Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 11 июля 2012 г. N 17-О
"По жалобе гражданина И.Х. Хазиева на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 и абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.B. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.А. Сахиевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина И.Х. Хазиева,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 28 марта 2012 года поступила жалоба гражданина И.Х. Хазиева на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 и абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан".
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданин И.Х. Хазиев прослужил 26 лет в рядах Советской Армии в должностях офицерского состава. После увольнения в запас в октябре 1991 года он переехал в город Казань и проживал в общежитии вместе с семьей в составе семи человек. В 1996 году заявителю было предоставлено жилое помещение общей площадью 86,57 кв. метра, жилой - 57,46 кв. метра из расчета на пять человек, а не на семь, что, по его мнению, явилось нарушением конституционных прав двух членов его семьи, проживавших вместе с заявителем до получения жилого помещения в общежитии, а также права на дополнительную жилую площадь супруги заявителя, являющейся инвалидом II группы.
Как указывает в своей жалобе гражданин И.Х. Хазиев, при выделении квартиры администрацией города Казани в 1996 году не было учтено то обстоятельство, что его супруга P.M. Хазиева с 1987 года страдает тяжелой формой почечного заболевания и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 имеет право на дополнительную жилую площадь. По мнению заявителя, Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, не учитывает категорию граждан, указанную в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817, а именно лиц, страдающих тяжелой формой органических поражений почек, осложненной почечной недостаточностью II-III степени, к числу которых относится его супруга.
На основании изложенного гражданин И.Х. Хазиев просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 1 и абзац шестой пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, не соответствующими статьям 27, 28 (части первая и вторая), 30, 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, устанавливает порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе и инвалидам, не разграничивая их право на ее получение в зависимости от степени расстройства функций организма, то есть независимо от группы инвалидности и характера заболевания (пункт 1).
Оспариваемый заявителем абзац шестой пункта 4 Положения устанавливает, в частности, право инвалидов, в том числе и супруги заявителя, являющейся инвалидом II группы, на льготу в виде первоочередного получения субсидии на приобретение жилья. Как следует из ответа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, на этом основании супруга заявителя P.M. Хазиева с 11 марта 2002 года включена в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидии. Изменение правового регулирования, закрепляющего данный вид льготы, а также условий и порядка ее предоставления, на что указывает заявитель, предполагает внесение поправок в действующее законодательство, что не входит в полномочия Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", на которое ссылается заявитель, регулирует отношения по предоставлению жилых помещений инвалидам только по договору социального найма, что непосредственно вытекает из содержания части шестой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно данной норме инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных соответствующим перечнем. Указанное постановление Правительства Российской Федерации было принято во исполнение названной законодательной нормы. Тем самым данное постановление не распространяется на отношения по предоставлению субсидии на приобретение жилья, поскольку в этом случае жилое помещение приобретается в собственность. На этом основании доводы заявителя являются необоснованными.
Кроме того, упомянутое постановление Правительства Российской Федерации было принято позднее, чем состоялось предоставление заявителю И.Х. Хазиеву жилого помещения в 1996 году.
Оспариваемый заявителем пункт 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан, который в постановлении от 8 апреля 2010 года N 39-П по жалобе гражданки Т.И. Порфирьевой признал указанную правовую норму соответствующей Конституции Республики Татарстан. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Республики Татарстан в вышеназванном постановлении и подтвержденной в его определении от 1 марта 2012 года N 5-О, действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов: предоставление в первоочередном порядке, как это предусмотрено оспариваемой нормой, субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. При этом право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду.
Применительно к жалобе гражданина И.Х. Хазиева это означает, что его супруга, являющаяся инвалидом, страдающим тяжелой формой органических поражений почек, вправе выбрать один из двух вариантов улучшения жилищных условий: в первоочередном порядке получить в установленном оспариваемым Положением размере субсидию для приобретения жилья в собственность; либо в порядке очередности, установленной в соответствующем муниципальном органе по месту жительства, получить жилое помещение по договору социального найма. В последнем случае согласно части шестой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и упомянутого заявителем постановления Правительства Российской Федерации жилое помещение может быть предоставлено с учетом права супруги заявителя на дополнительную жилую площадь.
Указанное постановление Конституционного суда Республики Татарстан и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения по тому же предмету.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктами 1 и 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69 и 72 и частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Х. Хазиева на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 и абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, поскольку разрешение вопроса, поставленного заявителем, Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно, а также по предмету данной жалобы ранее было вынесено постановление Конституционного суда Республики Татарстан, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину И.Х. Хазиеву и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом спора стала жалоба на отдельные нормы Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.
В принятии к рассмотрению жалобы отказано, поскольку по предмету данной жалобы КС РТ ранее было вынесено постановление от 8 апреля 2010 г. N 39-П, сохраняющее свою силу.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении, действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов. Это предоставление в первоочередном порядке субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду.
Это означает, что супруга заявителя, являющаяся инвалидом, вправе выбрать один из указанных вариантов улучшения жилищных условий.
При этом жилое помещение по договору социального найма в порядке очередности, установленной в соответствующем муниципальном органе, может быть предоставлено с учетом права супруги заявителя на дополнительную жилую площадь.
Определение КС РТ по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного суда РТ от 11 июля 2012 г. N 17-О "По жалобе гражданина И.Х. Хазиева на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 и абзацем шестым пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275"
Текст определения официально опубликован не был