Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает возможность заключения контрактов о содействии органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3349).
Представляется интересной позиция А. Шумилова, считающего, что "отношения, вытекающие из заключения контрактов (договоров) между государственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и лицом, привлекаемым к содействию в ее проведении, лишь испытывают влияние метода гражданского права", а в целом правила по заключению подобного рода контрактов составляют самостоятельный институт особой подотрасли административного права - т.н. "оперативно-розыскного права" (Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность // Правоведение. 1994. N 4. С. 46-49).
Термин "отдельные лица" показывает индивидуальный характер сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности, поскольку недопустимо привлекать к такому сотрудничеству коллектив, группу людей. Это необходимо и в целях конспирации, и для индивидуализации правового статуса субъекта.
Атрибутивным признаком сотрудничества является ясно выраженное согласие гражданина. Мотивы для заключения контракта со стороны гражданина могут быть самыми различными. Это, в частности:
добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;
предусмотренная ст. 17 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба;
стремление улучшить условия своего содержания в ИТУ, обмен информации на обещание работников правоохранительных органов "закрывать глаза" на сравнительно незначительные правонарушения (азартные игры, карманные кражи, содержание притонов, проституция и т.п.), а впоследствии - страх разоблачения в преступной среде;
месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов, тяга к риску;
материальная заинтересованность.
Из текста Закона следует, что согласие гражданина на сотрудничество может быть устным или письменным. Вообще же на практике применяются три формы правового оформления такого сотрудничества, а именно - устная договоренность, акт одностороннего волеизъявления гражданина в виде соответствующей расписки (подписки о сотрудничестве), контракт.
Устная договоренность должна применяться как исключение в случае, если другие формы в конкретной обстановке невозможны или неуместны. Контракт в отличие от расписки, односторонне фиксирующей лишь обязательства гражданина, подразумевает взаимные обязательства, в том числе и государства перед гражданином, закрепленные в письменной форме. Контракт повышает взаимные гарантии сторон, фиксируя ответственность за невыполнение обязательств. Контракт позволяет более полно, детально закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества.
Общие требования к гражданину, желающему заключить контракт о содействии, - совершеннолетие и дееспособность. Нормативно устанавливается запрет контрактных отношений с определенной группой лиц, а именно депутатов всех уровней, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей. Логично было бы запретить привлекать указанных лиц к сотрудничеству только по вопросам, непосредственно связанным с их профессиональной и общественной деятельностью. Одно дело сообщать информацию, полученную от исповедующихся прихожан или клиента, обвиняемого в совершении преступления, и совсем другое - рассказывать о противоправном поведении соседей по лестничной площадке. Вызывает недоумение и состав перечисленных лиц. Почему в него включены адвокаты и священнослужители, но не включены, скажем, нотариусы и врачи? Думается, при запрете активной вербовки среди определенной группы граждан вполне допустимо добровольное сотрудничество с правоохранительными органами, в частности информационное.
Контракт должен содержать цель и предмет сотрудничества, обязательства сторон, форму и размер вознаграждения, гарантии безопасности гражданина, условие о конфиденциальности, основания для пролонгации и прекращения контракта, порядок разрешения споров.
Процедуры заключения и исполнения, а также содержание контракта о сотрудничестве с гражданином регламентируются ведомственными нормативными актами, носящими закрытый характер. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств гражданина, реальных возможностей участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Определение предмета контракта и взаимных обязательств сторон связано с некоторыми трудностями, поскольку, с одной стороны, требует определенности и четкой регламентации, а с другой - конфиденциальность и конспиративный характер деятельности не позволяет раскрывать в контракте сущность и детали оперативно-розыскных мероприятий. Тем более, что гражданин вправе располагать одним экземпляром контракта. Целесообразно заранее предусматривать форму хранения подписанного контракта: возможна передача его на хранение в банк и т.д.
Возмездный характер контракта может означать не только денежную оплату услуг гражданина, но и иные формы эквивалентного "вознаграждения": освобождение от уголовной ответственности, передача имущества в собственность, устройство на работу, выдача новых документов, пластическая операция и др. Вознаграждение и иные выплаты по контракту освобождаются от налогообложения и в декларациях о доходах не указываются.
Контракт должен содержать гарантии безопасности гражданина и членов его семьи. Меры эти подразделяются на общие - установленные нормативно, и специальные - индивидуально оговоренные в контракте (изменение внешности, выдача новых документов, удостоверяющих личность, переезд в другую местность).
Государственные органы по контракту должны иметь полномочия по контролю за деятельностью гражданина: изменять в одностороннем порядке условия контракта в случае изменения оперативной обстановки, а также налагать административные санкции в случае предоставления гражданином заведомо недостоверной информации, нарушения конфиденциальности взаимоотношений и ином существенном неисполнении обязанностей. Прекращение контракта возможно по следующим основаниям: истечение срока контракта; досрочная реализация целей контракта; смерть гражданина; невозможность его по состоянию здоровья выполнять принятые на себя обязательства (могут возникнуть и другие препятствия к контрактному сотрудничеству, например избрание гражданина депутатом, назначение судьей или прокурором, вступление в коллегию адвокатов, приобретение статуса священнослужителя); существенное неисполнение принятых на себя обязательств (нарушение конфиденциальности, предоставление заведомо ложной информации, уклонение от сотрудничества); изменение оперативной обстановки, вследствие чего необходимость в привлечении контрагента к сотрудничеству по контракту отпадает.
Возможно включение в контракт и других оснований его расторжения.
Определить отраслевую принадлежность контракта необходимо, так как от этого зависит порядок рассмотрения соответствующих споров - по правилам искового производства или в порядке производства по делам, вытекающим из административных правоотношений. Думается, должен применяться последний порядок рассмотрения споров. Судебный же порядок их рассмотрения в принципе малоприменим, так как ведет к нарушению конфиденциальности, что создает реальную угрозу безопасности и ставит под угрозу конспиративность оперативных мероприятий.
Можно предложить вариант создания в структурах правоохранительных органов специальных коллегий, рассматривающих споры внеаппаратного содержания, включая и разногласия, вытекающие из контрактных обязательств сторон.
А. Демин,
кандидат юридических наук, г. Красноярск
"Российская юстиция", N 6, июнь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности
Автор
А. Демин - кандидат юридических наук, г. Красноярск
"Российская юстиция", 1997, N 6