Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 1 марта 2012 г. N 5-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.А. Беловой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки М.А. Беловой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 12 декабря 2011 года поступило обращение в форме жалобы гражданки М.А. Беловой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан".
Заявительница является одинокой матерью двоих детей-инвалидов, заболевание одного из которых включено в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданка М.А. Белова с детьми, а также ее младший брат проживают в комнате малосемейного общежития общей площадью 17,5 кв. метра. Семья заявительницы, имеющая ребенка-инвалида, с 24 февраля 1997 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по Елабужскому муниципальному району Республики Татарстан. В соответствии с абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, семья М.А. Беловой с 25 июня 1998 года включена в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидий на приобретение жилья, формируемый Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков, полученных от исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан.
Заявительница считает, что оспариваемые положения в той части, в которой не предусмотрено право на получение субсидий на приобретение жилья такой категории, как семьи, в составе которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, а также в части отсутствия в них права семей, имеющих детей-инвалидов, на внеочередное предоставление такой субсидии противоречат Конституции Республики Татарстан. В обоснование своей позиции она ссылается на то, что по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, жилые помещения предоставляются вне очереди.
На основании изложенного гражданка М.А. Белова просит признать абзац шестой пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, не соответствующим статьям 27, 28 (части первая и вторая), 30, 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина; граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод; семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства, государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Пункт 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан, который в постановлении от 8 апреля 2010 года N 39-П по жалобе гражданки Т.И. Порфирьевой признал указанную правовую норму соответствующей Конституции Республики Татарстан.
Данное постановление Конституционного суда Республики Татарстан и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения по тому же предмету.
Относительно доводов заявительницы о том, что оспариваемая норма не предусматривает право семей, в составе которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, на получение субсидии на приобретение жилья, а также в части отсутствия в ней права семей, имеющих детей-инвалидов, на внеочередное предоставление такой субсидии необходимо указать следующее.
В постановлении от 8 апреля 2010 года N 39-П Конституционный суд Республики Татарстан отметил, что действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания: предоставление в первоочередном порядке, как это предусмотрено оспариваемой нормой, субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. При этом право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду.
Тем самым категория граждан, к которой принадлежит заявительница, пользуется льготой, в том числе и в вопросе очередности предоставления субсидии на приобретение жилья.
Изменение вида данной льготы, на что указывает заявительница, предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что не входит в полномочия Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Таким образом, оспариваемая норма не содержит правовой неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан, и, следовательно, обращение заявительницы по смыслу пункта 1 части второй статьи 39 и пункта 2 части первой статьи 46 указанного Закона не является допустимым.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69 и 72 и частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.А. Беловой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Жалоба также не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми она признается допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке М.А. Беловой, а также в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом спора стала жалоба на отдельную норму Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.
В принятии к рассмотрению жалобы отказано, поскольку по предмету данной жалобы Конституционным судом РТ ранее было вынесено постановление от 8 апреля 2010 г. N 39-П, сохраняющее свою силу.
В данном постановлении Конституционный суд отметил, что действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания. Это предоставление в первоочередном порядке субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду.
Тем самым, категория граждан, к которой принадлежит заявительница, пользуется льготой, в том числе и в вопросе очередности предоставления субсидии на приобретение жилья.
Изменение вида данной льготы предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что не входит в полномочия Конституционного суда.
Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного суда РТ от 1 марта 2012 г. N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.А. Беловой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275"
Текст определения официально опубликован не был