Сделать образование практическим
(об опыте "юридических клиник")
Правовая реформа, проводимая в России, во многом связана с подготовкой квалифицированных юридических кадров.
Традиционное юридическое образование можно представить в виде двух компонентов: теоретический курс и прохождение учебной и производственной практики.
В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной десятилетиями, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры.
На современном этапе развития законодательства и постоянного усложнения правовых отношений такое состояние юридического образования нельзя признать удовлетворительным.
Выпускники юридических факультетов часто ощущают себя неготовыми к практической работе. Они не умеют составлять процессуальные или иные юридические документы, не владеют навыками опроса, выступления в суде. При этом нередко обнаруживают хорошие знания законов, но не могут проанализировать, сопоставить и применить их. Существуют у молодых юристов и проблемы психологического и этического плана.
Во всем мире многие юристы, судьи, преподаватели и студенты ищут пути совершенствования юридического образования. Один из них получил название "клиническое образование". Такое образование предполагает усвоение знаний в процессе практической работы.
Прохождение дисциплин учебного плана строится на разрешении практических ситуаций и моделировании различных юридических действий. Эти практические ситуации складываются из учебно-игровых, т.е. казусов и фабул, разработанных преподавателем, и участия в разрешении конкретных реальных ситуаций.
Такой подход к обучению предполагает существенное изменение содержания как теоретических курсов, так и практических.
Не оспаривая важность и необходимость традиционных лекций и практических занятий, следует признать целесообразным перераспределение значительной части учебного времени для проведения практического обучения с целью выработки основных профессиональных навыков, необходимых юристам (например, написание юридических документов; анализ правовых ситуаций; ораторские навыки; умение задавать вопросы, убеждать и т.п.). Это предполагает введение в рамках основных курсов специальных разделов или спецкурсов.
Учебная и производственная практика, особенно в последнее время, когда резко возросло количество юридических вузов и факультетов, становится чисто "созерцательной", так как одновременно у одного судьи или следователя проходят практику от 5 до 10 студентов.
Проблему обеспечения реальной практики, когда студент будет субъектом практической деятельности, можно решить путем создания (вспомним западное обозначение) "юридической клиники" "Юридические клиники" создаются при факультетах или вузах и являются по сути общественными приемными, где студенты под руководством преподавателя проводят прием реальных клиентов и оказывают им юридическую помощь.
Проведение студенческой практики в форме "клиники" позволяет решить и еще одну общественно значимую проблему - оказание юридической помощи малоимущим гражданам. Ведь, к сожалению, конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, сейчас почти ничем не обеспечивается.
Такие "юридические клиники" уже функционируют при многих правовых вузах. Опыт их работы в Петрозаводске, Ставрополе, Твери и других городах уже дал положительные результаты. Студенты не только учатся реально делать то, что составляет содержание их будущей профессии; подобное образование оказывает серьезное воздействие на формирование их личностных качеств. Участие в защите прав и свобод позволяет им осознать роль юриста в развитии общества, усвоить основные нормы профессиональной этики.
Важнейшей составляющей практического (клинического) обучения является этап повторения и закрепления определенных действий, а также их анализ в группе с участием преподавателя. Результаты работы студентов на этом этапе подвергаются всестороннему разбору, при необходимости с воссозданием определенных ситуаций.
Не преследуя цели раскрыть полностью все формы и методы практического обучения, а также процесс создания "юридических клиник", можно отметить, что это направление признано перспективой юридического образования в XXI веке.
Однако признание эффективности практического образования юристов еще не означает, что его внедрение будет простым. Проблем на пути такой системы много, в том числе психологических и организационных.
Прежде всего переход к практическому (клиническому) образованию должен быть обеспечен соответствующими преподавательскими кадрами. В этой связи можно отметить, что сегодня даже традиционное повышение квалификации преподавателей вузов стало проблематичным.
Во-вторых, переход к практическому обучению потребует в определенной степени пересмотра действующего Государственного образовательного стандарта по специальности "юриспруденция". Это должно быть связано не только с перераспределением учебных часов по видам занятий, но и введением специальных практических курсов. Допустим, изучение гражданского права должно сопровождаться специальным курсом по подготовке проектов различных договоров.
Представляется, что названные и другие причины могут существенно затормозить внедрение клинического обучения. Но если учитывать главную цель - подготовку высококвалифицированных специалистов - и то обстоятельство, что такое обучение позволяет в какой-то мере устранить дисбаланс между теми, кто не в состоянии этого делать, придет понимание того, что практическое обучение оправдывает все трудности, связанные с его внедрением.
Декан юридического факультета
Тверского госуниверситета,
кандидат юридических наук, доцент | Л.Туманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сделать образование практическим (об опыте "юридических клиник")
Автор
Туманова Л. - Декан юридического факультета Тверского госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент
"Российская юстиция", 1999, N 5