Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 29 декабря 2011 г. N 05-499/2011
в отношении МУП "Водоканал"
Резолютивная часть решения оглашена 9 декабря 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2011 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <...>,
при участии:
<...> - представителя МУП "Водоканал" по доверенности от 31.10.2011 г. N 34-0/6597.
<...> - представителя МУП "Водоканал" по доверенности от 3.05.2011 г. N 34-0/2342.
<...> - представителя ОАО "Казанский оптико-механический завод" по доверенности от 11.01.11 г. N 235/7,
рассмотрев дело N 05-499/2011 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" (420015, РТ, г. Казань, ул. М. Горького, д. 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - Управление) 27 июня 2011 года поступило обращение ОАО "Казанский оптико-механический завод" (далее по тексту - ОАО "КОМЗ") (вх. N 473/ж от 27.06.2011 г.) на действия муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее по тексту - МУП "Водоканал") антимонопольного законодательства в части включения в технические условия на подключение к сетям коммунального водоотведения необоснованного условия о реконструкции канализационного коллектора МУП "Водоканал" и требования оплаты за подключение к сетям коммунального водоотведения МУП "Водоканал".
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Управлением установлено следующее.
МУП "Водоканал" осуществляет эксплуатацию системы коммунального водоотведения (канализационной сети).
ОАО "КОМЗ" обратилось (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) в МУП "Водоканал" с запросом о выдаче технических условий на подключение объекта ОАО "КОМЗ", расположенного по адресу: г. Казань, ул. Липатова, к системам коммунального водоотведения.
На вышеуказанный запрос ОАО "КОМЗ" 11 марта 2011 года МУП "Водоканал" выдало технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года), согласно которым подключение к сетям коммунального водоотведения объекта ОАО "КОМЗ" возможно при условии:
1) переключения коллектора ОАО "КОМЗ" (диаметром 400 мм) на коллектор МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм);
2) подключения в существующем колодце;
3) реконструкции самотечного коллектора МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм) на участке от КНС ОАО "КОМЗ" до точки врезки в коллектор.
Также вышеуказанные технические условия содержат следующие условия по канализованию:
- при проектировании и строительстве сетей предусмотреть замену существующих кирпичных колодцев в местах подключения на железобетонные;
- проектирование канализации для объектов нового строительства, реконструкции или капитального ремонта могут осуществлять проектные организации, имеющие Свидетельство о допуске к выполнению проектных работ;
- проектирование и строительство сетей канализации должны выполняться силами и за счет средств заказчика;
- произвести оплату за подключение к системам водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал".
Размер платы за подключение согласно вышеуказанных технических условий рассчитывается с учетом тарифа на подключение, утвержденного Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.11.2009 г. N 10326.
По мнению ОАО "КОМЗ" МУП "Водоканал" необоснованно включило в технические условия требования о реконструкции канализационного коллектора и об оплате за подключение.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседаниях представителей МУП "Водоканал" и ОАО "КОМЗ", изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что с целью получения технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерно-техническим сетям правообладатель земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со статьей 2 Правил:
сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
МУП "Водоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (сетей водоотведения) в границах своей деятельности.
Услуга по предоставлению технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения МУП "Водоканал" в границах его деятельности, в отрыве от услуги водоотведения, оказываемой данной организацией, самостоятельного значения не имеет, поскольку целью получения технических условий является последующее присоединение к сетям водоотведения МУП "Водоканал" для обеспечения объектов услугами водоотведения.
При этом услуга водоотведения может быть оказана только организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к сетям которой потребитель намерен присоединиться. В рассматриваемом случае данной организацией является МУП "Водоканал" в силу своего положения на рынке услуг водоотведения в границах деятельности, технологического расположения сетей водоотведения МУП "Водоканал" и отсутствия технической, экономический возможности и целесообразности субъектов (потенциальных потребителей) присоединиться к иным сетям и получать услугу водоотведения у иных хозяйствующих субъектов (кроме МУП "Водоканал").
В силу изложенного услуга по предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения, подлежащих присоединению к сетям водоотведения МУП "Водоканал" в границах его деятельности, не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка водоотведения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения Управлением был сделан вывод, что доля МУП "Водоканал" на локальном рынке услуг водоотведения, расположенном в городе Казани, а также на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей водоотведения МУП "Водоканал", составляет 100 процентов.
По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг водоотведения. Данный аналитический отчет приобщен к материалам дела, копия направлена ответчику по делу.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим, однако, МУП "Водоканал" такие доказательства не представлены.
По результатам ознакомления с аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения, МУП "Водоканал" представило отзыв (исх. N 34-06/7783 от 02.12.2011 г.).
В вышеуказанном отзыве МУП "Водоканал" сообщает, что на рынке услуг водоотведения МУП "Водоканал" не занимает долю, равную 100%, так как услуги водоотведения имеют возможность предоставлять также ОАО "Оргсинтез", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", ОАО "КОМЗ", ОАО "КМПО" и иные предприятия, являющие потенциальными и фактическими поставщиками услуг водоотведения.
Комиссия не отрицает, что услуги водоотведения предоставляют (либо имеют возможность предоставлять) также иные (кроме МУП "Водоканал") организации. Однако наличие иных сетей канализации и иных поставщиков услуг водоотведения не влияет на долю МУП "Водоканал" на локальном рынке услуг водоотведения, географические границы которого определены как границы присоединенных сетей водоотведения МУП "Водоканал" (без доли других сетей). Обоснование географических границ рынка представлено в разделе 3 "Определение географических границ товарного рынка" аналитического отчета, составленного по результатам проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг водоотведения, и основано на имеющихся технических особенностях предоставления услуг водоотведения. А именно - обязательное наличие инфраструктуры - трубопровода для приема сточных вод, а также отсутствие целесообразности для потребителя, присоединенного к другим организациям, предоставляющим услуги водоотведения, осуществлять сброс сточных вод в два и более трубопровода.
Согласно сведениям, представленным потребителями МУП "Водоканал", в том числе ООО "УК Вахитовского района", ООО "УК Заречье", ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района, ООО "УК ЖКХ Московского района", ООО "Ривьера", следует, что единственным поставщиком услуг водоотведения является МУП "Водоканал" и у обществ отсутствует техническая, экономическая, возможность и целесообразность получать данные услуги у иного хозяйствующего субъекта (кроме МУП "Водоканал").
Довод МУП "Водоканал" о неправильном определении продуктовых границах рассматриваемого товарного рынка не может быть принят Комиссией во внимание.
По мнению МУП "Водоканал" продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка следует определить как услуги по выдаче технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения.
Однако процесс выдачи технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения неразрывно связан с процессом оказания услуг водоотведения. Услуга по предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения не образует самостоятельного товарного рынка, а является нераздельной частью рынка услуг водоотведения.
Вышеуказанное подтверждается судебной практикой, в том числе Постановлением ФАС Поволжского округа от 02.06.2011 г. по делу N А12-19785/2010.
Также МУП "Водоканал" в отзыве сообщает, что антимонопольным органом неправильно определены географические границы рассматриваемого товарного рынка, так как МУП "Водоканал" не осуществляет эксплуатацию сетей коммунального водоснабжения, расположенных на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.
В соответствии с информацией, представленной МУП "Водоканал" (исх. N 34-05/2664 от 01.06.2010 г.), МУП "Водоканал" предоставляет услуги водоотведения в том числе потребителям, находящимся за пределами города Казани, а именно находящимся в Лаишевском районе (ОАО "СХП "Юбилейное", ОАО "Казанский жировой комбинат") и Зеленодольском районе (ОАО "Казанское ОКБ "Союз", ОАО "Птицефабрика "Казанская") Республики Татарстан.
В связи со сложившейся схемой водоотведения, в силу физического расположения сетей потребителей услуг водоотведения МУП "Водоканал" и привязкой их к определенному месту, потребители МУП "Водоканал", расположенные в г. Казани, Лаишевском и Зеленодольском районах Республики Татарстан, имеют возможность получать услуги водоотведения на территории, охваченной сетями МУП "Водоканал", и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.
Следовательно, отделом антимонопольного контроля Управления правильно определены географические границы локального рынка услуг водоотведения потребителям, имеющим технологическое присоединение к сетям водоотведения МУП "Водоканал", как территория города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Таким образом, в процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией было установлено доминирующее положение МУП "Водоканал" на локальном рынке услуг водоотведения, расположенном в городе Казани, а также на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей водоотведения МУП "Водоканал".
Таким образом, МУП "Водоканал" является единственной организацией, которая имеет право выдавать технические условия для подключения к своим сетям.
ОАО "КОМЗ" обратилось (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) в МУП "Водоканал" с запросом о выдаче технических условий на подключение объекта ОАО "КОМЗ", расположенного по адресу: г. Казань, ул. Липатова, к системам коммунального водоотведения.
На вышеуказанный запрос ОАО "КОМЗ" 11 марта 2011 года МУП "Водоканал" выдало технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года), согласно которым подключение к сетям коммунального водоотведения объекта ОАО "КОМЗ" возможно при условии:
1) переключения коллектора ОАО "КОМЗ" (диаметром 400 мм) на коллектор МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм);
2) подключения в существующем колодце;
3) реконструкции самотечного коллектора МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм) на участке от КНС ОАО "КОМЗ" до точки врезки в коллектор.
Также вышеуказанные технические условия содержат следующие условия по канализованию:
- при проектировании и строительстве сетей предусмотреть замену существующих кирпичных колодцев в местах подключения на железобетонные;
- проектирование канализации для объектов нового строительства, реконструкции или капитального ремонта могут осуществлять проектные организации, имеющие Свидетельство о допуске к выполнению проектных работ;
- проектирование и строительство сетей канализации должны выполняться силами и за счет средств заказчика;
- произвести оплату за подключение к системам водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал".
Размер платы за подключение согласно вышеуказанных технических условий рассчитывается с учетом тарифа на подключение, утвержденного Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.11.2009 г. N 10326.
Действующим законодательством Российской Федерации установлен строго определенный порядок выдачи технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям коммунального водоотведения, регламентированный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 (далее по тексту - Правила предоставления технических условий).
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 13 Правил предоставления технических условий предусмотрено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, и при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
При этом вышеуказанной нормой права предусмотрено, что отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (в рассматриваемом случае - МУП "Водоканал").
1. Решением Казанской городской думы от 29 апреля 2009 г. N 11-40 утверждена инвестиционная программа МУП "Водоканал" на 2010-2012 годы.
При этом мероприятия по увеличению мощности, пропускной способности (реконструкции) канализационного коллектора МУП "Водоканал", к которому планируется подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ", не включены в инвестиционную программу МУП "Водоканал", что подтверждается в ответе МУП "Водоканал" (исх. N 07-06/4462 от 10.08.2011 г.).
МУП "Водоканал" сообщает (исх. N 10452 от 31.10.2011 г.), что включение в технические условия, выданные ОАО "КОМЗ", требования о реконструкции канализационного коллектора МУП "Водоканал" обусловлено необходимостью увеличения пропускной способности (реконструкции) канализационного коллектора.
Кроме того, МУП "Водоканал" сообщает (исх. N 07-06/4462 от 10.08.2011 г.), что износ коллектора составляет 100%, подтверждая указанное актом обследования технического состояния коллектора.
Вышеуказанный акт обследования технического состояния коллектора МУП "Водоканал" составлен 11 мая 2011 года, подписан сотрудниками МУП "Водоканал". В акте указано, что в связи со строительством ипотечного жилья и увеличением хозяйственно-бытовых стоков, изношенностью коллектора МУП "Водоканал", возможно наступление аварийных ситуаций.
При этом следует отметить, что технические условия на подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" выданы 11 марта 2011 года (исх. N 289 от 11 марта 2011 г.), то есть до даты обследования технического состояния канализационного коллектора МУП "Водоканал" (акт обследования от 11 мая 2011 года).
Учитывая вышеуказанное, Комиссией установлено, что акт, представленный МУП "Водоканал" (исх. N 07-06/4462 от 10.08.2011 г.), не является подтверждением отсутствия на момент запроса ОАО "КОМЗ" (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) резерва мощности, пропускной способности коммунальных сетей водоотведения МУП "Водоканал", к которым планируется подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ".
Кроме того, исходя из положений п. 13 Правил предоставления технических условий, в случае отсутствия резерва мощности, пропускной способности коммунальных сетей водоотведения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ", МУП "Водоканал" имело право отказать в выдаче технических условий на подключение к своим сетям водоотведения.
Также следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено право организации, осуществляющей эксплуатацию коммунальных сетей водоотведения, требовать произведение работ по увеличению мощности, увеличению пропускной способности (реконструкции) сетей водоотведения с собственника (иного владельца) объекта капитального строительства, подключаемого к данной сети.
Кроме того, существует возможность самостоятельного сооружения заказчиком (либо исполнителем по соглашению с заказчиком) необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры к существующим сетям инженерно-технического обеспечения. При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение условий по осуществлению вышеуказанных работ в технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, МУП "Водоканал" в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации в технические условия на подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" к коммунальным сетям водоотведения включило условие о проведении ОАО "КОМЗ" за свой счет реконструкции (увеличении пропускной способности) канализационного коллектора МУП "Водоканал".
2. МУП "Водоканал" в технические условия на подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" к коммунальным сетям водоотведения также включило условие об оплате ОАО "КОМЗ" за подключение в соответствии с тарифом на подключение к системам водоотведения, утвержденным Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.11.2009 г. N 10326, (301578 руб. за 1 куб. м/час).
Требование оплаты за подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ", включенное в технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года), МУП "Водоканал" обосновывает (исх. N 07-08/2357 от 04.05.2011 г.) необходимостью проведения мероприятий по увеличению пропускной способности (реконструкции) канализационного коллектора МУП "Водоканал".
В соответствии с пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360 (далее по тексту - Правила подключения), заключения договоров о подключении размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, размер платы за подключение предусмотрен только в одном случае - в зависимости от наличия в инвестиционной программе исполнителя (организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) мероприятий, связанных с увеличением мощности или пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства. При этом если инвестиционная программа исполнителя не утверждена, или при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, плата за подключение не взимается.
Также следует отметить, что существует возможность по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, обязательства по сооружению которых могут быть исполнены заказчиком самостоятельно либо исполнителем по соглашению с заказчиком. При этом работы по сооружению объектов сети инженерно-технического обеспечения выполняются по отдельному договору, стоимость которых определяется исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, к которым будет подключаться объект капитального строительства, а плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не взимается.
Таким образом, являются неправомерными действия МУП "Водоканал" в части включения в технические условия на подключение ОАО "КОМЗ" к сетям коммунального водоотведения требования об оплате за подключение к сетям коммунального водоотведения, размер которой рассчитан исходя из тарифа на подключение к системам водоотведения, установленного уполномоченным государственным органом в соответствии с утвержденной инвестиционной программой МУП "Водоканал".
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что МУП "Водоканал" по запросу ОАО "КОМЗ" предоставило технические условия на подключение к сетям коммунального водоотведения с нарушением порядка выдачи технических условий, установленного Правилами предоставления технических условий, а также с нарушением Правил подключения, что привело к ущемлению интересов ОАО "КОМЗ".
ОАО "КОМЗ" сообщает (исх. N 258/6003-5н от 28.11.2011 г.), что действия МУП "Водоканал", выразившиеся во включении в технические условия на подключение к сетям коммунального водоотведения требований о реконструкции канализационного коллектора МУП "Водоканал" и об оплате за подключение нарушают права и интересы ОАО "КОМЗ", создают для ОАО "КОМЗ" препятствия, делающими невозможным подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" к существующей системе коммунального водоотведения.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Из изложенного следует, что действия МУП "Водоканал", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения, в части нарушения установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка предоставления технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения, результатом которых является ущемление интересов ОАО "КОМЗ", являются злоупотреблением доминирующем положением в части нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (ИНН 1653006666; адрес: 420015, РТ, г. Казань, ул. М. Горького, д. 34) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" путем нарушения установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка предоставления технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83, а также нарушения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360.
2. Выдать муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" (ИНН 1653006666; адрес: 420015, РТ, г. Казань, ул. М. Горького, д. 34) предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" отозвать (отменить) технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года) на подключение к сетям коммунального водоотведения объекта капитального строительства открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" и рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) о выдаче технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 29 декабря 2011 г. N 05-499/2011 в отношении МУП "Водоканал"
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ в Internet (http://fasrt.ru)