, 8 следующего содержания:
"7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;
8) создание условий для развития туризма.".
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органы местного самоуправления Района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не преданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.".
5. В статье 30:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Очередные заседания Совета Района проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Внеочередные заседания созываются по инициативе Главы Района или группы депутатов не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета Района.".
6. Статью 33 изложить в новой редакции:
"Статья 33. Досрочное прекращение полномочий Совета Района
1. Полномочия Совета Района независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия Совета Района также прекращаются:
1) в случае принятия Советом Района решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном настоящим Уставом;
2) в случае вступления в силу решения Верховного суда Республики Татарстан о неправомочности данного состава депутатов Совета Района, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3) в случае преобразования Района, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в случае упразднения Района;
4) в случае утраты статуса муниципального образования;
5) в случае увеличения численности избирателей Района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Района;
6) в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.
2. Досрочное прекращение полномочий Совета Района влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Совета Района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Советы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав Совета Района других депутатов.".
7. В статье 35:
а) в пункте 1:
- подпункты 8, 9, 10 изложить в следующей редакции:
"8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий Совета Района;
10) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами.";
- дополнить подпунктом 9.1 следующего содержания:
"9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;";
б) в пункте 2 слово "пунктах" заменить словом "подпунктах";
в) в пункте 3 слово "пункте" заменить словом "подпункте";
г) в пункте 4 слово "пункте" заменить словом "подпункте".
8. В статье 40:
а) в пункте 1:
- дополнить подпунктами 2.1, 11.1, 14, 15 следующего содержания:
"2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";";
11.1) изменения порядка формирования Совета Района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";";
14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования;
15) в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.";
- подпункты 9, 11, 13 изложить в следующей редакции:
"9) отзыва избирателями;
11) досрочного прекращения полномочий Совета Района;
13) утраты статуса муниципального образования;";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Района по основаниям, указанным в подпунктах 1-10 пункта 1 настоящей статьи, избрание нового Главы Района осуществляется на ближайшем заседании Совета Района.".
9. В статье 44:
а) часть 9 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
"- утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.".
10. В статье 49:
а) в пункте 1:
- подпункт 12 изложить в следующей редакции:
"12) увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования;";
- дополнить подпунктами 13, 14 следующего содержания:
"13) утраты статуса муниципального образования;
14) в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.".
11. Статью 55 изложить в новой редакции:
"Статья 55. Избирательная комиссия Района
1. Избирательная комиссия Района является муниципальным органом Района, который не входит в структуру органов местного самоуправления Района, осуществляющим подготовку и проведение местного референдума, голосование по вопросам изменения границ Района, преобразования Района.
2. Избирательная комиссия Района формируется Советом Района в порядке, установленном федеральным законодательством и Избирательным кодексом Республики Татарстан.
3. Срок полномочий избирательной комиссии Района составляет пять лет.
4. Избирательная комиссия Района формируется в составе 8 членов с правом решающего голоса.
5. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии Района предусматривается в бюджете Района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
6. Полномочия Избирательной комиссии Района, порядок и гарантии ее деятельности регулируются федеральными законами, законами Республики Татарстан.
7. Полномочия Избирательной комиссии Района по решению Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, принятому на основании обращения Совета Района, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию Республики Татарстан в соответствии с законодательством.".
12. Статью 79 изложить в следующей редакции:
"Статья 79. Права и обязанности муниципального служащего
1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
3. Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими федеральными законами;
11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
4. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
13. Статью 80 изложить в следующей редакции:
"Статья 80. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
1. Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения и запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан о муниципальной службе.
2. Для урегулирования конфликта интересов в органах местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии Поселения Алексеевского муниципального района в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, образовывается комиссия по урегулированию конфликта интересов.".
14. Статью 81 изложить в следующей редакции:
"Статья 81. Поощрение муниципального служащего
1. За успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности устанавливаются следующие виды поощрений:
- объявление благодарности;
- выплата единовременного денежного поощрения;
- награждение ценным подарком;
- награждение почетной грамотой;
- награждение государственными наградами Российской Федерации, Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством;
- другие поощрения, установленные муниципальными правовыми актами, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан.
В качестве меры поощрения за особые отличия в муниципальной службе классный чин муниципальному служащему может быть присвоен:
1) до истечения срока, установленного для прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в ранее присвоенном классном чине, - не выше очередного классного чина, соответствующего этой группе должностей муниципальной службы;
2) на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности муниципальной службы, - в пределах непосредственно вышестоящей группы должностей муниципальной службы.
2. Порядок и условия применения поощрений, за исключением награждения государственными наградами Российской Федерации, Республики Татарстан, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан, Положением о муниципальной службе в Алексеевском муниципальном районе Республики Татарстан и настоящим Уставом.
3. Поощрения объявляются правовым актом руководителя органа местного самоуправления, муниципального органа, в котором проходит службу муниципальный служащий.
4. Муниципальные служащие, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание, не могут быть поощрены.".
15. Статью 82 изложить в следующей редакции:
"Статья 82. Ответственность муниципального служащего
1. На муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение должностных полномочий, несоблюдение установленных законодательством ограничений, связанных с муниципальной службой, налагаются следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.
3. Дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих налагаются руководителем органа местного самоуправления, муниципального органа, в котором проходит службу муниципальный служащий.
4. За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
5. Порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания устанавливается трудовым законодательством Российской Федерации.".
16. Статью 83 изложить в следующей редакции:
"Статья 83. Гарантии для муниципального служащего
1. Муниципальному служащему в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан гарантируются:
- условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
- денежное содержание и иные выплаты;
- ежегодный оплачиваемый отпуск;
- медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2. Муниципальными правовыми актами могут быть установлены иные гарантии для муниципальных служащих Алексеевского муниципального района.
3. Предельные расходы на предоставление гарантий муниципальным служащим, а также суммы расходов на компенсационные выплаты, ежегодно устанавливаются решением Совета Алексеевского муниципального района о бюджете района на очередной финансовый год.".
17. Статью 84 изложить в следующей редакции:
"Статья 84. Денежное содержание муниципального служащего
1. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
2. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
3. Порядок и условия премирования, оказания материальной помощи муниципальным служащим устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, муниципальных органов в отношении муниципальных служащих этих органов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан, Положением о муниципальной службе в Алексеевском муниципальном районе Республики Татарстан и настоящим Уставом.".
18. Статью 86 изложить в новой редакции:
"Статья 86. Муниципальное имущество Района
В собственности Района может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством.".
19. В статье 92:
а) в части 12:
- абзац 11 признать утратившим силу;
б) часть 18 изложить в следующей редакции:
"18. В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, осуществляются следующие дополнительные к установленным пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры:
1) подписание соглашений с финансовым органом Республики Татарстан о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
2) представление Исполнительным комитетом Района в высший исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в Совет Района проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
3) проведение не реже одного раза в два года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами Республики Татарстан;
4) иные меры, установленные федеральными законами.".
20. В статье 99:
а) часть 4 дополнить предложением следующего содержания:
"Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Района, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения Устава Района в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.".
21. В статье 101:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Устав Района, решение Совета Района о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав после их принятия направляются Главой Района в федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации муниципальных образований для государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Изменения и дополнения, внесенные в Устав Района и изменяющие структуру органов местного самоуправления Района, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления Района), вступают в силу после истечения срока полномочий Совета Района, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений. Изменения и дополнения, внесенные в Устав Района и предусматривающие создание контрольного органа Района, вступают в порядке, предусмотренном абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".".
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета Алексеевского муниципального района РТ от 28 октября 2010 г. N 2/20 "О внесении изменений и дополнений в Устав... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.