Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Правоотношения, регулируемые настоящим положением, и их правовая основа
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Уставом Арского муниципального района регулирует бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета Арского муниципального района (далее - Район) и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом Района.
Бюджетные правоотношения Района осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, настоящим Положением, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами.
2. Понятия и термины
Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, используются в том значении, в котором они определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Правовая форма бюджета Района
Формирование, утверждение, исполнение бюджета Района и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления Района самостоятельно. Бюджет Района разрабатывается в форме муниципального акта Совета Района.
Бюджет района составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом Совета Района.
4. Применение бюджетной классификации Российской Федерации
В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджета Района с бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации при составлении, утверждении и исполнении бюджета Района, формировании отчетности о его исполнении применяется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная Федеральным законом.
5. Принципы бюджетного процесса
5.1. Бюджетный процесс в Районе основывается на принципах бюджетной системы Российской Федерации, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета Района;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета Района;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджета;
- единства кассы.
6. Этапы бюджетного процесса
6.1. Бюджетный процесс в Районе включает следующие этапы:
- разработка прогнозов социально-экономического развития Района и отраслей его экономики, подготовка сводного финансового баланса;
- составление проекта бюджета Района;
- проведение публичных слушаний по проекту бюджета Района и отчету об исполнении бюджета Района;
- рассмотрение и утверждение бюджета Района;
- исполнение бюджета Района;
- внесение изменений и дополнений в решение о бюджете на соответствующий год;
- составление отчета об исполнении бюджета Района;
- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета Района;
- рассмотрение и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.
6.2. На всех этапах бюджетного процесса осуществляется муниципальный финансовый контроль.
6.3. Проекты решений Арского районного Совета в области бюджетной и налоговой политики подлежат обязательной экспертизе органа муниципального финансового контроля.
7. Участники бюджетного процесса
7.1. Участниками бюджетного процесса в Районе являются:
- Арский районный Совет;
- Глава Района;
- Руководитель Исполнительного комитета;
- Исполнительный комитет;
- Финансово-бюджетная палата;
- Контрольно-счетная палата;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- администраторы доходов бюджета;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
8. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
8.1. Арский районный Совет:
- рассматривает и утверждает бюджет Района и отчет о его исполнении;
- вносит изменения и дополнения в решение о бюджете Района на текущий год;
- осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета;
- формирует Контрольно-счетную палату;
- вводит, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- устанавливает налоговые льготы по местным налогам, основания и порядок их применения;
- принимает программы социально-экономического развития Района;
- утверждает порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения муниципального заказа и контроля за его исполнением;
- определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также направления в бюджет Района доходов от его использования;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Района и настоящим Положением.
8.2. Арский районный Совет имеет право на:
- получение от Исполнительного комитета справочных и иных материалов в ходе рассмотрения и утверждения проекта бюджета Района;
- получение от Исполнительного комитета оперативной информации об исполнении бюджета Района.
8.3. Глава Района:
- определяет бюджетную, налоговую и долговую политику Района;
- осуществляет иные бюджетные полномочия.
8.4. Руководитель Исполнительного комитета:
- вносит на рассмотрение Арского районного Совета проект бюджета Района с необходимыми документами и материалами, проекты решений о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете Района;
- вносит в Арский районный Совет предложения по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;
- дает заключение на проекты нормативных правовых актов Арского районного Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, введение налоговых льгот, осуществление расходов из средств местного бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан и Уставом Района.
8.5. Исполнительный комитет:
- организует составление программы социально-экономического развития Района, перспективного финансового плана;
- устанавливает порядок и сроки составления проекта бюджета Района;
- обеспечивает составление проекта бюджета Района;
- обеспечивает исполнение бюджета Района и составление бюджетной отчетности;
- представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение Арского районного Совета;
- обеспечивает управление муниципальным долгом;
- организует подготовку проектов правовых актов по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, предложения по введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;
- разрабатывает и утверждает методику распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов;
- утверждает порядок осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом;
- утверждает порядок ведения муниципальной долговой книги;
- устанавливает состав информации, не определенной Бюджетным кодексом Российской Федерации, вносимой в муниципальную долговую книгу;
- в качестве администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета осуществляет муниципальные внутренние заимствования, заключает кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставляет от имени Района муниципальные гарантии в пределах, установленных решением о бюджете Района на соответствующий год;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Уставом Района.
8.6. Финансово-бюджетная палата:
- непосредственно составляет проект бюджета Района;
- готовит проекты решений Арского районного Совета о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете Района;
- организует исполнение бюджета Района;
- составляет отчетность об исполнении бюджета Района;
- осуществляет методологическое руководство в области составления проекта бюджета Района и исполнения бюджета Района;
- устанавливает порядок составления бюджетной отчетности;
- составляет и ведет сводную бюджетную роспись, представляет сводную бюджетную роспись Арскому районному Совету и Контрольно-счетной палате Района;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Района, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
- разрабатывает программу муниципальных заимствований;
- ведет муниципальную долговую книгу, в том числе ведет учет выдачи муниципальных гарантий, исполнения получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному муниципальной гарантией, учет осуществления платежей за счет средств бюджета Района по выданным муниципальным гарантиям;
- осуществляет ведение реестра предоставления бюджетных средств на возвратной основе в разрезе их получателей;
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств на возвратной основе, получателей муниципальных гарантий, получателей бюджетных инвестиций;
- согласует решения налоговых органов об изменении сроков уплаты налогов, подлежащих зачислению в бюджет Района в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита, в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов, установленных решением Арского районного Совета на очередной финансовый год;
- по поручению Исполнительного комитета заключает договоры о предоставлении средств бюджета Района на возвратной основе, бюджетных инвестиций;
- составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Района;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Уставом Района.
8.7. Контрольно-счетная палата:
- организует и проводит оперативный контроль за исполнением бюджета Района в отчетном году в предусмотренных формах;
- проводит комплексные ревизии, проверки и обследования по отдельным разделам и статьям бюджета Района;
- проводит экспертизу проекта бюджета Района, нормативных правовых актов о внесении в него изменений и дополнений, иных нормативных правовых актов, договоров, заключаемых органами местного самоуправления, муниципальных программ и иных необходимых документов;
- осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета Района и отчетов о его исполнении;
- готовит, представляет заключения и ответы на запросы органов и должностных лиц органов местного самоуправления;
- осуществляет внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета Района;
- контролирует соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан, Положением о Контрольно-счетной палате, нормативными правовыми актами Района.
8.8. Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
- формирует государственные (муниципальные) задания;
- обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий условий, установленных при их предоставлении;
- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
- формирует и представляет в Финансово-бюджетную палату Района бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
- выступает в суде в качестве ответчика от имени казны Района по искам:
1) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
8.9. Распорядитель бюджетных средств:
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
- распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
- вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
- в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
8.10. Получатель бюджетных средств:
- составляет и исполняет бюджетную смету;
- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
- вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
- ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
- формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
- исполняет иные полномочия, установленные бюджетным законодательством.
8.11. Администратор поступлений в местный бюджет:
- формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
- распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;
- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
- формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Администраторами поступлений в бюджет Района являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
9. Доходы бюджета Района
Доходы бюджета Района формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
10. Расходы бюджета Района
10.1. Из бюджета Района в очередном финансовом году финансируются:
- за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Района - расходные обязательства, обусловленные установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, Республики Татарстан и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году;
- за счет субвенций из регионального фонда компенсаций - расходные обязательства, связанные с наделением Района отдельными государственными полномочиями.
10.2. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами Республики Татарстан.
11. Муниципальный заказ
11.1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
11.2. Муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных законодательством.
12. Резервный фонд
12.1. В расходной части бюджета Района создается резервный фонд Исполнительного комитета в размере не более 3% утвержденного в решении о бюджете на соответствующий период объема расходов бюджета Района.
12.2. Порядок расходования средств резервного фонда утверждается Исполнительным комитетом.
12.3. Исполнительный комитет ежеквартально информирует Арский районный Совет о расходовании средств резервного фонда.
13. Реестр расходных обязательств
13.1. Финансово-бюджетная палата обязана вести реестр расходных обязательств.
13.2. Реестр расходных обязательств Района ведется в порядке, установленном Исполнительным комитетом.
13.3. Реестр расходных обязательств Района представляется Финансово-бюджетной палатой Района в Министерство финансов Республики Татарстан в порядке, установленном Министерством финансов Республики Татарстан.
14. Дефицит бюджета района
14.1. В случае принятия бюджета Района на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом соответствующим решением о бюджете Района утверждаются источники финансирования дефицита бюджета Района.
В случае принятия бюджета Района на очередной финансовый год и плановый период без дефицита соответствующим решением о бюджете Района может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета Района для финансирования расходов бюджета Района в пределах расходов на погашение долга.
14.2. Текущие расходы бюджета Района, утвержденные соответственно решением о бюджете Района, не могут превышать объем доходов бюджета Района, утвержденные соответственно решением о бюджете Района.
14.3. Дефицит бюджета Района не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
14.4. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 14.2 и 14.3 Положения, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении бюджета Района за финансовый год.
15. Бюджетные инвестиции
15.1. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами Исполнительного комитета.
15.2. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности принимаются Исполнительным комитетом.
15.3. Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в решении о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается муниципальным правовым актом.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению решением Арского районного Совета о бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
15.4. Предоставление бюджетных инвестиций муниципальному унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения уставного фонда муниципального унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
15.5. Осуществление бюджетных инвестиций из местного бюджета в объекты капитального строительства муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) к муниципальной собственности, не допускается.
15.6. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Района в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление принадлежащей доли Района в уставном (складочном) капитале, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15.7. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются решением о бюджете путем включения в решение о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.
15.8. Договор между Исполнительным комитетом и юридическим лицом об участии Района в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу решения о бюджете.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.
16. Заимствования муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений у третьих лиц
16.1. Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
16.2. Муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке согласуют свои заимствования у третьих лиц в Исполнительном комитете Района.
17. Предоставление муниципальных гарантий
17.1. От имени Района муниципальные гарантии предоставляются Исполнительным комитетом в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении Арского районного Совета образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
17.2. Исполнительный комитет заключают договоры о предоставлении муниципальных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдают муниципальные гарантии.
Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
17.3. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
17.4. Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге.
17.5. Финансово-бюджетная палата ведет учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.