Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 15 февраля 2012 г. N А05-178/2012
в отношении МУП "Водоканал"
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <...>, рассмотрев материалы дела N А05-178/2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее по тексту - МУП "Водоканал"), расположенного по адресу: 420015, РТ, г. Казань, ул. М. Горького, д. 34 (ИНН 1653006666),
установил:
Татарстанским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело N 05-499/2011 (решение исх. N ИЩ-05/17453 от 30.12.2011 г.) по признакам нарушения МУП "Водоканал" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения которого Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан признала МУП "Водоканал" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" путем нарушения установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка предоставления технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83, а также нарушения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360.
Основанием для возбуждения дела N 05-499/2011 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обращение ОАО "Казанский оптико-механический завод" (далее по тексту - ОАО "КОМЗ") (вх. N 473/ж от 27.06.2011 г.) на действия муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее по тексту - МУП "Водоканал") антимонопольного законодательства в части включения в технические условия на подключение к сетям коммунального водоотведения необоснованного условия о реконструкции канализационного коллектора МУП "Водоканал" и требования оплаты за подключение к сетям коммунального водоотведения МУП "Водоканал".
По результатам рассмотрения дела N 05-499/2011 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Комиссия) установлено следующее.
МУП "Водоканал" осуществляет эксплуатацию системы коммунального водоотведения (канализационной сети).
ОАО "КОМЗ" обратилось (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) в МУП "Водоканал" с запросом о выдаче технических условий на подключение объекта ОАО "КОМЗ", расположенного по адресу: г. Казань, ул. Липатова, к системам коммунального водоотведения.
На вышеуказанный запрос ОАО "КОМЗ" 11 марта 2011 года МУП "Водоканал" выдало технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года), согласно которым подключение к сетям коммунального водоотведения объекта ОАО "КОМЗ" возможно при условии:
1. переключения коллектора ОАО "КОМЗ" (диаметром 400 мм) на коллектор МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм);
2. подключения в существующем колодце;
3. реконструкции самотечного коллектора МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм) на участке от КНС ОАО "КОМЗ" до точки врезки в коллектор.
Также вышеуказанные технические условия содержат следующие условия по канализованию:
- при проектировании и строительстве сетей предусмотреть замену существующих кирпичных колодцев в местах подключения на железобетонные;
- проектирование канализации для объектов нового строительства, реконструкции или капитального ремонта могут осуществлять проектные организации, имеющие Свидетельство о допуске к выполнению проектных работ;
- проектирование и строительство сетей канализации должны выполняться силами и за счет средств заказчика;
- произвести оплату за подключение к системам водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал".
Размер платы за подключение согласно вышеуказанных технических условий рассчитывается с учетом тарифа на подключение, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.11.2009 г. N 10326.
По мнению ОАО "КОМЗ" МУП "Водоканал" необоснованно включило в технические условия требования о реконструкции канализационного коллектора и об оплате за подключение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что с целью получения технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерно-техническим сетям правообладатель земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со статьей 2 Правил:
сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
МУП "Водоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (сетей водоотведения) в границах своей деятельности.
Услуга по предоставлению технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения МУП "Водоканал" в границах его деятельности, в отрыве от услуги водоотведения, оказываемой данной организацией, самостоятельного значения не имеет, поскольку целью получения технических условий является последующее присоединение к сетям водоотведения МУП "Водоканал" для обеспечения объектов услугами водоотведения.
При этом услуга водоотведения может быть оказана только организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к сетям которой потребитель намерен присоединиться. В рассматриваемом случае данной организацией является МУП "Водоканал" в силу своего положения на рынке услуг водоотведения в границах деятельности, технологического расположения сетей водоотведения МУП "Водоканал" и отсутствия технической, экономический возможности и целесообразности субъектов (потенциальных потребителей) присоединиться к иным сетям и получать услугу водоотведения у иных хозяйствующих субъектов (кроме МУП "Водоканал").
В силу изложенного услуга по предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения, подлежащих присоединению к сетям водоотведения МУП "Водоканал" в границах его деятельности, не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка водоотведения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения Управлением был сделан вывод, что доля МУП "Водоканал" на локальном рынке услуг водоотведения, расположенном в городе Казани, а также на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей водоотведения МУП "Водоканал", составляет 100 процентов.
По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг водоотведения. Данный аналитический отчет приобщен к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства N 05-499/2011.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим, однако, МУП "Водоканал" такие доказательства не представлены.
По результатам ознакомления с аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения, МУП "Водоканал" представило отзыв (исх. N 34-06/7783 от 02.12.2011 г.).
В вышеуказанном отзыве МУП "Водоканал" сообщает, что на рынке услуг водоотведения МУП "Водоканал" не занимает долю, равную 100%, так как услуги водоотведения имеют возможность предоставлять также ОАО "Оргсинтез", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", ОАО "КОМЗ", ОАО "КМПО" и иные предприятия, являющие потенциальными и фактическими поставщиками услуг водоотведения.
Услуги водоотведения предоставляют (либо имеют возможность предоставлять) также иные (кроме МУП "Водоканал") организации. Однако наличие иных сетей канализации и иных поставщиков услуг водоотведения не влияет на долю МУП "Водоканал" на локальном рынке услуг водоотведения, географические границы которого определены как границы присоединенных сетей водоотведения МУП "Водоканал" (без доли других сетей). Обоснование географических границ рынка представлено в разделе 3 "Определение географических границ товарного рынка" аналитического отчета, составленного по результатам проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг водоотведения, и основано на имеющихся технических особенностях предоставления услуг водоотведения. А именно - обязательное наличие инфраструктуры - трубопровода для приема сточных вод, а также отсутствие целесообразности для потребителя, присоединенного к другим организациям, предоставляющим услуги водоотведения, осуществлять сброс сточных вод в два и более трубопровода.
Согласно сведениям, представленным потребителями МУП "Водоканал", в том числе ООО "УК Вахитовского района", ООО "УК Заречье", ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района, ООО "УК ЖКХ Московского района", ООО "Ривьера", следует, что единственным поставщиком услуг водоотведения является МУП "Водоканал" и у обществ отсутствует техническая, экономическая, возможность и целесообразность получать данные услуги у иного хозяйствующего субъекта (кроме МУП "Водоканал").
Довод МУП "Водоканал" о неправильном определении продуктовых границах рассматриваемого товарного рынка не может быть принят Комиссией во внимание.
По мнению МУП "Водоканал" продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка следует определить как услуги по выдаче технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения.
Однако процесс выдачи технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения неразрывно связан с процессом оказания услуг водоотведения. Услуга по предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения не образует самостоятельного товарного рынка, а является нераздельной частью рынка услуг водоотведения.
Вышеуказанное подтверждается судебной практикой, в том числе постановлением ФАС Поволжского округа от 02.06.2011 г. по делу N А12-19785/2010.
Также МУП "Водоканал" в отзыве сообщает, что антимонопольным органом неправильно определены географические границы рассматриваемого товарного рынка, так как МУП "Водоканал" не осуществляет эксплуатацию сетей коммунального водоснабжения, расположенных на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.
В соответствии с информацией, представленной МУП "Водоканал" (исх. N 34-05/2664 от 01.06.2010 г.), МУП "Водоканал" предоставляет услуги водоотведения в том числе потребителям, находящимся за пределами города Казани, а именно находящимся в Лаишевском районе (ОАО "СХП "Юбилейное", ОАО "Казанский жировой комбинат") и Зеленодольском районе (ОАО "Казанское ОКБ "Союз", ОАО "Птицефабрика "Казанская") Республики Татарстан.
В связи со сложившейся схемой водоотведения, в силу физического расположения сетей потребителей услуг водоотведения МУП "Водоканал" и привязкой их к определенному месту, потребители МУП "Водоканал", расположенные в г. Казани, Лаишевском и Зеленодольском районах Республики Татарстан, имеют возможность получать услуги водоотведения на территории, охваченной сетями МУП "Водоканал", и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.
Следовательно, отделом антимонопольного контроля Управления правильно определены географические границы локального рынка услуг водоотведения потребителям, имеющим технологическое присоединение к сетям водоотведения МУП "Водоканал", как территория города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела N 05-499/2011 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией было установлено доминирующее положение МУП "Водоканал" на локальном рынке услуг водоотведения, расположенном в городе Казани, а также на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей водоотведения МУП "Водоканал".
Таким образом, МУП "Водоканал" является единственной организацией, которая имеет право выдавать технические условия для подключения к своим сетям.
ОАО "КОМЗ" обратилось (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) в МУП "Водоканал" с запросом о выдаче технических условий на подключение объекта ОАО "КОМЗ", расположенного по адресу: г. Казань, ул. Липатова, к системам коммунального водоотведения.
На вышеуказанный запрос ОАО "КОМЗ" 11 марта 2011 года МУП "Водоканал" выдало технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года), согласно которым подключение к сетям коммунального водоотведения объекта ОАО с КОМЗ" возможно при условии:
1) переключения коллектора ОАО "КОМЗ" (диаметром 400 мм) на коллектор МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм);
2) подключения в существующем колодце;
3) реконструкции самотечного коллектора МУП "Водоканал" (диаметром 500 мм) на участке от КНС ОАО "КОМЗ" до точки врезки в коллектор.
Также вышеуказанные технические условия содержат следующие условия по канализованию:
- при проектировании и строительстве сетей предусмотреть замену существующих кирпичных колодцев в местах подключения на железобетонные;
- проектирование канализации для объектов нового строительства, реконструкции или капитального ремонта могут осуществлять проектные организации, имеющие Свидетельство о допуске к выполнению проектных работ;
- проектирование и строительство сетей канализации должны выполняться силами и за счет средств заказчика;
- произвести оплату за подключение к системам водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал".
Размер платы за подключение согласно вышеуказанных технических условий рассчитывается с учетом тарифа на подключение, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.11.2009 г. N 10326.
Действующим законодательством Российской Федерации установлен строго определенный порядок выдачи технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям коммунального водоотведения, регламентированный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 (далее по тексту - Правила предоставления технических условий).
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 13 Правил предоставления технических условий предусмотрено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, и при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
При этом вышеуказанной нормой права предусмотрено, что отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (в рассматриваемом случае - МУП "Водоканал").
1. Решением Казанской городской думы от 29 апреля 2009 г. N 11-40 утверждена инвестиционная программа МУП "Водоканал" на 2010 - 2012 годы.
При этом мероприятия по увеличению мощности, пропускной способности (реконструкции) канализационного коллектора МУП "Водоканал", к которому планируется подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ", не включены в инвестиционную программу МУП "Водоканал", что подтверждается в ответе МУП "Водоканал" (исх. N 07-06/4462 от 10.08.2011 г.).
МУП "Водоканал" сообщает (исх. N 10452 от 31.10.2011 г.), что включение в технические условия, выданные ОАО "КОМЗ", требования о реконструкции канализационного коллектора МУП "Водоканал" обусловлено необходимостью увеличения пропускной способности (реконструкции) канализационного коллектора.
Кроме того, МУП "Водоканал" сообщает (исх. N 07-06/4462 от 10.08.2011 г.), что износ коллектора составляет 100%, подтверждая указанное актом обследования технического состояния коллектора.
Вышеуказанный акт обследования технического состояния коллектора МУП "Водоканал" составлен 11 мая 2011 года, подписан сотрудниками МУП "Водоканал". В акте указано, что в связи со строительством ипотечного жилья и увеличением хозяйственно-бытовых стоков, изношенностью коллектора МУП "Водоканал", возможно наступление аварийных ситуаций.
При этом следует отметить, что технические условия на подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" выданы 11 марта 2011 года (исх. N 289 от 11 марта 2011 г.), то есть до даты обследования технического состояния канализационного коллектора МУП "Водоканал" (акт обследования от 11 мая 2011 года).
Учитывая вышеуказанное, Комиссией установлено, что акт, представленный МУП "Водоканал" (исх. N 07-06/4462 от 10.08.2011 г.), не является подтверждением отсутствия на момент запроса ОАО "КОМЗ" (исх. N 236/1 от 28.02.2011 г.) резерва мощности, пропускной способности коммунальных сетей водоотведения МУП "Водоканал", к которым планируется подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ".
Кроме того, исходя из положений п. 13 Правил предоставления технических условий, в случае отсутствия резерва мощности, пропускной способности коммунальных сетей водоотведения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ", МУП "Водоканал" имело право отказать в выдаче технических условий на подключение к своим сетям водоотведения.
Также следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено право организации, осуществляющей эксплуатацию коммунальных сетей водоотведения, требовать произведение работ по увеличению мощности, увеличению пропускной способности (реконструкции) сетей водоотведения с собственника (иного владельца) объекта капитального строительства, подключаемого к данной сети.
Кроме того, существует возможность самостоятельного сооружения заказчиком (либо исполнителем по соглашению с заказчиком) необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры к существующим сетям инженерно-технического обеспечения. При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение условий по осуществлению вышеуказанных работ в технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, МУП "Водоканал" в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации в технические условия на подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" к коммунальным сетям водоотведения включило условие о проведении ОАО "КОМЗ" за свой счет реконструкции (увеличении пропускной способности) канализационного коллектора МУП "Водоканал".
2. МУП "Водоканал" в технические условия на подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" к коммунальным сетям водоотведения также включило условие об оплате ОАО "КОМЗ" за подключение в соответствии с тарифом на подключение к системам водоотведения, утвержденным постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.11.2009 г. N 10326, (301578 руб. за 1 куб. м/час).
Требование оплаты за подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ", включенное в технические условия (N 289 от 11 марта 2011 года), МУП "Водоканал" обосновывает (исх. N 07-08/2357 от 04.05.2011 г.) необходимостью проведения мероприятий по увеличению пропускной способности (реконструкции) канализационного коллектора МУП "Водоканал".
В соответствии с пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360 (далее по тексту - Правила подключения), заключения договоров о подключении размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, размер платы за подключение предусмотрен только в одном случае - в зависимости от наличия в инвестиционной программе исполнителя (организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) мероприятий, связанных с увеличением мощности или пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства. При этом если инвестиционная программа исполнителя не утверждена, или при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, плата за подключение не взимается.
Также следует отметить, что существует возможность по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, обязательства по сооружению которых могут быть исполнены заказчиком самостоятельно либо исполнителем по соглашению с заказчиком. При этом работы по сооружению объектов сети инженерно-технического обеспечения выполняются по отдельному договору, стоимость которых определяется исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, к которым будет подключаться объект капитального строительства, а плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не взимается.
Таким образом, являются неправомерными действия МУП "Водоканал" в части включения в технические условия на подключение ОАО "КОМЗ" к сетям коммунального водоотведения требования об оплате за подключение к сетям коммунального водоотведения, размер которой рассчитан исходя из тарифа на подключение к системам водоотведения, установленного уполномоченным государственным органом в соответствии с утвержденной инвестиционной программой МУП "Водоканал".
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что МУП "Водоканал" по запросу ОАО "КОМЗ" предоставило технические условия на подключение к сетям коммунального водоотведения с нарушением порядка выдачи технических условий, установленного Правилами предоставления технических условий, а также с нарушением Правил подключения, что привело к ущемлению интересов ОАО "КОМЗ".
ОАО "КОМЗ" сообщает (исх. N 258/6003-5н от 28.11.2011 г.), что действия МУП "Водоканал", выразившиеся во включении в технические условия на подключение к сетям коммунального водоотведения требований о реконструкции канализационного коллектора МУП "Водоканал" и об оплате за подключение нарушают права и интересы ОАО "КОМЗ", создают для ОАО "КОМЗ" препятствия, делающими невозможным подключение объекта капитального строительства ОАО "КОМЗ" к существующей системе коммунального водоотведения.
Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Из изложенного следует, что действия МУП "Водоканал", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения, в части нарушения установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка предоставления технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения, результатом которых является ущемление интересов ОАО "КОМЗ", являются злоупотреблением доминирующем положением в части нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 05-499/2011 Комиссия признала МУП "Водоканал" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" путем нарушения установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка предоставления технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83, а также нарушения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Совершение МУП "Водоканал" действий в части ущемления интересов открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" путем нарушения установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка предоставления технических условий на подключение к сетям коммунального водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83, а также нарушения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360., признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные действия совершены МУП "Водоканал" в 2011 году.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Факт совершения МУП "Водоканал" нарушения антимонопольного законодательства зафиксирован в решении по делу N 05-499/2011 о нарушении антимонопольного законодательства от 30 декабря 2011 года.
Таким образом, день, с которого начинают исчисляться сроки давности привлечения МУП "Водоканал" к административной ответственности за совершение обществом действий, признаваемых недопустимыми в соответствии с нормами антимонопольного законодательства, является 30 декабря 2011 года - день вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения МУП "Водоканал" антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
По состоянию на день вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения МУП "Водоканал" антимонопольного законодательства, и во время совершения МУП "Водоканал" действий, признаваемых недопустимыми в соответствии с нормами антимонопольного законодательства, действовала статья 14.31 КоАП РФ в редакции от 17.07.2009 г. (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
В силу статьи 14.31 КоАП РФ в редакции от 17.07.2009 г. совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ внесены изменения в ст. 14.31 КоАП РФ, в соответствии с которыми для хозяйствующих субъектов, являющихся субъектами естественной монополии, и для хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественной монополии, установлены различные подходы к расчету (фиксированный либо в процентном соотношении от выручки) административного штрафа.
Вышеуказанные изменения, внесенные в ст. 14.31 КоАП РФ в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ, вступили в силу с 07.01.2012 г.
Также следует отметить, что с 06.01.2012 г. услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с изменениями (Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ), внесенными в Федеральный закон от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными изменениями, внесенными в Федеральный закон "О естественных монополиях", МУП "Водоканал", осуществляя деятельность на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции от 06.12.2011 г. (Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Рассматривая в совокупности изменения, внесенные в Федеральный закон от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и в ст. 14.31 КоАП РФ, следует, что подход к расчету административного штрафа, применяемого к МУП "Водоканал", не изменился, требует применения расчета в процентном соотношении от выручки предприятия от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
В связи с тем, что изменения, внесенные в ст. 14.31 КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ, не изменили положение МУП "Водоканал", Комиссией действия МУП "Водоканал" квалифицируются в соответствии с положениями ст. 14.31 КоАП РФ в редакции от 17.07.2009 г. (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
Примечание. Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации, к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и являющиеся недопустимыми в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ, совершены муниципальным предприятием "Водоканал" на рынке услуг водоотведения.
<...>.
Управлением установлено, что в 2010 году действовало более 2500 договоров на оказание услуг водоотведения, заключенных МУП "Водоканал" с потребителями.
Учитывая трудоемкость обработки и анализа первичных документов (свыше 30000 актов выполненных работ, счетов-фактур) по причине значительного объема информации и ограниченного количества материальных, временных, кадровых ресурсов антимонопольного органа, размер суммы выручки, полученный МУП "Водоканал" в 2010 году от реализации услуг водоотведения, был установлен, исходя из документов бухгалтерской отчетности (оборотно-сальдовая ведомость).
В соответствии с представленной МУП "Водоканал" (исх. N 34-06/4347 от 05.08.2011 г.) оборотно-сальдовой ведомостью сумма выручки, полученная МУП "Водоканал" от реализации услуг водоотведения в 2010 году, составляет <...> рублей.
Рассмотрение настоящего дела состоялось 15 февраля 2012 года в присутствии <...> - представителя МУП "Водоканал по доверенности N 34-0/4 от 10.01.2012 г.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1, ст. 14.31, ст. 23.48, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (ИНН 1653006666; расположенное по адресу: 420015, РТ, г. Казань, ул. М. Горького, д. 34) нарушившим ст. 14.31 КоАП РФ и применить к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" меру ответственности в виде административного штрафа в размере <...> 9464080 (девять миллионов четыреста шестьдесят четыре тысячи восемьдесят) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - ГРКЦ НБ Республики Татарстан Банка России;
БИК Банка - 049205001;
Расчетный счет - 40101810800000010001;
Получатель - УФК МФ РФ по РТ (Татарстанское УФАС России)
ИНН получателя - 1653003714
КПП получателя - 165501001;
ОКАТО - ОКАТО ИМНС по месту регистрации;
КБК - 1611 16 02010 01 6000 140;
Назначение платежа - денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 15 февраля 2012 г. N А05-178/2012 в отношении МУП "Водоканал"
Текст постановления размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ в Internet (http://fasrt.ru)