Понятие последствий преступлений в сфере экономической деятельности
Проводимые в стране реформы наряду со множеством положительных моментов привели к появлению новых форм общественно опасных деяний. Для борьбы с последними в УК РФ введена глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", которая по своему содержанию существенно отличается от главы 6 УК РСФСР 1960 года "Хозяйственные преступления".
Подавляющее большинство составов преступлений в сфере экономической деятельности являются материальными, т.е. их объективная сторона включает преступные последствия. Для описания этих последствий законодателем используются различные термины: "крупный ущерб" (ст.ст.171, 172, 176, 177, 180, 185 УК РФ), "значительный ущерб" (ст.182 УК РФ) и др. Содержание указанных терминов в полной мере законодателем не раскрывается, что порождает серьезные проблемы на практике.
Поскольку рассматриваемые преступления совершаются в сфере экономической деятельности, т.е. в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то последствия их совершения должны носить собственно материальный характер, а точнее, выступать в качестве имущественного ущерба. Признание нематериального вреда в качестве конструктивного признака составов преступлений главы 22 УК РФ приведет к трудностям при разграничении преступлений в сфере экономической деятельности и иных правонарушений. Так, согласно ст.171 УК РФ преследуется в уголовном порядке осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии с п.12 ст.7 Закона "О государственной налоговой службе РСФСР" то же деяние может квалифицироваться как правонарушение, разница лишь в том, что в первом случае причиняется крупный ущерб. Сотрудничество с лицами, нарушающими требования законодательства о предпринимательской деятельности, так или иначе наносит вред деловой репутации контрагентов. Если нанесение вреда деловой репутации рассматривать как причинение крупного ущерба, граница между ст.171 УК РФ и п.12 ст.7 Закона "О государственной налоговой службе РСФСР" практически стирается.
Имущественный вред в результате совершения преступлений в сфере экономической деятельности выступает прежде всего в виде неполучения должного дохода потерпевшим, чем они отличаются от преступлений против собственности. Вместе с тем последствием преступлений главы 22 УК РФ может быть и получение виновным недолжного. Так, согласно ст.171 УК РФ преступлением признается осуществление предпринимательской деятельности, в частности, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Аналогичное указание содержится в ст.172 УК РФ.
Ввиду того, что последствия рассматриваемых преступлений выступают в виде имущественного вреда, можно ставить вопрос об их стоимостном выражении (размере). Анализ составов преступлений главы 22 УК РФ позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к трактовке размера преступных последствий. К примеру, применительно к ст.ст.171, 172 УК РФ крупным размером признается сумма дохода, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда. В ст.191 УК РФ "крупный размер" трактуется уже как сумма, превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Полагаем, что на характер и степень общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности влияет прежде всего ценность объекта уголовно-правовой охраны. В связи с тем, что рассматриваемые преступления посягают на единый родовой объект, считаем возможным установить и единый для всех преступлений главы 22 УК РФ размер преступных последствий, который будет считаться хищением в крупном размере (пятьсот минимальных размеров оплаты труда). Исключение из этого правила необходимо сделать для состава ст.200 УК РФ ("Обман потребителей") с учетом специфики последнего.
Гордейчик С.
Андреев А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие последствий преступлений в сфере экономической деятельности
Авторы
Андреев А. - старший следователь прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда,
Гордейчик С. - прокурор отдела Волгоградской областной прокуратуры
Российская юстиция, 1997, N 7