Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 мая 2012 г. N 3-10/12
"О признании недействующими Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года N 262"
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи: Сальниковой М.М.,
с участием прокурора: Бакировой Ф.А.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гарифуллиной Назии Гумяровны о признании недействующими Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги",
установил:
14 апреля 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги", пунктом 3 которого утверждены Рекомендации по расчету холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома (далее - Рекомендации).
Гарифуллина Н.Г. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими данных Рекомендаций, поскольку они противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
В обоснование заявленного требования Гарифуллина Н.Г. указала, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме N 9 по улице Радищева города Альметьевска и потребителем коммунальных услуг.
До октября 2010 года ей как потребителю, не имеющему индивидуального прибора учета холодной воды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, начислялись платежи за холодное водоснабжение по формуле 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила), исходя из норматива потребления холодной воды на 1 человека в месяц, составляющего 9,8 куб. метров, тарифа на водоснабжение 29 руб./куб. метр, ежемесячный платеж за холодную воду составлял: 9,8 куб. метров х 29 руб./куб. метр = 284,20 руб.
С 2010 года вместо порядка расчета платы за коммунальные услуги, установленного Правительством Российской Федерации, применяются Рекомендации, утвержденные Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В результате применения иного порядка расчета, бремя ее расходов на холодную воду необоснованно возросло (за период с ноября 2010 года по август 2011 года на 3334,53 рубля).
С июня 2011 Правила действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, которым внесены изменения в подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам, и расчет размера платы за холодное водоснабжение должен осуществляться по формуле 9 указанного приложения.
Жилищным законодательством установление порядка расчетов платы за коммунальные услуги отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, следовательно, вопросы установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан не относятся.
Поскольку формула 1 Рекомендаций не соответствует формуле 9 Правил, возникает неопределенность в вопросе о применении формулы для расчета платежей за холодное водоснабжение для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
Исходя из этого, Гарифуллина Н.Г. просит признать недействующими Рекомендации по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года N 262.
В судебное заседание заявитель не явилась, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Абрамова А.В., Паймухин А.В. с заявлением не согласились, указав, что оспариваемый акт не обладает существенными признаками нормативного правового акта, так как не является обязательным для неопределенного круг лиц и носит рекомендательный характер.
Кроме того, федеральным законодательством не урегулирован порядок расчета размера платы при наличии сверхнормативного расхода - в случаях, когда объем фактически потребленной холодной (горячей) воды за расчетный период, определенный по показателям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной холодной (горячей) воды за тот же период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Указанный правовой пробел восполнен оспариваемыми Рекомендациями, которыми предложен порядок расчета сверхнормативного потребления холодной (горячей) воды, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Выслушав пояснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 262 от 14 апреля 2010 года "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги" утверждены Рекомендации по расчету холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома (далее - Рекомендации).
Постановление опубликовано 24 апреля 2010 года в газете "Республика Татарстан", N 85, а также в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти 12 мая 2010, N 18, ст. 0721.
Как указано в преамбуле постановления, целью его принятия является защита законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги, и оказание содействия управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам в сборе финансовых средств с собственников (и/или нанимателей) помещений в многоквартирных жилых домах за оказанные жилищные и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 Рекомендаций при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы (рублей в месяц) за потребленную холодную воду для жилых помещений:
а) не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по следующей формуле 1:
где:
- объем (количество) холодной воды, потребленной за расчетный период в i-том помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления холодной воды, утвержденных в установленном порядке (куб. метров в месяц);
- объем (количество) холодной воды, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб. метров в месяц);
- суммарный объем (количество) холодной воды, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 0,17 куб. метра в месяц на одного проживающего (куб. метров в месяц);
- суммарный объем (количество) холодной воды, потребленной за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления холодной воды, утвержденных в установленном порядке (куб. метров в месяц);
- общая площадь i-того помещения (квартиры), не оборудованного приборами учета холодной воды (кв. метров);
-общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме не оборудованных приборами учета холодной воды (кв. метров);
- тариф на услугу холодного водоснабжения, установленный в соответствии с законодательством (рублей за куб. метр);
б) оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по показаниям индивидуальных приборов учета холодной воды с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 0,17 куб. метра в месяц на одного проживающего.
Пунктом 2 Рекомендаций установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы (рублей в месяц) за потребленную горячую воду для жилых помещений:
а) не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по формуле 2:
- объем (количество) горячей воды, потребленной за расчетный период в i-том помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления холодной воды, утвержденных в установленном порядке (куб. метров в месяц);
- объем (количество) горячей воды, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб. метров в месяц);
- суммарный объем (количество) горячей воды, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 0,003 куб. метра в месяц на одного проживающего (куб. метров в месяц);
- суммарный объем (количество) горячей воды, потребленной за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды, утвержденных в установленном порядке (куб. метров в месяц);
- общая площадь i-того помещения (квартиры), не оборудованного приборами учета горячей воды (кв. метров);
- общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме, не оборудованных приборами учета горячей воды (кв. метров);
- тариф на услугу горячего водоснабжения, установленный в соответствии с законодательством (рублей за куб. метр);
б) оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 0,003 куб. метра в месяц на одного проживающего.
Примечанием оговорено, что формулы 1 и 2 применяются при условии, что объем фактически потребленной холодной (горячей) воды за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной холодной (горячей) воды за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Заявитель считает, что Кабинет Министров Республики Татарстан, утвердив данные Рекомендации, превысил свои полномочия, поскольку установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, согласно статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Кроме того, оспариваемое постановление противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Проверяя законность оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, суд исходит из того, что жилищное законодательство, в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно пунктам 25-27 указанного постановления при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (пункт 1 Правил).
До принятия оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определялся по формуле 3, приведенной в приложении N 2 к Правилам:
где:
- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении(квартире, жилом доме) (чел.);
- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт час в месяц на 1 чел.);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт час);
То есть, размер платы за холодное и горячее водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, рассчитывался исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан, норматива потребления коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
К помещениям, оборудованным приборами учета, применялась формула 9, также приведенная в приложении N 2 к Правилам.
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт час);
- объем(количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования),измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими(квартирными) приборами учета (куб. м, кВт час);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт час);
Как видно из вышеприведенной формулы, в ней учтены показатели объема фактически потребленной холодной (горячей) воды, объем фактически потребленной холодной (горячей) воды, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, а также суммарного объема потребленной холодной (горячей) воды в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 в Правила внесены изменения, в частности, пункт 23 Правил и подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 изложены в иной редакции. В результате внесенных изменений применение формулы 9 распространяется не только на жилые помещения, оборудованные индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, но и на не оборудованные такими приборами жилые помещения, а также на нежилые помещения.
Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 года, N 22, ст. 3168, а также в Российской газете 1 июня 2011 года, N 116, и вступило в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, в настоящее время расчет размера платы за сверхнормативный расход холодной (горячей) воды в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, урегулирован актом федерального органа исполнительной власти, и оспариваемые Рекомендации вошли в противоречие с Правилами, так как формулой 9 Правил предусмотрен иной порядок расчета, нежели формулами 1 и 2 Рекомендаций.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из этого, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги" в части Рекомендаций по расчету холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, подлежит признанию недействующим.
Доводы представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемый акт не является нормативным и не носит общеобязательного характера, суд отклоняет по следующим основаниям.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", независимо от наименования оспариваемого акта суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Оспариваемые Рекомендации, несмотря на свое наименование, указывающее на рекомендательный характер документа, фактически содержат предписание производить расчет по той или иной формуле и порождают обязанность неопределенного круга потребителей оплачивать коммунальную услугу в соответствии с таким расчетом. Данные предписания облечены в форму правового акта органа государственной власти, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на изменение существующих правоотношений по оплате коммунальных услуг. В связи с этим указанный акт обладает признаками нормативности и подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом также отклоняется довод о том, что оспариваемый акт восполняет правовой пробел, так как на федеральном уровне не урегулирован вопрос о расчете размера платы за сверхнормативный расход холодной (горячей) воды в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 3 ноября 1997 года N 15-П, совместное ведение, которое предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, означает, что при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос, что и было сделано Кабинетом Министров Республики Татарстан путем принятия оспариваемых Рекомендаций.
Как видно из формулы 3, в ней не предусмотрен расчет размера платы за объем фактически потребленной холодной (горячей) воды, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышающий суммарный объем потребленной холодной (горячей) воды в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Однако такой показатель заложен в формуле 9, которая, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 6 мая 2011 года N 354, также распространяется на жилые помещения, не оборудованные приборами учета. Поскольку порядок расчета сверхнормативного расхода холодной (горячей) воды в таких помещениях установлен Правилами, не имеется оснований для иного правового регулирования этого вопроса правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление Гарифуллиной Назии Гумяровны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу Рекомендации по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья: (подпись)
Копия верна Судья: Сальникова М.М.
Решение вступило в законную силу 26 июня 2012 г.
Судья: Сальникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспариваемые Рекомендации по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, признаны противоречащими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими.
Правительством РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
До принятия оспариваемого акта размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение в помещениях, не оборудованных (и оборудованных) приборами учета, определялись по формулам, приведенным в приложении к Правилам.
Таким образом, в настоящее время расчет размера платы за сверхнормативный расход холодной (горячей) воды в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, урегулирован актом федерального органа исполнительной власти, и оспариваемые Рекомендации вошли в противоречие с Правилами, так как формулой 9 Правил предусмотрен иной порядок расчета, нежели формулами 1 и 2 Рекомендаций.
Доводы представителей Кабинета Министров РТ о том, что оспариваемый акт не является нормативным и не носит общеобязательного характера, судом отклонены, поскольку данный акт обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.
Решение вступило в законную силу 26 июня 2012 г.
Решение Верховного Суда РТ от 18 мая 2012 г. N 3-10/12 "О признании недействующими Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года N 262"
Решение вступило в законную силу 26 июня 2012 г.
Текст решения официально опубликован не был
Сообщение о настоящем решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 50, 6 июля 2012 г.