Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 17 мая 2011 г. N 3-27/11
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 11-Г11-23 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Министерства юстиции РТ - без удовлетворения
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений), утвержденного приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 N 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений),
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", утвержденного приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 N 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)" (далее - Регламент).
В пункте 2.9 раздела 2 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся:
- характер, масштабы сферы деятельности юридического лица не имеют для республики и граждан, в ней проживающих, существенной значимости;
- положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Республики Татарстан и международном рынке незначительное;
- виды товаров (работ, услуг), производимых юридическим лицом, не являются уникальными, присущими только Республике Татарстан (подпункты 1, 2 и 3).
В заявлении прокурор указал на противоречие этой нормы части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпункту "в" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных, правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Считает, что в данном случае употребление оценочных понятий "существенная значимость", "незначительное", "уникальный" создает условия для проявления коррупции.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан - Шакирзянов P.P. поддержал требования.
Представитель Министерства юстиции Республики Татарстан - Слепнева Э.И. с заявлением не согласилась, пояснив, что указанный Административный регламент разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2004 N 179 "О выдаче разрешений юридическим лицам на использование в своих названиях наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний".
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
17 января 2011 года Министерством юстиции Республики Татарстан принят приказ N 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Текст оспариваемого приказа официально опубликован в газете "Республика Татарстан", N 21, 04.02.2011 года.
Регламент, согласно пункту 1.1 раздела 1, устанавливает стандарт и порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений).
К основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги, в соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 пункта 2.9 Регламента, относятся:
- характер, масштабы сферы деятельности юридического лица не имеют для республики и граждан, в ней проживающих, существенной значимости;
- положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Республики Татарстан и международном рынке незначительное;
- виды товаров (работ, услуг), производимых юридическим лицом, не являются уникальными, присущими только Республике Татарстан.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 4 Закона).
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальной службы (статья 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В силу статьи 3 Закона антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.
Так, согласно подпункту "в" пункта 4 Методики коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: юридико-лингвистическая неопределенность, употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Анализ указанных норм показывает, что неопределенность рассматривается в качестве коррупциогенного фактора при одновременном наличии условий: если положения акта содержат требования к гражданам и организациям и употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.
Суд полагает, что оспариваемые положения Регламента, представляющие собой основания для отказа в предоставлении государственной услуги, носящие оценочные понятия - "существенная значимость", "незначительное", "уникальный", позволяют должностным лицам, от которых зависит, в той или в иной степени, выдача разрешения на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний, давать субъективную оценку представленным документам, что в силу указанных выше норм федерального законодательства является коррупционным фактором.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
При таком положении применение в пункте 2.9 раздела 2 Административного регламента терминов "существенная значимость", "незначительное", "уникальный" противоречит федеральному законодательству.
Довод Министерства юстиции Республики Татарстан о том, что регламент разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2004 N 179 "О выдаче разрешений юридическим лицам на использование в своих названиях наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний" не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку само по себе это обстоятельство не исключает противоречия оспариваемых норм федеральному законодательству, регулирующему вопросы предоставления государственных услуг и противодействия коррупции.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", утвержденного приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 N 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", утвержденного приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 N 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признаны недействующими отдельные положения Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Оспариваемыми нормами, устанавливались основания для отказа Министерством юстиции РТ в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с законодательством коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: юридико-лингвистическая неопределенность, употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Анализ указанных норм показывает, что неопределенность рассматривается в качестве коррупциогенного фактора при одновременном наличии условий: если положения акта содержат требования к гражданам и организациям и употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.
Оспариваемые положения носят оценочные понятия - "существенная значимость", "незначительное", "уникальный", позволяют должностным лицам, от которых зависит, в той или в иной степени, выдача разрешения на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний, давать субъективную оценку представленным документам, что является коррупционным фактором.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 11-Г11-23 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Министерства юстиции РТ - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 17 мая 2011 г. N 3-27/11
Настоящее решение вступило в законную силу 20 июля 2011 г.
Сообщение о решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 7 сентября 2011 г. N 33
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 11-Г11-23 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Министерства юстиции РТ - без удовлетворения