Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о статусе депутата Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан
(утв. решением Совета Апастовского муниципального района РТ от 24 сентября 2011 г. N 33)
30 сентября 2017 г.
Настоящее Положение определяет права и обязанности депутата Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.
1. Депутат Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан
1.1. Депутатом Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан (далее - депутат) является избранный в соответствии с Избирательным кодексом Республики Татарстан представитель народа, уполномоченный осуществлять в Совете Апастовского муниципального района Республики Татарстан полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом, законами Республики Татарстан, Уставом муниципального образования "Апастовский муниципальный район Республики Татарстан" (далее - Уставом Района), настоящим Положением.
1.2. Статус депутата определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом, законами Республики Татарстан, Уставом муниципального образования "Апастовский муниципальный район Республики Татарстан", настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
2. Срок полномочий депутата
2.1. Срок полномочий депутата начинается со дня избрания его депутатом Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан и прекращается со дня начала работы Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных разделом 3 настоящего Положения.
3. Досрочное прекращение полномочий депутата
3.1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями в соответствии с законодательством и Уставом Района;
9) досрочного прекращения полномочий Совета Района;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
3.2. Решение Совета района о досрочном прекращении полномочий депутата Совета района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета района, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
3.3. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-7 пункта 3.1, рассматривается Советом района на его очередном заседании после наступления основания для досрочного прекращения полномочий депутата.
3.4. Прекращение полномочий депутата по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-7 пункта 3.1 оформляется решением Совета района, в котором указывается день прекращения полномочий депутата.
3.5. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
4. Условия осуществления депутатской деятельности
4.1. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
4.2. Депутаты Совета района осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе за исключением случаев, установленных Уставом Района.
4.3. Депутат не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4.4. Осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Татарстан, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
4.5. Депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.5. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются федеральными законами.
5. Удостоверение и нагрудный знак депутата
1. Депутат имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его личность и полномочия, а также нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положение об удостоверении, его образец утверждаются Советом Района.
6. Формы деятельности депутата
6.1. Формами деятельности депутата являются:
а) участие в заседаниях Совета района в порядке, установленном Регламентом Совета района;
б) участие в работе постоянных и временных комиссий, рабочих групп Совета Района;
в) внесение проектов решений Совета района;
г) внесение депутатского запроса;
д) внесение предложений в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и их должностным лицам;
е) направление депутатского обращения;
ж) работа с избирателями;
з) участие в работе фракций и иных депутатских объединений в Совете района.
6.2. Депутат может осуществлять свою деятельность в иных формах, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом района, Регламентом Совета Района, иными муниципальными правовыми актами.
Решением Совета Апастовского муниципального района РТ от 30 сентября 2017 г. N 112 настоящее приложение дополнено пунктом 6.3, вступающим в силу с момента официального опубликования названного решения
6.3. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти Республики Татарстан или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
7. Участие депутата в заседаниях Совета Района
7.1. Депутат лично участвует в заседаниях Совета Района.
7.2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний Совета Района, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам в соответствии с Регламентом Совета Района.
При невозможности присутствовать на заседании Совета Района депутат заблаговременно информирует об этом Совет Района.
7.3. Депутат вправе:
1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Совете Района;
2) предлагать вопросы для рассмотрения Советом Района;
3) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых Советом Района органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых (назначаемых, согласуемых) Советом Района;
4) вносить проекты правовых актов Совета Района в порядке реализации правотворческой инициативы;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам Совета Района;
6) вносить предложения о заслушивании на заседании Совета Района внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету Района;
7) участвовать в прениях в порядке, установленном Регламентом Совета Района;
8) оглашать на заседаниях Совета Района обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
9) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и разъяснения;
10) знакомиться с содержанием протоколов заседаний Совета Района.
7.4. Предложения и замечания, высказанные депутатом на заседании Совета Района, рассматриваются и обсуждаются соответствующей комиссией Совета Района.
8. Участие депутата в работе постоянных и временных комиссий Совета Района
8.1. Депутат принимает личное участие в работе комиссий Совета Района, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений.
8.2. Депутат может принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
9. Участие депутата в выполнении поручений Совета Района и его комиссий
9.1. Депутат обязан выполнять поручения Совета Района и его комиссий, данные в пределах их компетенции.
9.2. По поручению Совета Района или его комиссий депутат участвует в проверках исполнения решений Совета Района органами и должностными лицами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, находящимися в границах района.
9.3. О результатах выполнения поручения депутат информирует Совет Района или его комиссии.
10. Депутатский запрос
10.1. Депутат на заседаниях Совета Района имеет право обратиться с депутатским запросом в органы местного самоуправления, к должностным лицам органов местного самоуправления, руководителям других органов, образуемых или избираемых Советом Района, руководителям муниципальных предприятий и учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию.
10.2. Депутатский запрос - обращение депутата, которое признается депутатским запросом по решению Совета Района. Предложение о депутатском запросе вносится депутатом или группой депутатов в письменной форме и оглашается на заседании Совета Района в порядке, установленном Регламентом Совета Района.
10.3. Орган местного самоуправления, должностное лицо, руководитель муниципального предприятия или учреждения, которому направлен депутатский запрос, обязан дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня получения или в иной установленный Советом Района срок. Ответ должен быть подписан руководителем органа, должностным лицом, руководителем муниципального предприятия или учреждения, которому направлен депутатский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
10.4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных в запросе вопросов. О дне их рассмотрения инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса.
10.5. Совет Района вправе обязать орган местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления, руководителя муниципального предприятия или учреждения представить к установленному Советом Района сроку письменный ответ о выполнении решения, принятого по запросу депутата.
10.6. Если ответ дан не по существу депутатского запроса либо если ответ на запрос подписан неуполномоченным лицом, по предложению депутата ответ на запрос может быть рассмотрен на заседании Совета Района. По результатам рассмотрения ответа на депутатский запрос Совет Района может принять решение.
11. Депутатское обращение
11.1. Депутатским обращением считается обращение депутата в письменной форме в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам указанных органов, руководителям муниципальных предприятий и учреждений, в организации независимо от их организационно-правовой формы и общественные объединения, расположенные на территории Апастовского муниципального района, по вопросам, входящим в их компетенцию, с целью получения информации и сведений, связанных с его депутатской деятельностью.
11.2. Депутатское обращение оформляется на депутатском бланке и направляется депутатом самостоятельно.
11.3. Депутатское обращение, поступившее в органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям муниципальных предприятий и учреждений, в организации независимо от их организационно-правовой формы и общественные объединения, расположенные на территории Апастовского муниципального района, рассматривается в течение 15 дней со дня регистрации обращения, и не позднее указанного срока депутату предоставляются запрашиваемые информация или сведения. При этом сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законодательством.
11.4. В исключительных случаях, если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов по депутатскому обращению, срок рассмотрения обращения продлевается до 30 дней со дня его регистрации. Лица, указанные в части 3 настоящей статьи, обязаны письменно уведомить депутата о продлении срока рассмотрения его обращения.
11.5. Рассмотрение депутатских обращений должностными лицами органов государственной власти, организациями и общественными объединениями, расположенными за пределами территории Апастовского муниципального района, осуществляется в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
11.6. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.
11.7. Ответ на депутатское обращение должен быть по существу поставленных в обращении вопросов и подписан должностным лицом, к которому направлено обращение, либо уполномоченным на то лицом.
11.8. Если ответ дан не по существу направленного депутатского обращения либо ответ на обращение подписан неуполномоченным лицом, по предложению депутата ответ на его обращение может рассматриваться в соответствии с Регламентом Совета Района на заседании профильной постоянной комиссии Совета Района с приглашением лица, которому направлено обращение.
12. Взаимоотношения депутата с избирателями
12.1. Депутат поддерживает связь с избирателями района (избирательного округа), а также с коллективами предприятий, организациями, государственными и иными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
12.2. Депутат ответствен перед избирателями и им подотчетен.
12.3. Депутат отчитывается перед избирателями о своей работе не реже одного раза в год, периодически информирует их о работе Совета Района, а также не реже одного раза в месяц проводит прием избирателей своего округа.
12.4. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
13. Участие депутата в работе депутатских объединений
13.1. Депутат Совета Района вправе входить в состав депутатской фракции или группы, создаваемой для совместной деятельности и выражения позиции по рассматриваемым вопросам.
13.2. Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного п. 13.3 настоящего Положения. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в п. 13.3 настоящего Положения.
Порядок деятельности фракций Регламентом Совета района.
13.3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Совете района, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
13.4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с п. 13.1 настоящего Положения. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
13.5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в п. 13.3 настоящего Положения, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
13.6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в п. 13.3 настоящего Положения, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в Совете района, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
13.7. Несоблюдение требований, предусмотренных 13.4-13.6 настоящего Положения, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
Статья 14. Взаимоотношения депутата с органами и должностными лицами местного самоуправления
1. Депутат обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета Района, его органов.
2. Совет Района вправе заслушать сообщение депутата о его работе в избирательном округе, о выполнении им решений и поручений Совета Района, его органов.
3. Органы местного самоуправления и его должностные лица оказывают депутату необходимую помощь в его работе, информируют депутата о деятельности органов местного самоуправления, о ходе выполнения программ экономического и социального развития самоуправляющейся территории, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутата, содействуют изучению депутатом законодательства, практики работы представительных органов муниципальных образований, общественного мнения.
15. Право депутата на прием в первоочередном порядке
15.1. По вопросам своей деятельности депутат на территории района пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационной формы.
16. Право депутата на получение и распространение информации
16.1. Депутат имеет право на получение от органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационной формы и их должностных лиц информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся охраняемой законом тайной.
17. Обязанности депутата
17.1. Депутат обязан:
1) соблюдать при осуществлении своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Татарстан, законы Республики Татарстан, Устав Района, иные муниципальные правовые акты;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) регулярно, не реже одного раза в месяц, проводить прием избирателей;
4) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;
5) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год;
6) соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата;
7) соблюдать нормы морали и депутатской этики;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата.
17.2. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом Района и иными муниципальными правовыми актами.
18. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата
18.1. Депутат, осуществляющий свои полномочия, не вправе:
1) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий депутата;
2) принимать в пределах осуществляемых полномочий решения, обеспечивающие преимущества отдельным политическим партиям, избирательным объединениям, а также отдельным кандидатам на выборах в органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления;
3) оказывать предпочтение в процессе реализации своих полномочий, в том числе при предоставлении финансовых льгот и гарантий за счет средств местного бюджета, отдельным лицам и организациям, в уставном (складочном) капитале которых депутат имеет в собственности доли (пакеты акций) или участником либо членом которых он является;
4) выезжать в командировки, связанные с осуществлением полномочий депутата, за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления с зарубежными партнерами.
18.2. Иные ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата, могут устанавливаться федеральными законами.
19. Депутатская этика
19.1. Депутат должен строго соблюдать нормы закона, этики и морали, в частности:
1) соблюдать дисциплину и регламент, установленный на заседаниях Совета Района;
2) проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать неуважительного отношения к другим депутатам, должностным лицам и гражданам, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских полномочий;
3) не разглашать и не использовать в целях, не связанных с депутатской деятельностью, сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением депутатских полномочий, если эти сведения составляют государственную, служебную, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;
4) воздерживаться от участия в работе органов местного самоуправления и не использовать статус депутата для оказания влияния на деятельность органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов, касающихся его лично или его родственников;
5) воздерживаться от действий, заявлений, поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении депутатских обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Совета Района;
6) при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может влиять на объективное исполнение депутатских обязанностей, - сообщать об этом Совету Района и выполнять его решения, направленные на предотвращение конфликта интересов.
19.2. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата по поручению Совета Района рассматривается соответствующей комиссией.
20. Помощник депутата
Депутат Совета Района вправе иметь не более четырех помощников, работающих на общественных началах. Помощнику депутата выдается удостоверение установленного образца.
Положение об удостоверении помощника депутата утверждается Советом Района.
21. Права и обязанности помощника депутата
21.1. Помощник депутата:
1) ведет запись на прием к депутату;
2) организует встречи депутата с избирателями;
3) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые депутату для осуществления им своих полномочий;
4) получает по поручению депутата в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые депутату для осуществления своих полномочий;
5) ведет делопроизводство;
6) выполняет другие поручения депутата.
22. Гарантии осуществления депутатской деятельности
22.1. Гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются Уставом района в соответствии с федеральными законами и законами Республики Татарстан.
22.2. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
22.3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета Апастовского муниципального района РТ от 24 сентября 2011 г. N 33 "Об утверждении Положения о статусе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.