Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 21 февраля 2012 г. N 06-485/2011
в отношении Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ
Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2012 года.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <...>,
с участием:
от ответчика - представитель Исполнительного комитета Арского муниципального района не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - представитель ООО "Арскстрой" по доверенности N 2 от 20.10.2011 г. <...>;
рассмотрев дело N 06-485/2011 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Арского муниципального района (РТ, г. Арск, пл. Советская, д. 12) и Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Арскстрой" (РТ, г. Арск, ул. Комсомольская, д. 68) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В адрес Татарстанского УФАС России поступили сведения и материалы проверки Экспертной группы Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции (за исх. N 10-6865 от 19.08.2011 г.) на предмет состояния реализации в Арском муниципальном районе РТ антикоррупционных мероприятий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством.
Изучением вышеуказанных сведений Татарстанским УФАС было установлено, что в 2010 г. Исполнительным комитетом Арского муниципального района был проведен запрос котировок, номер извещения N 17.11.10-7230-ЗК на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района".
Кроме того Экспертной группой также было установлено, что фактически указанные работы были выполнены еще в 2008 г. в ходе подготовки к выездному республиканскому семинару-совещанию по вопросу реализации Федерального закона N 185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", который проводился в г. Арске 30.07.2008 г.
05.09.2011 г. Татарстанским УФАС России в адрес Исполнительного комитета Арского муниципального района был направлен запрос о предоставлении информации (исх. N ИЩ-06/11196) по заключенному исполнительным комитетом Арского муниципального района с ООО "Арскстрой" муниципальному контракту от 14.12.2010 N 8 на устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района в сумме 441853 рублей оплачены работы (акт датирован 29.11.2010 г.).
Изучением представленных Исполнительным комитетом Арского муниципального района сведений (вх. N 8314 от 12.09.2011 г.) Татарстанским УФАС было установлено, что "в связи с отсутствием в начале 2008 г. четкого перечня работ по Федеральному закону N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования ЖКХ" по капитальному ремонту многоквартирных домов, в 2008 г. были выполнены работы по благоустройству (устройство заборов, тротуаров) на улице 40 лет Победы г. Арск за счет средств подрядчиков....".
Об этом также свидетельствует письмо <...> Исполнительного комитета Арского муниципального района, адресованное на имя начальника Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики от 02.09.2011 г. за N 856-И и ответ Исполнительного комитета Арского муниципального района от 12.09.2011 г. за N 895-И на запрос Татарстанского УФАС России от 05.09.2011 г. N ИЩ-06/11196, согласно которому следовало, что "в 2008 г. были выполнены работы по благоустройству на улице 40 лет Победы г. Арск за счет подрядчика. В целях погашения кредиторской задолженности перед ООО "Арскстрой" был проведен запрос котировок".
На основании вышеизложенного, приказом Татарстанского УФАС России от 23.09.2011 г. N 02/755-к было возбуждено дело N 06-485/2011 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Арского муниципального района и ООО "Арскстрой" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рамках рассмотрения дела N 06-485/2011 сторонами Исполнительным комитетом Арского муниципального района и ООО "Арскстрой" были представлены документы и письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.
Из письменных пояснений Исполнительным комитетом Арского муниципального района, представленных в адрес Татарстанского УФАС России по существу рассматриваемого дела следовало, что все работы были выполнены ООО "Арскстрой" по благоустройству (заборов) на улице 40 лет Победы г. Арск за счет средств подрядчиков в 2008 г.
ООО "Арскстрой" представило в адрес Татарстанского УФАС России аналогичные пояснения по существу рассматриваемого дела.
Проверив обоснованность доводов, письменные объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
На основании поступившего обращения Экспертной группы Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции на предмет состояния реализации в Арском муниципальном районе РТ антикоррупционных мероприятий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством, приказом Татарстанского УФАС России 23.09.2011 г. N 02/755-к было возбуждено дело N 06-485/2011 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Арского муниципального района и ООО "Арскстрой" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Муниципальным заказчиком - Исполнительным комитетом Арского муниципального района РТ на официальном сайте Республики Татарстан www.agzrt.ru 17.11.2010 года был объявлен запрос котировок: номер извещения N 17.11.10-7230-ЗК на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 465160 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок - 29.11.2010 года.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 10-ЗК от 29.11.2010 года на участие в запросе котировок были поданы заявки от участника размещения заказа - ООО "Строймеханизация" (цена контракта - 465160 рублей) и ООО "Арскстрой (цена контракта - 441853 рубля)", и принято решение о заключении муниципального контракта с ООО "Арскстрой" по цене контракта - 441853 рубля.
14 декабря 2010 г. между Исполнительным комитетом Арского муниципального района РТ и ООО "Арскстрой" был заключен муниципальный контракт N 8 на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района". Согласно п. 3.2 муниципального контракта срок выполнения работ: в течение 10 дней со дня заключения контракта, т.е. работы должны были быть выполнены в срок до 24.12.2010 г.
Согласно Акту о приемке выполненных работ за декабрь 2010 г. работы были выполнены в декабре, между тем дата составления акта стоит как 29.11.2010 г., т.е. данное обстоятельство свидетельствует о том, что работы Обществом были выполнены до объявления заказчиком запроса котировок, а, значит, стороны были информированы о стратегиях друг друга и выполняли согласованный план действий. Следовательно, в данном случае другие хозяйствующие субъекты лишены права выполнять работы: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района", а, следовательно, и осуществлять свою уставную деятельность.
В то же время, как было установлено Экспертной группой Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции, после подписания муниципальных контрактов, практически сразу же предъявлялись к оплате акты выполненных работ со значительными объемами. Следовательно, работы уже выполнялись (были выполнены) до подписания муниципальных контрактов, что говорит о ненадлежащим исполнении муниципальным заказчиком своих функций при приемке выполненных работ:
- по муниципальному контракту от 14.12.2010 N 8 заключенному исполнительным комитетом г. Арск с ООО "Арскстрой" на устройство заборов домов N 1, 3, 5 по улице 40 лет Победы г. Арск в сумме 441,9 тыс. рублей оплачены работы (акт датирован 29.11.2010 г.).
Кроме того, ответом Исполнительного комитета Арского муниципального района от 12.09.2011 г. за N 895-И на запрос Татарстанского УФАС России от 05.09.2011 г. (за исх. N ИЩ-06/11196) следовало, что "в связи с отсутствием в начале 2008 г. четкого перечня работ по Федеральному закону N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования ЖКХ" по капитальному ремонту многоквартирных домов, в 2008 г. были выполнены работы по благоустройству (устройство заборов, тротуаров) на улице 40 лет Победы г. Арск за счет средств подрядчиков....".
ООО "Арскстрой" также был представлен контракт N 8 от 14 декабря 2010 г., заключенный между Исполнительным комитетом Арского муниципального района РТ и ООО "Арскстрой", акт о приемке выполненных работ, датированный 29.11.2010 г., счет N 65 от 20.12.2010 г, платежное поручение N 912 от 22.12.2010 г.
Следовательно, Обществом были освоены все денежные средства выданные на устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района в размере 441853 рублей.
В силу положений действующего законодательства, законодательство о размещении заказов, регулирующее процедуру запроса котировок, указывает на эффективное использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а также развитие добросовестной конкуренции.
О согласованности действий между сторонами и об осведомленности Общества о том, что именно оно будет признано победителем данного запроса котировок свидетельствует письмо <...> Исполнительного комитета Арского муниципального района, адресованное на имя начальника Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики от 02.09.2011 г. за N 856-И и ответ Исполнительного комитета Арского муниципального района от 12.09.2011 г. за N 895-И на запрос Татарстанского УФАС России от 05.09.2011 г. N ИЩ-06/11196, согласно которому следовало, что "в 2008 г. были выполнены работы по благоустройству на улице 40 лет Победы г. Арск за счет подрядчика (ООО "Арскстрой") и приурочены к выездному республиканскому семинару - совещанию в г. Арск 30.07.2008 г. с участием представителей из "Фонда содействия по реформированию ЖКХ" г. Москва. В целях погашения кредиторской задолженности перед ООО "Арскстрой" был проведен запрос котировок.
Следовательно, необоснованно установленный максимально короткий срок выполнения данных работ на данном объекте и включение в техническое задание (локально-сметный расчет) видов работ уже исполненных данным Обществом при проведении запроса котировок за N 17.11.10-7230-ЗК на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района", послужили основаниям отсутствия сниженных ценовых предложений от иных потенциальных участников размещения заказа, которые в последствии привели к ограничению количества потенциальных участников на данном запросе котировок.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России считает, что такие согласованные действия совершены с учетом взаимных интересов Исполнительного комитета Арского муниципального района и ООО "Арскстрой". Исполнительный комитет Арского муниципального района при данной схеме решает вопрос об оплате выполненных работ на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района" за счет бюджетных средств, а ООО "Арскстрой" по фактически выполненным заранее работам, получает заказ и, соответственно, доход от выполнения работ. Следовательно, данные действия между сторонами - ООО "Арскстрой" и Исполнительного комитета Арского муниципального района лишь подтверждают вывод о том, что стороны выполняли согласованные действия и что ООО ""Арскстрой" было заранее известно, что именно оно будет признано победителем данного запроса котировок.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Отличительной особенностью процедуры запроса котировок, как и торгов, является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующий процедуру запроса котировок, указывает на основные цели, к которым относятся эффективное использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а также развитие добросовестной конкуренции.
Вышеуказанные действия Исполнительного комитета Арского муниципального района при проведении запроса котировок не соответствуют целям, а также принципам действующего законодательства. Вышеизложенный анализ позволяет Комиссии сделать вывод, что Исполнительным комитетом Арского муниципального района РТ и ООО "Арскстрой" превратили всю процедуру в формальную имитацию. Это лишает запроса котировок его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных предложений лиц, намеревающихся заключить контракт по его результатам.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
Исполнительный комитет Арского муниципального района, как заказчик, и ООО "Арскстрой" как участник размещения заказа, и как победитель запроса котировок, выполняли согласованный план действий до объявления запроса котировок и до признания ООО "Арскстрой" победителем запроса котировок; были информированы о стратегиях друг друга, действовали по заранее определенной схеме, о чем свидетельствуют: заключенный контракт с ООО "Арскстрой" от 14.12.2010 г.; признание данного Обществ победителем запроса котировок, в связи с чем установлено создание преимущественных условий ООО "Арскстрой" при проведении работ до заключения муниципального контракта и признания Общества победителем запроса котировок; установление коротких сроков выполнения работ.
Таким образом, Исполнительный комитет Арского муниципального района и ООО "Арскстрой" допущено нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий в части выполнения работ на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района" до объявления запроса котировок на выполнения данных работ, а также осуществлении согласованных действий на запросе котировок с установлением в положениях извещения и проекта муниципального контракта максимально коротких сроков их выполнения, что привело к ограничению конкуренции и доступу к участию в данном запросе котировок иных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Однако, в связи с тем, что работы на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района" были выполнены 2010 г. согласно актам о приемки - передачи выполненных работ, соответственно денежные средства были также выплачены в указанный период, то приведение в первоначальное положение с возвращением выполненных работ в первоначальное состояние по заключенным контрактам не возможно.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России решила предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства лицам, в отношении которых рассматривалось дело, не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1) Признать Исполнительный комитет Арского муниципального района нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий в части выполнения работ на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района" до объявления (проведения) запроса котировок на выполнения данных работ, а также в осуществлении согласованных действий на запросе котировок с установлением в положениях документации коротких сроков выполнения данных работ, что привело к ограничению конкуренции и доступу к участию в данных торгах иных хозяйствующих субъектов.
2) Признать ООО "Арскстрой" нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий в части выполнения работ на предмет: "Устройство заборов домов N 1, 3, 5 по ул. 40 лет Победы г. Арск Арского муниципального района" до объявления (проведения) запроса котировок на выполнения данных работ, а также в осуществлении согласованных действий на запросе котировок с установлением в положениях документации коротких сроков выполнения данных работ, что привело к ограничению конкуренции и доступу к участию в данных торгах иных хозяйствующих субъектов.
3) Передать материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4) Основания для принятия иных мер по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Арского муниципального района и ООО "Арскстрой" отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его принятия, в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 21 февраля 2012 г. N 06-485/2011 в отношении Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ в Internet (http://fasrt.ru)