Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 августа 2010 г. N 668
"Об утверждении Комплексной программы модернизации экономики п.г.т. Камские Поляны на период 2010-2015 годов"
В целях диверсификации экономики п.г.т. Камские Поляны, решения проблем занятости его населения и повышения эффективности социально-экономического развития Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу модернизации экономики п.г.т. Камские Поляны на период 2010-2015 годов (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" ежеквартально представлять в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе выполнения Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Комплексная программа
модернизации экономики п.г.т. Камские Поляны на период 2010-2015 годов
(утв. постановлением КМ РТ от 23 августа 2010 г. N 668)
Паспорт
Комплексной программы модернизации экономики п.г.т. Камские Поляны на период 2010-2015 годов
Наименование Программы |
Комплексная программа модернизации экономики п.г.т. Камские Поляны на период 2010-2015 годов (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы (дата ее утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Протокол Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 11 августа 2010 года N 7 |
Государственный заказчик Программы |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство экономики Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство экономики Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "п.г.т. Камские Поляны" Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан |
Цели и задачи Программы |
Создание условий для обеспечения экономической самодостаточности и социальной стабильности на принципах устойчивого развития посредством комплексной и последовательной диверсификации сфер жизнедеятельности: экономики, социальной сферы и т.д. Задачи: 1. Разработка механизмов реализации Стратегии развития п.г.т. Камские Поляны, принятой в составе Стратегии социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района на период до 2015 года, утвержденной решением Совета Нижнекамского муниципального района от 06.07.2009 N 28, с учетом задач преодоления кризисных явлений в экономике. 2. Согласование стратегических приоритетов и этапов развития муниципального образования. 3. Максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов п.г.т. Камские Поляны с целью достижения устойчивых положительных социально значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, создания более комфортных условий для труда, отдыха, образования и охраны здоровья населения |
Сроки и этапы реализации Программы |
Реализация Программы предусматривается на период 2010-2015 годов. 2010-2012 гг. - "стабилизационный" этап: сохранение действующих и создание новых рабочих мест на основе диверсифицированной экономики. Результатом этого этапа станет достижение показателя занятости населения на уровне нормативного (уровень безработицы 1,5 процента). 2012-2015 гг. - этап роста: в реальном секторе экономики - выход вновь созданных производств на проектную мощность; в муниципальной сфере - рост доходной части бюджета |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы - 6946,6 млн. рублей, в том числе: бюджет Российской Федерации - 1921,2 млн. рублей; бюджет Республики Татарстан - 550,3 млн. рублей; собственные средства инвесторов - 1837,9 млн. рублей; средства Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) - 1650,0 млн. рублей; бюджет муниципального образования "п.г.т. Камские Поляны" - 5,3 млн. рублей (освоенные средства - 981,9 млн. рублей, в том числе частные инвестиции - 483,7 млн. рублей). 2010 год - 2906,6 млн. рублей, в том числе: бюджет Российской Федерации - 1152,2 млн. рублей; бюджет Республики Татарстан - 426,5 млн. рублей; собственные средства инвесторов - 779,5 млн. рублей; средства Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) - 543,1 млн. рублей; бюджет муниципального образования "п.г.т. Камские Поляны" - 5,3 млн. рублей. 2011 год - 1714,8 млн. рублей, в том числе: бюджет Российской Федерации - 385,1 млн. рублей; бюджет Республики Татарстан - 70,4 млн. рублей; собственные средства инвесторов - 540,2 млн. рублей; средства Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) - 719,1 млн. рублей. 2012 год - 560,4 млн. рублей, в том числе: бюджет Российской Федерации - 183,9 млн. рублей; бюджет Республики Татарстан - 31,5 млн. рублей; собственные средства инвесторов - 260,2 млн. рублей; средства Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) - 84,8 млн. рублей. 2013-2015 годы - 782,9 млн. рублей, в том числе: бюджет Российской Федерации - 200,0 млн. рублей; бюджет Республики Татарстан - 21,9 млн. рублей; собственные средства инвесторов - 258,0 млн. рублей; средства Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) - 303,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы |
1. Диверсификация экономики п.г.т. Камские Поляны: увеличение доли занятых в новых секторах экономики в общем числе занятых до 31,2 процента экономически активного населения. 2. Улучшение экологической ситуации в п.г.т. Камские Поляны: повышение качества воды (на 15 процентов) в результате модернизации оборудования системы водоснабжения. 3. Повышение благосостояния жителей: повышение средней заработной платы к 2015 году до 31 тыс. рублей; обеспечение гарантированной занятости 31,2 процента экономически активного населения в результате создания новых производств; сокращение численности безработных граждан; создание к концу периода 3247 рабочих мест, в том числе за период на стадии реализации проектов - 452 рабочих места в строительстве; снижение численности зарегистрированных безработных граждан до 1,5 процента. 4. Создание условий для устойчивого экономического роста: обеспечение увеличения налоговых и неналоговых собственных доходов бюджета на 25,5 процента по сравнению с уровнем 2009 года |
1. Характеристика проблемы
1.1. Историческая справка.
Современный поселок городского типа Камские Поляны (п.г.т. Камские Поляны) зарождался как город атомщиков с началом строительства в 1981 году Татарской атомной электростанции (АЭС). Предполагалось построить город с 40-тысячным населением. Расстояние от п.г.т. Камские Поляны до г. Казани составляет 193 км.
Чернобыльская катастрофа 1986 года стала одной из причин, изменивших судьбу Камских Полян. В апреле 1990 года строительство Татарской АЭС было остановлено. Начался отток населения. Если в 1995 году в п.г.т. Камские Поляны проживали 17,7 тысячи человек, то начиная с 2005 года и по сегодняшний день осталось лишь 14,8 тыс. человек. Те, кому некуда было ехать, пополняли ряды безработных.
Первым по-настоящему крупным капиталом, который пришел на камскополянскую землю, стал игорный бизнес. В 2006 году руководством Татарстана в целях упорядочения деятельности в рамках игорного бизнеса был принят Закон Республики Татарстан от 5 апреля 2006 года N 25-ЗРТ "О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан". Весь игорный бизнес республики был сконцентрирован в специально отведенной зоне - на прилегающей к п.г.т. Камские Поляны территории, в двух километрах от жилого массива. Налоговые отчисления от него (50 процентов) поступали в местный бюджет, который впервые за много лет был принят бездефицитным. При этом налоговые поступления от игорного бизнеса составили 81,6 процента от общего объема налогов. В суммарном исчислении инвестиции от игорного бизнеса в инфраструктуру п.г.т. Камские Поляны в целом за полтора года приблизились к 1 млрд. рублей.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2009 года деятельность игорных заведений на территории п.г.т. Камские Поляны была прекращена. В результате муниципалитет потерял существенную часть доходной базы. Более 400 человек, работавших в игорных заведениях, лишились работы. Кроме того, в связи с негативным влиянием кризиса на деятельность предприятий, на которых работали вахтовики, последние начали возвращаться в поселок и пополнили отряд безработных.
1.2. Демографическая ситуация.
Основными показателями демографической ситуации служат численность населения, динамика ее изменения, возрастная структура и миграция. С 2000 года в динамике численности населения п.г.т. Камские Поляны отмечается стойкая отрицательная тенденция, в результате которой к 2008 году общая численность населения поселка снизилась на 5,3 процента по сравнению с 2000 годом (рис. 1).
Сокращение числа жителей в поселке обусловлено, в первую очередь, выездом трудоспособного населения и их семей за пределы территории поселка, а также в другие регионы, что объясняется отсутствием рабочих мест и лучшими условиями жизни населения. Другой немаловажной причиной отрицательной динамики численности населения является преобладание смертности на фоне общего снижения рождаемости (демографический кризис) (таблица 1).
Таблица 1.
Динамика численности населения п.г.т. Камские Поляны по компонентам
Период мониторинга, год |
Изменения в соответствующем году |
|||||
Численность населения, тыс. человек |
Общий прирост/ убыль, человек |
В том числе |
||||
Естественный, прирост/ убыль, человек |
Рождаемость, человек |
Смертность, человек |
Миграционный прирост |
|||
2000 |
15708 |
-318 |
-3 |
111 |
114 |
-315 |
2003 |
14992 |
-2 |
41 |
157 |
116 |
-43 |
2005 |
14948 |
-85 |
-19 |
131 |
150 |
-66 |
2006 |
14863 |
5 |
-16 |
116 |
132 |
21 |
2007 |
14868 |
1 |
36 |
167 |
131 |
-35 |
2008 |
14869 |
- |
- |
|
|
- |
На 01.01.2009 численность населения п.г.т. Камские Поляны (рис. 2) составила 14,8 тыс. человек, в том числе:
дети и подростки до 16 лет - 2,4 тыс. человек;
пенсионеры - 2,8 тыс. человек, из них по старости - 1,9 тыс. человек;
население трудоспособного возраста - 9,6 тыс. человек.
С увеличением численности старшей возрастной группы растет демографическая нагрузка на трудоспособное население пожилыми и престарелыми при снижении нагрузки детьми.
1.3. Трудовые ресурсы. Ситуация на рынке труда и в сфере занятости.
Одним из важных оценочных показателей качества жизни населения является структура рынка труда.
На сегодняшний день в п.г.т. Камские Поляны, являющемся монопрофильным населенным пунктом, уровень официально зарегистрированной безработицы составляет 17,87 процента, сокращение выпуска товаров и услуг достигло 58,7 процента от уровня предыдущего года (рис. 3).
На 01.01.2009 численность трудоспособного населения поселка составила 9,6 тыс. человек - 64,8 процента, из них занятое население - 6,3 тыс. человек (65,6 процента от трудоспособного населения), в том числе:
2,2 тыс. человек работают вахтовым методом за пределами поселка и в других регионах в основном в строительной, нефтедобывающей и нефтехимической отраслях;
1,3 тыс. человек в бюджетной сфере;
1,6 тыс. человек на производстве;
1,2 тыс. человек заняты другими видами деятельности (рис. 4).
Всплеск безработицы пришелся на конец 2008 - начало 2009 годов. За I квартал 2009 года уровень безработицы вырос в 2 раза и продолжал расти.
В рамках программы упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан и подписанного Правительством Республики Татарстан и Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда республики, органами муниципальной власти совместно с Центром занятости п.г.т. Камские Поляны ведется работа по реализации указанных мероприятий.
За 2009 год проведено 9 ярмарок вакансий, по результатам которых выдано 273 направления на работу (в 2008 году проведено 11 ярмарок вакансий, выдано 199 направлений на работу).
Многие из камскополянцев находят приложение своим силам на предприятиях районного центра - г. Нижнекамска. Самый крупный и перспективный проект - строительство комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов ОАО "ТАНЕКО". В результате на этой стройплощадке сегодня работают порядка 400 жителей поселка.
Со своей стороны муниципалитет также предпринимает меры по поддержке той части населения, которая работает в г. Нижнекамске. С 01.11.2008 на автобусном маршруте "Нижнекамск - Камские Поляны" ОАО "Нижнекамское ПАТП-1" установлен тариф 12 рублей вместо 70. Это ставит камскополянцев в равные условия с горожанами, позволяет существенно экономить заработанные средства и укреплять семейный бюджет.
1.4. Градообразующее предприятие.
В качестве градообразующего предприятия в п.г.т. Камские Поляны выступает группа компаний индустриального парка "Камские Поляны" по производству полимеров и автокомпонентов (далее - группа компаний), функционально и технологически связанных с деятельностью крупных предприятий городов Нижнекамска и Набережные Челны, а также обслуживающие данные производства предприятия, на которых объем поставок продукции для таких производств превалирует. Доля производства этих компаний в общем объеме производства предприятий п.г.т. Камские Поляны составляла в 2007, 2008 годах 75,3 процента.
Основные компании группы:
ООО "Фирма "Термокам" - производство радиаторов охлаждения, технических узлов для машиностроительной отрасли;
ООО "КамДетальПроект" - основная продукция - комплектующие для ОАО "НЕФАЗ", ОАО "КАМАЗ", ООО "Автосбыт";
цех по переработке полимерной продукции ООО "Поток-НК".
Динамика объема производства группы компаний по годам приведена на рис. 5.
Суммарная численность занятых в группе компаний индустриального парка "Камские Поляны" по годам приведена на рис. 6.
Основные характеристики градообразующего предприятия приведены в таблице 2 приложения N 1 к настоящей Программе.
1.5. Местная промышленность, малое и среднее предпринимательство. Характеристика экономического состояния, диагностика платежеспособного спроса на работы (услуги) этого сектора.
После прекращения строительства Татарской АЭС малый и средний бизнес стал средством выживания для многих жителей п.г.т. Камские Поляны.
1. С 1993 года начало свою работу ООО "Камско-Полянская швейная фабрика", основной деятельностью которого являлся пошив спецодежды для ОАО "Татнефть", ОАО "Татэнерго", ОАО "Таиф-НК" и для предприятий г. Нижнекамска и Нижнекамского района. Здесь были заняты более 100 женщин поселка. Объем выпуска продукции Камско-Полянской швейной фабрики в 2009 г. снизился в 4,4 раза по отношению к 2007 г. и в 3,3 раза по отношению к 2008 г. (рис. 7).
2. С 3 октября 2008 года в п.г.т. Камские Поляны функционирует филиал Чистопольской швейной фабрики ООО "Кама". На вновь созданном швейном производстве выпускается модная стильная одежда для мужчин, женщин и детей в широком ассортименте. Объем реализованной продукции в 2008 году составил 980 тыс. рублей, в 2009 году (по оценке) - 2,0 млн. рублей. На предприятии работают 56 человек.
3. Предприятие по производству мясных полуфабрикатов, кулинарной продукции и кондитерских изделий (ИП Сизов). В ассортименте насчитывается почти 200 наименований. На производстве заняты 100 человек.
В общей сложности в п.г.т. Камские Поляны предпринимательскую деятельность осуществляют около тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет более 10 процентов численности всего трудоспособного населения поселка. В результате активного привлечения частного капитала в сферу торговли, общественного питания и бытового обслуживания значительно расширился круг собственников, созданы новые возможности для свободной предпринимательской деятельности, появилась конкурентная среда.
Организовали собственное дело с начала текущего года более 150 человек.
4. В рамках административной реформы в качестве пилотного проекта в 2009 году создан многофункциональный центр по предоставлению населению комплекса государственных и муниципальных услуг. Формируется штат его сотрудников численностью до 30 человек, включая специалистов и технический персонал.
С началом муниципальной реформы в 2006 году была проведена полномасштабная инвентаризация пустующих и недостроенных имущественных комплексов, оставленных после прекращения строительства АЭС, в целях обеспечения сохранности и вовлечения их в хозяйственный оборот путем привлечения эффективного собственника.
Однако несмотря на реализуемые мероприятия ситуация в поселке остается напряженной и необходимы решения системного характера, которые позволили бы обеспечить инвестиционную привлекательность п.г.т. Камские Поляны, что при поддержке республиканских и федеральных органов власти позволит решить социально-экономические задачи моногорода и его населения. Нельзя оставлять без внимания и значимость города как части истории татарстанской земли, а также его уникальные природно-климатические, экологические условия, благоприятные для жизни человека. Это является конкурентным преимуществом города.
1.6. Социальная инфраструктура.
1.6.1. Образование, здравоохранение.
В п.г.т. Камские Поляны функционируют общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, образовательное учреждение, осуществляющее подготовку кадров с начальным профессиональным образованием по профессиям автомеханик, сварщик, оператор ЭВМ - филиал государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижнекамский сварочно-монтажный колледж". В 2008 году в поселке открыт Ледовый дворец.
Система здравоохранения поселка нуждается в серьезной модернизации. Камскополянская районная больница размещена в 6 приспособленных зданиях. Это привело к нерациональному использованию бюджетных средств, росту коммунальных расходов. Для разрешения этих проблем принято решение о размещении учреждений в трех зданиях с их предварительным капитальным ремонтом и переоборудованием.
1.6.2. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищный фонд. На 01.12.2009 жилищный фонд поселка составлял 292,9 тыс. кв. метров.
В рамках реализации Программы капитального ремонта жилищного фонда п.г.т. Камские Поляны за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2008, 2009 годах выполнены ремонтные работы на уровне 31% от их общего объема.
Требуется провести капитальный ремонт жилищного фонда в полном объеме, включая замену лифтового оборудования (81 процент от общего числа лифтов в 2010 году отработают нормативный срок службы).
Твердые бытовые отходы. Для утилизации твердых бытовых отходов используется несанкционированная свалка, не соответствующая экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам. В поселке отсутствует система раздельного сбора, сортировки и переработки ТБО, завод по их сортировке и переработке. Имеющаяся спецтехника изношена на 80 процентов, постоянно увеличиваются затраты, связанные с ее ремонтом, срываются графики вывоза твердых бытовых отходов.
Коммунальные услуги. Основным потребителем коммунальных услуг является население: 74 процента от общего объема реализации тепловой энергии, 75 процентов от объемов водоснабжения и водоотведения.
Значительный объем инженерной инфраструктуры и оборудования коммунальных объектов морально и физически устарел (энергоемкий, малоэффективный, сложный в эксплуатации и ремонте), что является причиной снижения уровня экологической безопасности.
Основные проблемы водоснабжения п.г.т. Камские Поляны:
высокий уровень износа водопроводных сетей (более 80 процентов), обуславливающий высокую аварийность;
устаревшая и не соответствующая требованиям Госстандарта лабораторная база водоочистной и канализационно-очистной станций;
устаревшее и не соответствующее современным требованиям оборудование узлов учета воды на объектах водопроводного хозяйства.
Котельная расположена на расстоянии 11 км от поселка, что значительно увеличивает потери тепла при его транспортировке потребителям. Из-за ее неполной загрузки возникает необходимость оказания финансовой помощи теплоснабжающей организации для погашения задолженности перед поставщиком газа в размере 20 млн. рублей ежегодно.
Благоустройство. Недостаток средств на содержание и ремонт дорог привел к разрушению дорожного покрытия, на некоторых участках создалась ситуация, угрожающая безопасности движения.
Проблемы по благоустройству:
отсутствие законченной ливневой канализации;
состояние лестничных маршей, качество покрытия тротуаров, внутриквартальных и участков магистральных дорог в поселке не соответствуют нормам безопасности движения и негативно сказываются на формировании современного имиджа территории;
недостаток спецтехники в дорожном хозяйстве и озеленении;
недостаточное и неэкономичное наружное освещение поселка. Необходимы замена кабельных линий, строительство новых опор и установка регулирования наружного освещения.
Таким образом, состояние объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры поселка препятствует привлечению инвесторов.
1.7. Анализ бюджетной системы моногорода, в том числе доходной базы, риски исполнения бюджетных обязательств.
В 2007 году основной удельный вес от налоговых поступлений в местный бюджет составляли налог на доходы физических лиц - 53,85 процента и земельный налог - 35,53 процента.
Бюджет муниципального образования на 2008 год был утвержден и по доходам, и по расходам в размере 37,3 млн. рублей, и являлся бездефицитным. Фактическое исполнение по доходам составило 112,7 млн. рублей, по расходам - 112,6 млн. рублей. Собственные доходы муниципального образования в 2008 году составили 65,4 млн. рублей (186 процентов к плановой сумме), в том числе налоговые - 61,8 млн. рублей в составе:
налог на доходы физических лиц - 5,5 млн. рублей (исполнение - 101 процент);
налог на имущество физических лиц - 1,1 млн. рублей (136 процентов);
земельный налог - 4,8 млн. рублей (104 процента);
игорный бизнес - 50,5 млн. рублей (212 процентов).
Динамика налоговых поступлений представлена на рис. 8, удельный вес в суммарном объеме налоговых поступлений за 2007 и 2008 годы представлен на рисунках 9 и 10 соответственно.
В 2008 г. в соответствии с Законом Республики Татарстан от 20 октября 2007 года N 40-ЗРТ "О внесении изменения в статью 41 Бюджетного кодекса Республики Татарстан" налоговые доходы от налога на игорный бизнес, подлежащие зачислению в бюджет Республики Татарстан, зачислялись в бюджеты поселений по нормативу 50 процентов. В результате в 2008 году изменилась структура налоговых поступлений в общем объеме: налог на игорный бизнес - 81,6 процента, налог на доходы физических лиц - 8,88 процента, земельный налог - 7,71 процента, налог на имущество физических лиц - 1,76 процента.
Бюджет муниципального образования на 2009 год утвержден и по доходам и по расходам в размере 37,9 млн. рублей. Исполнение за 2009 г. - 52,7 млн. рублей, из них собственные доходы муниципального образования за 2009 год составили 36,3 млн. рублей, в том числе налоговые - 33,7 млн. рублей:
НДФЛ - 4,9 млн. рублей,
налог на имущество физических лиц - 1,1 млн. рублей;
земельный налог - 5,7 млн. рублей;
налог на игорный бизнес - 21,97 млн. рублей.
На 2010 год доходная часть бюджета муниципального образования прогнозируется в объеме 46,4 млн. рублей.
Паспорт социально-экономического состояния п.г.т. Камские Поляны приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
2. Основные цели и задачи программы
Основные варианты развития п.г.т. Камские Поляны определяются несколькими ключевыми факторами:
степенью развития и реализации сравнительных преимуществ экономики п.г.т. Камские Поляны;
интенсивностью инновационного обновления в промышленности и динамикой производительности труда;
динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктур;
интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
природными условиями территории.
В рамках инновационного развития перспективы развития п.г.т. Камские Поляны могут базироваться на оптимистических оценках развития ключевых отраслей и секторов экономики с учетом реализации на его территории инвестиционных проектов в нефтехимической и легкой промышленности.
Основной целью Программы является создание условий для обеспечения экономической самодостаточности и социальной стабильности п.г.т. Камские Поляны на принципах устойчивого развития посредством комплексной и последовательной диверсификации экономики, социальной сферы.
Основными задачами реализации указанной цели являются:
развитие депрессивного региона - муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны";
осуществление структурных изменений в экономике муниципального образования путем реализации инвестиционных проектов;
обеспечение роста величины добавленной стоимости во всех отраслях производства;
обеспечение роста уровня жизни населения.
Успешная реализация инвестиционных проектов на территории муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" приведет к:
развитию реального сектора экономики;
росту выпуска продукции и созданию новых рабочих мест, что позволит увеличить объем налогов, поступающих в бюджеты различных уровней;
обеспечению роста уровня жизни населения;
обеспечению выполнения основных государственных и муниципальных социальных гарантий;
созданию условий для повышения заработной платы работников всех сфер деятельности.
В целом реализация проектов Программы приведет к улучшению социально-экономической обстановки в данном регионе Республики Татарстан.
Реализация проектов будет стимулировать развитие депрессивного региона, в том числе:
создание и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для бесперебойной работы сосредоточенных здесь промышленных объектов;
дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности территории.
Программа разработана исходя из принципов ее преемственности с Федеральной стратегией социально-экономического развития, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан, программами развития секторов экономики и социальной сферы.
3. Перечень программных мероприятий
3.1. Диверсификация традиционных отраслей экономики.
3.1.1. Инвестиционный проект "Создание индустриального парка "Камские Поляны", I очередь.
Цель инвестиционного проекта.
Индустриальный парк "Камские Поляны" - комплекс (с единой инфраструктурой) современных, экономически эффективных производств по выпуску упаковочных материалов, сырья для текстильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и автомобильной отрасли. Ориентирован на переработку полимеров. Базовым предприятием является ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Наряду с вошедшими в состав индустриального парка "Камские Поляны" ранее функционировавшими на территории п.г.т. Камские Поляны предприятиями:
ООО "Фирма "Термокам" (производство радиаторов охлаждения, технических узлов для машиностроительной отрасли);
ООО "КамДетальПроект" (основная продукция - комплектующие для ОАО "НЕФАЗ", ОАО "КАМАЗ", ООО "Автосбыт");
цех по переработке полимерной продукции ООО "Поток-НК" с запущенными в IV квартале 2009 г. новыми производствами:
производство мультифиламентных (полипропиленовых) нитей - 1,0 тыс. тонн в год. Количество рабочих мест - 41;
производство стрейч-пленки - 540 тыс. штук в год. Количество рабочих мест - 25.
На рассматриваемый период планируется реализация трех производственных проектов, в том числе:
1. Производство полимерной сетки - 12240 тыс. кв. метров в год, пуск проекта запланирован на 2011 год. Количество рабочих мест - 33.
2. Производство экологически чистых древеснонаполненных пластмасс (ЭДНП) - 1,080 тыс. тонн в год, пуск проекта запланирован на 2012 год. Количество рабочих мест - 42.
3. Производство армированной стрейч-пленки - 15 тыс. тонн в год, пуск проекта запланирован на 2012 год. Количество рабочих мест - 33.
В состав индустриального парка "Камские Поляны" входят также:
предприятие по производству одежды и искусственных покрытий на основе полиэфирной нити (описание проекта приведено в п. 3.1.3 настоящей Программы);
бизнес-центр развития предпринимательства "Камские Поляны" (описание проекта приведено в п. 3.1.6 настоящей Программы).
Основные участники проекта.
Управляющая компания индустриального парка "Камские Поляны", Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны".
Потенциальные инвесторы.
Управляющая компания индустриального парка "Камские Поляны".
Срок реализации проекта: 2008-2009 гг. в части реконструкции существующих и строительства новых инфраструктурных объектов, 2009-2012 гг. в части открытия новых производств.
Потенциальные поставщики сырья и материалов на период строительства и эксплуатации.
Материалов на период строительства - предприятия стройиндустрии Республики Татарстан.
Сырья на стадии эксплуатации - ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации проекта
Финансирование создания индустриального парка "Камские Поляны" осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 г. N 1160-р, утвердившим Паспорт регионального инвестиционного проекта "Индустриальный парк "Камские Поляны", реализуемого при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Общая стоимость проекта - 1727,6 млн. рублей, в том числе:
средства Инвестиционного фонда Российской Федерации - 498,2 млн. рублей;
бюджет Республики Татарстан - 346,2 млн. рублей;
средства инвестора - 883,2 млн. рублей.
Этапы проекта.
Реконструкция существующих и строительство новых инфраструктурных объектов выполнено.
Оснащение оборудованием и запуск производственных объектов.
Инвестиционная готовность проекта.
В соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта завершена реконструкция существующих и строительство новых инфраструктурных объектов, в том числе объектов энергетического хозяйства, сетей и сооружений связи, канализации, сооружений водо-, тепло-, газоснабжения, находящихся в муниципальной собственности п.г.т. Камские Поляны.
По состоянию на 01.01.2010 освоены средства:
Инвестиционного фонда Российской Федерации - в сумме 498,2 млн. рублей;
инвесторов - в сумме 483,7 млн. рублей.
Показатели социально-экономической и финансовой эффективности реализации проекта.
Значения количественных критериев эффективности проекта:
показатели финансовой эффективности, в том числе:
чистый дисконтированный доход - NPV = 135,6 млн. рублей,
внутренняя норма доходности - IRR = 12 процентов,
средневзвешенная стоимость капитала - WACC = 10,96 процента;
показатели бюджетной эффективности - 1,2393 млн. рублей;
показатели экономической эффективности - 0,1698 процента;
простой срок окупаемости проекта - 7,9 лет;
дисконтированный срок окупаемости проекта - 9,6 лет;
вклад в диверсификацию монопрофильности - не влияет.
Показатели социальной эффективности проекта:
повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте. Реализация данного проекта предполагает создание 44 дополнительных рабочих мест на этапе реализации проекта, 108 дополнительных рабочих мест в 2012 г. на период эксплуатации проекта, 250 дополнительных рабочих мест на период эксплуатации проекта в 2015 году.
Использование современных технологий производств отвечает как российским, так и мировым требованиям к охране окружающей среды, что позволяет производить экологически чистую продукцию. Рассматриваемые производства являются безотходными.
Дополнительные поступления в муниципальный бюджет - 2,84 млн. рублей в год.
Общие сведения об организации - инициаторе проекта.
1. Полное и сокращенное наименование организации - инициатора проекта:
полное наименование: Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан;
сокращенное наименование: Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны".
2. Организационно-правовая форма организации - инициатора проекта: муниципальное учреждение.
3. Место нахождения организации - инициатора проекта: 423564, Россия, Республика Татарстан, Нижнекамский район, п.г.т. Камские Поляны, д. 1/38.
4. Должность, Ф.И.О. руководителя организации - инициатора проекта:
руководитель Исполнительного комитета Самигуллин Марат Рашитович.
5. Контактное лицо, координаты: руководитель Исполнительного комитета - Самигуллин Марат Рашитович, тел. (8555) 33-60-20, 33-60-80, ф. (8555) 33-70-58, e-mail: kamalan@rambler.ru, kpra.delo@inbox.ru.
3.1.2. Инвестиционный проект "Создание индустриального парка "Камские Поляны", II очередь.
Цель создания индустриального парка "Камские Поляны", II очередь - это:
1. Развитие на свободных земельных участках, отведенных под индустриальный парк "Камские Поляны" (245 га), производств глубокой переработки полимеров в готовые изделия, в том числе:
производство штапельного волокна и ковролина - 11 тыс. тонн в год, пуск проекта запланирован на 2011 год. Количество рабочих мест - 40;
складское хозяйство готовой продукции, пуск проекта запланирован на 2011 год. Количество рабочих мест - 6.
2. Создание объектов инфраструктуры, в том числе:
реконструкция водопроводных сетей хозяйственной, питьевой и технической воды;
строительство сетей канализации, канализационной насосной станции и напорных коллекторов;
строительство и реконструкция сетей теплоснабжения;
строительство внутриплощадочных дорог;
строительство сооружений системы связи;
строительство ограждающей конструкции.
Основные участники проекта: управляющая компания индустриального парка "Камские Поляны", Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны".
Потенциальные инвесторы: управляющая компания индустриального парка "Камские Поляны".
Сроки начала и окончания реализации проекта: 2011-2012 гг.
Инвестиционная готовность проекта: завершение разработки проектно-сметной документации - 01.10.2010.
Основные этапы проекта:
завершение разработки проектно-сметной документации;
создание объектов инфраструктуры;
закупка и монтаж оборудования;
закупка сырья;
запуск производства.
Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации проекта и источники финансирования:
средства Инвестиционного фонда Российской Федерации - 469,17 млн. рублей;
бюджет Республики Татарстан - 90,83 млн. рублей;
средства инвестора - 560 млн. рублей, в том числе собственные средства инвестора - 196 млн. рублей.
Общая стоимость проекта - 1120 млн. рублей.
Потенциальные поставщики сырья и материалов на период строительства и эксплуатации:
материалы на период строительства - предприятия стройиндустрии Республики Татарстан;
сырье на стадии эксплуатации - ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Показатели социально-экономической и финансовой эффективности реализации проекта
Показатели социально-экономической эффективности проекта:
повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте. Реализация данного проекта предполагает создание 83 дополнительных рабочих мест на этапе реализации проекта, 108 дополнительных рабочих мест на период эксплуатации проекта.
Значения количественных критериев эффективности проекта:
показатели финансовой эффективности, в т.ч.:
чистый дисконтированный доход NPV = 16,02 млн. рублей,
внутренняя норма доходности IRR = 8,64 процента,
средневзвешенная стоимость капитала WACC = 7,8 процента;
- срок окупаемости - 7 лет;
- вклад в диверсификацию монопрофильности - не влияет.
В целом реализация проекта позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет к 2015 году до 250 млн. рублей по налогу на добавленную стоимость.
Влияние проекта на экологию.
Использование современных технологий производства отвечает как российским, так и мировым требованиям к охране окружающей среды, что позволяет производить экологически чистую продукцию. Рассматриваемые производства являются безотходными.
Общие сведения об организации - инициаторе проекта:
1. Полное и сокращенное наименование организации - инициатора проекта:
полное наименование: Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан;
сокращенное наименование: Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны".
2. Организационно-правовая форма организации - инициатора проекта: муниципальное учреждение.
3. Местонахождение организации - инициатора проекта: 423564, Россия, Республика Татарстан, Нижнекамский район, п.г.т. Камские Поляны, д. 1/38.
4. Должность, Ф.И.О. руководителя организации - инициатора проекта:
руководитель Исполнительного комитета Самигулин Марат Рашитович.
5. Контактное лицо, координаты: руководитель Исполнительного комитета - Самигулин Марат Рашитович, тел. (8555) 33-60-20, 33-60-80, факс (8555) 33-70-58; e-mail: kamalan@rambler.ru, kpra.delo@inbox.ru.
3.1.3. Инвестиционный проект "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства".
В 2009 году по оценке в п.г.т. Камские Поляны осуществляли свою деятельность, то есть были экономически активными, более тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 97 микро-, малых и средних предприятий.
В микро- и малых предприятиях п.г.т. Камские Поляны занято порядка 600 человек.
Средняя заработная плата на малых предприятиях п.г.т. Камские Поляны в 2009 году составила 9,1 тыс. рублей, что на 39 процентов ниже общереспубликанского показателя.
В республике активно реализуются мероприятия государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам реализации таких мероприятий поддержку получили субъекты малого и среднего предпринимательства п.г.т. Камские Поляны по следующим основным направлениям:
1. Грантовая поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях промышленности - 6 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3,2 млн. рублей (0,8 процента от общего числа получивших поддержку в Республике Татарстан).
2. По программе среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики через уполномоченные банки республики, - 7 субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 11,9 млн. рублей (2,4 процента от общего числа получивших поддержку в Республике Татарстан).
3. По программе кредитования под частичное поручительство Гарантийного фонда исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства Республики Татарстан - 3 субъекта малого и среднего предпринимательства на сумму 7,0 млн. рублей (1,1 процента от общего числа получивших поддержку в Республике Татарстан).
4. По программе лизинга через ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" - 1 субъект малого предпринимательства на сумму 6,9 млн. рублей.
Цель инвестиционного проекта.
1. Содействие сохранению существующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Стимулирование самозанятости безработных граждан путем их вовлечения в предпринимательскую деятельность.
3. Оптимизация отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства в пользу производства и оказания бытовых услуг населению.
Основными направлениями реализации проекта в сфере развития малого предпринимательства являются:
1. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сохранении существующих производств путем:
содействия в приобретении промышленного оборудования;
обеспечения участия в государственном заказе;
содействия кооперации с предприятиями крупного бизнеса;
обеспечения доступа к финансовым ресурсам;
размещения на промышленных площадках - объектах инфраструктуры поддержки предпринимательства;
перепрофилирования нерентабельных производств.
2. Стимулирование создания субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятости безработного населения путем:
предоставления грантовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;
юридической помощи при регистрации;
осуществления обучения основам предпринимательской деятельности;
предоставления льготных условий для размещения начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства на территории объектов инфраструктуры поддержки;
компенсации части затрат на подключение к объектам сетевого хозяйства.
Приоритетным направлением стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства на создание производств для обеспечения развития п.г.т. Камские Поляны является развитие лизинга оборудования, в том числе:
субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом малого и среднего предпринимательства процентов по лизинговым договорам;
субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
предоставление целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования на уплату первоначального взноса и последующих лизинговых платежей при заключении договора лизинга оборудования.
В целях оптимизации расходов на реализацию бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающих приобретение промышленного оборудования в лизинг, предлагается использовать для размещения производств имеющиеся специализированные площадки, в первую очередь индустриальный парк "Камские Поляны".
Основные участники проекта: Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, субъекты малого и среднего предпринимательства п.г.т. Камские Поляны.
Сроки начала и окончания реализации проекта: 2010-2015 годы.
Инвестиционная готовность проекта: разработка проектно-сметной документации не требуется.
Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации проекта.
Объем финансирования проекта в 2010-2015 гг. составляет 772,8 млн. рублей, в том числе субсидии республиканского бюджета - 38,5 млн. рублей, субсидии федерального бюджета - 350 млн. рублей, средства инвесторов - 384,3 млн. рублей.
Финансирование по годам:
2010 г. - 104,4 млн. рублей;
2011 г. - 94,8 млн. рублей;
2012 г. - 120,6 млн. рублей;
2013-2015 гг. - 453 млн. рублей.
Источник финансирования из федерального бюджета - средства, предусмотренные по Программе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
Показатели социально-экономической и финансовой эффективности реализации проекта.
Основные ожидаемые результаты реализации проекта: повышение качества жизни, повышение средней заработной платы, снижение безработицы, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Реализация проекта позволит создать дополнительно к 2012 году более 40 субъектов малого и среднего предпринимательства и около 390 новых рабочих мест, а с 2010 по 2015 год - 1870 рабочих мест.
Вклад в диверсификацию монопрофильности - 6,9 процента.
Общие сведения об организации - инициаторе проекта:
1. Полное наименование организации - инициатора проекта:
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.
2. Местонахождение организации - инициатора проекта: 420107, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. Петербургская, д. 50.
3. Должность, Ф.И.О. руководителя организации - инициатора проекта:
председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан Шагивалеев Тимур Наилевич.
4. Контактное лицо, координаты: Шагивалеев Тимур Наилевич, тел. (843) 570-40-01, e-mail: minlilia@yandex.ru.
3.1.4. Инвестиционный проект "Развитие самозанятости, создание временных рабочих мест".
Цель инвестиционного проекта: преодоление негативных последствий глобального финансового кризиса в Республике Татарстан.
В рамках Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан (далее - Региональная программа), предусматривается реализация мероприятий:
по содействию самозанятости безработных граждан, что позволит обеспечить занятость в форме осуществления предпринимательской деятельности в 2010 году 972 безработных граждан;
по организации общественных работ и временного трудоустройства, что позволит создать дополнительные временные рабочие места и трудоустроить в 2010 году 2212 человек. Средняя продолжительность участия в общественных и временных работах составит 3 месяца.
Основные участники проекта: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны", Центр занятости населения п.г.т. Камские Поляны, организации п.г.т. Камские Поляны, субъекты малого и среднего предпринимательства п.г.т. Камские Поляны.
Сроки начала и окончания реализации проекта: 2010 год.
Инвестиционная готовность проекта: разработка проектно-сметной документации не требуется.
Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации проекта.
Потребность в финансовых ресурсах в рамках Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2010 год составляет 93,7 млн. рублей.
Источник финансирования: субсидии федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, предоставляемые в соответствии с Правилами предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011.
График участия граждан п.г.т. Камские Поляны в общественных и временных работах в рамках реализации Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан на 2010 год, численность участников Региональной программы по снижению напряженности на рынке труда и общий объем финансовых ресурсов по п.г.т. Камские Поляны на 2010 год приведены в таблицах 4, 5.
Направления переподготовки работников по профессиям, востребованным в п.г.т. Камские Поляны, приведены в подразделе 3.4 настоящей Программы.
Показатели
социально-экономической и финансовой эффективности реализации проекта
Основные ожидаемые результаты реализации проекта - снижение напряженности на рынке труда.
Таблица 4.
График участия граждан п.г.т. Камские Поляны в общественных и временных работах в рамках реализации региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан на 2010 г.
|
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
Кредиторская задолженность на 01.01. 2010 |
Численность работников, участвующих в общественных и временных работах*, человек | ||||||||||||||
В 2009 году |
0 |
40 |
91 |
102 |
87 |
102 |
128 |
180 |
252 |
578 |
802 |
714 |
2392 |
|
В 2010 году по скорректированной Программе |
1574 |
2059 |
2059 |
2212 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2212 |
|
Потребность по Программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем затрат, тыс. рублей | ||||||||||||||
В 2009 году |
0 |
208,3 |
424,5 |
473,5 |
340,4 |
398,8 |
499,2 |
766,2 |
981,2 |
2401,2 |
3595,8 |
3408,9 |
13289,7 |
|
В 2010 году по скорректированной Программе |
6096,5 |
9401 |
9401 |
11361 |
|
|
|
|
|
|
|
|
36259,5 |
|
Потребность по Программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Общее число участников общественных и временных работ за год, средний период участия - 3 месяца.
Вклад в диверсификацию монопрофильности - 1,8 процента.
Общие сведения об организации - инициаторе проекта:
1. Полное и сокращенное наименование организации - инициатора проекта:
полное наименование: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
сокращенное наименование: Минтрудсоцзащиты РТ.
2. Местонахождение организации - инициатора проекта: 423564, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 47.
3. Должность, Ф.И.О. руководителя организации - инициатора проекта:
министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Шафигуллин Айрат Радинович.
4. Контактное лицо, координаты: первый заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Хасанов Айрат Радикович, тел.: (843) 227-20-01, факс: (843) 227-20-01, e-mail: Ayrat.Hasanov@tatar.ru.
Таблица 5
Численность участников региональной программы по снижению напряженности на рынке труда и общий объем финансовых ресурсов по п.г.т. Камские Поляны на 2010 год
Направление работы |
Численность, чел. |
Объем финансирования, млн. руб. |
Организация общественных и временных работ |
2212 |
36,3 |
Стажировка |
0 |
0 |
Содействие развитию предпринимательства |
972 |
57,2 |
Содействие трудоустройству инвалидов |
0 |
0 |
Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения |
15 |
0,2 |
Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы занятости в целях поиска работы, включая организацию переезда |
0 |
0 |
Итого |
3199 |
93,7 |
3.2. Создание новых отраслей экономики.
3.2.1. Создание комплексной социальной инфраструктуры п.г.т. Камские Поляны как отрасли.
В настоящее время в Республике Татарстан существует высокая потребность в создании (и прежде всего строительстве) новых объектов социального обслуживания, таких как психоневрологические интернаты, детские приюты, дома ребенка, интернаты для пожилых граждан и инвалидов, хосписы и др. Это обусловлено высоким износом существующих зданий, занимаемых подобного типа учреждениями, а также необеспеченностью потребности в них.
Концентрация в п.г.т. Камские Поляны объектов социального обслуживания позволит оптимизировать бюджетные средства на строительство с учетом более низкой стоимости строительных работ в поселении, что разгрузит социальную инфраструктуру крупных городов в результате перемещения объектов социального обслуживания, а также будет создана возможность апробации новых социальных технологий в компактно расположенных учреждениях социальной инфраструктуры и обслуживающих их подсобных структурах и хозяйствах.
Результатом реализации проекта может стать набор новых социальных технологий для тиражирования их в других регионах страны. Учитывая сложившуюся структуру рынка труда, реализация проекта позволила бы обеспечить рабочими местами значительную часть женского населения поселка. Важным результатом также могло бы стать изменение профессиональной структуры населения ввиду того, что во вновь созданные социальные учреждения будут привлечены высокоинтеллектуальные человеческие ресурсы - медицинские и социальные работники, работники образования, культуры и др.
3.2.1.1. Инвестиционный проект "Создание комплекса медико-социальной реабилитации граждан, страдающих психическими заболеваниями".
В республике реализуется проект реконструкции больницы скорой медицинской помощи (БСМП) в г. Набережные Челны в Центр высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) для северо-восточной зоны Республики Татарстан. В перечень муниципальных образований северо-восточной зоны Республики Татарстан для обслуживания населения по оказанию ВМП в г. Набережные Челны включены 11 районов с общей численностью 1,2 млн. жителей.
В соответствии с практикой зарубежных клиник больной после операции находится в клинике 3-5 дней, затем направляется на долечивание и реабилитацию.
Цель инвестиционного проекта - обеспечение фактической потребности населения в оказании социально-медицинских услуг.
С этой целью предполагается реализация в п.г.т. Камские Поляны проекта "Создание комплекса медико-социальной реабилитации граждан, страдающих психическими заболеваниями" с использованием объекта незавершенного строительства (3-этажное здание акушерского корпуса общей площадью 5970,8 кв. метров), а также земельного участка площадью 1 га, прилегающего к объекту незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальное образование осуществляет передачу объекта в государственную собственность Республики Татарстан.
Основные участники проекта: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны".
Сроки начала и окончания реализации проекта: 2010-2011 годы.
Инвестиционная готовность проекта: проектно-сметная документация на стадии получения государственной экспертизы.
Основные этапы реализации проекта:
завершение разработки проектно-сметной документации (по получению положительного заключения государственной экспертизы);
реконструкция имеющегося здания;
оснащение здания.
Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации проекта и источники финансирования.
Предполагаемая сметная стоимость проекта составит 560,2 млн. рублей в 2010 году, в том числе за счет средств федерального бюджета - 532,185 млн. рублей и за счет средств бюджета Республики Татарстан - 28,01 млн. рублей.
Источник финансирования: субсидии федерального бюджета.
Потенциальные поставщики материалов на период строительства: предприятия стройиндустрии Республики Татарстан.
Показатели социально-экономической и финансовой эффективности реализации проекта.
Основные ожидаемые результаты реализации проекта - повышение качества жизни, снижение безработицы, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Показатели социальной эффективности проекта:
повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте: реализация проекта предполагает создание 36 дополнительных рабочих мест на этапе реализации проекта, 250 дополнительных рабочих мест на период эксплуатации проекта;
повышение доступности и качества услуг населению в сфере медико-социального обслуживания.
Вклад в диверсификацию монопрофильности - не влияет.
Дополнительные поступления в муниципальный бюджет - 1,1 млн. рублей в год.
Общие сведения об организации - инициаторе проекта:
1. Полное и сокращенное наименование организации - инициатора проекта:
полное наименование: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
сокращенное наименование: Минздрав РТ, Минтрудсоцзащиты РТ.
2. Местонахождение организации - инициатора проекта:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан: 420111, Россия, Республика Татарстан, ул. Островского, д. 11/6;
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан: 420044, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 47.
3. Должность, Ф.И.О. руководителя организации - инициатора проекта:
министр здравоохранения Республики Татарстан - Фаррахов Айрат Закиевич;
министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Шафигуллин Айрат Радинович.
4. Контактное лицо, координаты:
начальник отдела Волкова Гузэль Мухамматовна, тел. (843) 31-79-43, e-mail: Guzel.Volkova@tatar.ru;
директор Комплексного центра подготовки кадров и развития отрасли Сиразиев Рамиль Равильевич, тел. (843) 557-87-75, e-mail: kukmorhimia@rambler.ru.
3.2.2. Формирование рыбоводного кластера.
3.2.2.1. Инвестиционный проект "Якорное предприятие рыбоводного кластера".
Цель инвестиционного проекта
Воспроизводство и выращивание осетровых видов рыб, получение черной пищевой икры и продукции из рыбы, в том числе для медицинских и косметологических целей.
Выращивание и переработка 80 тонн в год рыбы осетровых пород и реализация рыбопродукции (осетрина мороженая, горячего и холодного копчения). Производство 16 тонн в год черной пищевой икры из осетровых рыб.
Основные участники проекта: ОАО "Русский осетр", г. Москва.
Потенциальные инвесторы:
ОАО "Русский осетр";
организации Республики Татарстан.
Сроки начала и окончания реализации инвестиционного проекта.
Начало реализации проекта - 2010 год.
Окончание проекта - 2018 год.
Строительная готовность - 2011 год.
Выход на проектную мощность - 2016 год.
Возврат инвестиций - до 2018 года.
Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации проекта, и источники финансирования:
2010 год - 500 млн. рублей на разработку документации и начало строительства;
2011 год - 700 млн. рублей на строительство, в том числе закупку оборудования и прочее;
2010-2013 годы - ежегодно по 120 млн. рублей на текущие расходы и обслуживание кредита и займов;
2014-2016 годы - ежегодно по 70 млн. рублей на текущие расходы.
Итого инвестиции:
в основные средства - 1200 млн. рублей;
в текущую деятельность - 690 млн. рублей.
Финансирование: собственные средства - 240 млн. рублей, кредитные средства - 1650 млн. рублей.
Источник финансирования - Внешэкономбанк.
В рамках национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" предусмотрено субсидирование из федерального бюджета части затрат на уплату процентов (в размере двух третьих ставки рефинансирования) по кредитам на срок до 8 лет на строительство и модернизацию предприятий промышленного рыбоводства, а также по кредитам на срок до 5 лет на приобретение племенного материала, рыбоводной техники и оборудования для предприятий промышленного рыбоводства.
Основные этапы проекта:
Разработка концепции, подготовка рыбоводно-биологического (РБО) и технико-экономического обоснований, выбор места размещения объекта, подготовка бизнес-плана, заключение инвестиционных и кредитных договоров, строительный предпроект, получение технических условий, разработка проектно-сметной документации, строительство, закупка молоди, выращивание рыбы, получение готовой продукции, реализация.
Инвестиционная готовность проекта.
Разработаны концепция и рыбоводно-биологическое обоснование, подготовлены технико-экономическое обоснование и первичный бизнес-план для выбора инвесторов, разработана универсальная проектно-сметная документация.
Размещен заказ на выращивание посадочного материала осетровых рыб.
Инвестиционный проект готов к реализации.
Потенциальные поставщики оборудования, сырья и материалов - на период строительства и эксплуатации:
ЗАО "Сельскохозяйственное предприятие "КРОК", г. Калуга - разработка технико-экономического обоснования, консалтинг, поставка рыбопосадочного материала;
фирма "Биллунд", Дания - поставка рыбоводного и технологического оборудования;
фирма "Скреттинг", Франция - поставка кормов для рыбы;
поставка строительных материалов и металлоконструкций - предприятия Республики Татарстан.
Показатели социально-экономической и финансовой эффективности реализации проекта:
увеличение занятости населения: работа на предприятии (потребуется более 100 человек) и в других сферах по его обслуживанию (30 рабочих мест). В период создания предприятия к подрядным, проектным и строительным работам будут привлечены в основном местные проектные и строительные организации;
развитие социальной инфраструктуры: кроме общежития гостиничного типа для рабочих планируется строительство жилья для двадцати семей сотрудников комплекса;
отчисления в бюджет: ожидается перечисление прямых налогов в бюджет Республики Татарстан и региональные социальные фонды - около 8 млн. рублей, прочих налогов в региональные фонды - около 6 млн. рублей, косвенный налог, оплачиваемый через подрядные организации, - около 125 млн. рублей.
Основные финансовые показатели:
чистый приведенный доход (NPV) - около 210 млн. рублей;
внутренняя норма доходности (IRR) - 16 процентов;
срок окупаемости вложений (PP) - 70 месяцев;
выход на полную проектную мощность - пятый год с начала эксплуатации.
Вклад в диверсификацию монопрофильности - 4,0 процента.
Дополнительные налоговые поступления в муниципальный бюджет: 0,34 млн. рублей в год.
Влияние проекта на экологию.
Проект разработан с привлечением отечественного научного потенциала и зарубежного опыта строительства индустриальных рыбоводных установок, что позволит создать высокотехнологичное предприятие мирового уровня и обеспечить круглогодичное, не зависящее от погодных условий экологически чистое производство.
Контроль рисков.
Внешние риски проекта (колебания спроса, регулирование) низки, а внутренние могут эффективно контролироваться благодаря высокой профессиональной квалификации технического персонала, компактности и передовой автоматизации производства, однородности продукта и облегченной оптовой дистрибуции.
Дополнительная информация по инвестиционному проекту.
Предлагаемый к реализации проект строительства осетрового рыбоводного комплекса вписывается в рамки национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", получившего статус государственной программы.
Расчетная годовая производительность комплекса - 16 тонн пищевой икры осетровых рыб (зернистая, паюсная в стеклянной и жестяной банке) и около 80 тонн рыбной продукции (осетрина охлажденная, горячего и холодного копчения, суповые наборы и пр.).
Высокое качество продукции и стабильность объемов производства позволяет ориентировать проект на экспортные рынки, емкость которых несравненно больше российского, а уровень цен - существенно выше.
В состав рыбоводного комплекса входят:
основное производственное здание, в котором размещены бассейны для выращивания и содержания рыбы, оборудование оборотного водоснабжения рыбоводных установок, цех переработки икры и рыбы, оборудование внутренних систем инженерного обеспечения, вспомогательные помещения производственного назначения (склады, лаборатории, мастерские и т.д.), административно-бытовые помещения для персонала комплекса;
инженерные сооружения и сети: артезианские скважины (основная и резервная), станция водоподготовки, сети водопровода и канализации, очистные сооружения, мини-теплоэлектроцентрали на базе газовых когенерирующих установок для обеспечения электроэнергией и теплом, резервная трансформаторная подстанция от линии электропередач, аварийный дизельный электрогенератор, внешние электрические сети, газопровод, внутриплощадочные дороги.
Территория комплекса будет иметь ограждение с контрольно-пропускным пунктом, системами видеонаблюдения и ограничения доступа.
Для проживания рабочих и специалистов будет построено общежитие гостиничного типа.
По мере развития производства в соответствии с потребностями персонала социальная инфраструктура будет совершенствоваться.
В основу проекта положено использование новейших достижений в области технологии аквакультуры на базе рыбоводных установок замкнутого водоснабжения индустриального типа с полностью контролируемыми условиями выращивания и содержания рыбы: ускоренное выращивание и созревание осетровых рыб, ежегодное прижизненное получение икры от продукционного стада с многократным использованием самок.
Проект разработан с привлечением отечественного научного потенциала и зарубежного опыта строительства индустриальных рыбоводных установок, что позволит создать высокотехнологичное предприятие мирового уровня и обеспечить круглогодичное, не зависящее от погодных условий экологически чистое производство.
Проект рассчитан на создание рыбоводных комплексов в любой местности при наличии сравнительно небольших источников водоснабжения.
Технические характеристики комплекса будут зависеть от конкретного места расположения, возможностей его водо- и энергообеспечения.
В проекте за основу приняты следующие технические параметры:
габариты производственного здания - 100 x 120 метров;
высота помещений - от 4,8 до 6 метров;
общая площадь бассейнов - 4500 кв. метров;
тип установки для выращивания рыбы - УЗВ (установка замкнутого водоснабжения);
максимальное количество рыбы - до 250 тонн;
годовое потребление кормов - около 210 тонн;
суточная мощность переработки:
икра осетровых рыб - 160 кг;
рыба осетровых пород - 200 кг;
мощность артезианской скважины - 1000 куб. метров в сутки;
потребление электроэнергии - около 1000 кВт в час;
численность персонала - около 100 человек.
Рыбоводный цех состоит из 4 участков, объединяющих 14 модулей и 182 бассейна: продукционный участок, инкубационно-личиночный и вырастной участки, участок искусственной зимовки и участок подготовки производителей и отбора икры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 23 августа 2010 г. N 668 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Камские Поляны Республики Татарстан и Долгосрочной целевой программы "Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Камские Поляны Республики Татарстан (на период 2010-2015 годов)"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 24 октября 2012 г. N 905
Постановление КМ РТ от 11 октября 2010 г. N 794