Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 3 мая 2011 г. N 3-24/11
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 11-Г11-22 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2010 N 1082 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 N 722 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Республики Татарстан",
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2010 N 1082 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 N 722 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Республики Татарстан" (далее - постановление от 17.12.2010 N 1082) пункт 11 раздела 1 в приложении N 1 к постановлению от 17.12.2007 N 722 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Республики Татарстан" (далее - постановление от 17.12.2007 N 722) изложен в следующей редакции: "Главам муниципальных образований, являющихся городскими и сельскими поселениями, и их заместителям, помимо ежемесячного денежного вознаграждения и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, может дополнительно выплачиваться ежемесячное денежное поощрение в размере, не превышающем восьми месячных денежных вознаграждений в год".
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2010 N 1082 Министерству финансов Республики Татарстан предписано выделить в 2011 году за счет резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан субсидии в сумме 58,3 млн. рублей муниципальным образованиям на выплату ежемесячного денежного поощрения главам и заместителям глав городских и сельских поселений муниципальных образований согласно приложению, а также при формировании межбюджетных отношений в последующие годы предусматривать финансирование указанных расходов.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими указанных положений постановления от 17.12.2010 N 1082 в связи с противоречием их части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению прокурора, Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральным и республиканским законодательством гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в т.ч. в форме установления для глав городских и сельских поселений и их заместителей не предусмотренного законодательством дополнительного ежемесячного денежного поощрения. Из смысла статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии определенных условий может устанавливать лишь нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, которые установлены уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 23.1 Бюджетного кодекса Республики Татарстан органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
17 декабря 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 1082 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 N 722 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Республики Татарстан".
Текст оспариваемого постановления официально опубликован в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 02.02.2011, N 5.
Как указывалось выше, постановлением от 17.12.2010 N 1082 пункт 11 раздела 1 в приложении N 1 к постановлению от 17.12.2007 N 722 изложен в следующей редакции: "Главам муниципальных образований, являющихся городскими и сельскими поселениями, и их заместителям, помимо ежемесячного денежного вознаграждения и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, может дополнительно выплачиваться ежемесячное денежное поощрение в размере, не превышающем восьми месячных денежных вознаграждений в год".
Пунктом 2 постановления от 17.12.2010 N 1082 Министерству финансов Республики Татарстан предписано выделить в 2011 году за счет резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан субсидии в сумме 58,3 млн. рублей муниципальным образованиям на выплату ежемесячного денежного поощрения главам и заместителям глав городских и сельских поселений муниципальных образований согласно приложению, а также при формировании межбюджетных отношений в последующие годы предусматривать финансирование указанных расходов.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В Российской Федерации установление общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, а также определение государственных гарантий его осуществления регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 Закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 5.1 статьи 40 Закона предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 указанного Закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 23.1 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с указанными положениями органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 23.1 Бюджетного кодекса Республики Татарстан
На уровне субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан данный вопрос урегулирован в Законе Республики Татарстан от 12.02.2009 N 15-ЗРТ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Татарстан".
В статье 3 данного Закона определено, что оплата труда лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, производится в форме ежемесячного денежного вознаграждения. Помимо ежемесячного денежного вознаграждения, муниципальными правовыми актами дополнительно устанавливаются: материальная помощь, ежемесячное денежное поощрение, премия по результатам работы, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, иные выплаты в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами. Размер и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, определяются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона гарантии осуществления полномочий лицами, замещающими муниципальные должности, в т.ч. право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, финансируются за счет средств местного бюджета.
Анализ приведенных норм дает суду основание для вывода о том, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе в виде установления главам городских и сельских поселений и их заместителей не предусмотренного законодательством дополнительного ежемесячного денежного поощрения.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии определенных условий может устанавливать лишь нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, которые установлены уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что следует из смысла положений статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 постановления от 17.12.2010 N 1082, в их взаимосвязи, предусматривающие возможность единовременной выплаты главам муниципальных образований, являющихся городскими и сельскими поселениями, и их заместителям, помимо ежемесячного вознаграждения и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячного денежного поощрения и устанавливающих выделение для этих целей за счет средств республиканского бюджета денежных средств, тем самым, осуществляя незаконное исполнение расходных обязательств муниципальных образований за счет средств республиканского бюджета, противоречат федеральному законодательству.
Довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплено право субъектов Российской Федерации на предоставление местным бюджетам субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (статья 139), является неубедительным, поскольку, как указывалось выше, данное полномочие не может рассматриваться в отрыве от установленного федеральным законом ограничения для высших органов исполнительной власти вводить дополнительные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе путем установления дополнительного ежемесячного денежного поощрения.
Кроме того, необходимо отметить, что Кабинет Министров Республики Татарстан, предусматривая пунктом 2 постановления от 17.12.2010 N 1082 соответствующее финансовое обеспечение ежемесячного денежного поощрения (как на 2011 год, так и на последующие годы) исключил возможность применения муниципальными образованиями подпункта 1 пункта 1 этого постановления как рекомендательного.
С учетом изложенного подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2010 N 1082 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 N 722 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Республики Татарстан" подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2010 N 1082 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 N 722 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Республики Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Р.Ф. Гафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.
Также не предусмотрено установление главам городских и сельских поселений и их заместителям не предусмотренного законодательством дополнительного ежемесячного денежного поощрения.
При наличии определенных условий могут устанавливаться лишь нормативы формирования расходов на оплату труда указанных лиц.
Таким образом, оспариваемые положения, в их взаимосвязи, предусматривающие возможность единовременной выплаты указанным лицам, помимо ежемесячного вознаграждения и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячного денежного поощрения и устанавливающие выделение для этих целей за счет средств республиканского бюджета денежных средств, тем самым, осуществляя незаконное исполнение расходных обязательств муниципальных образований за счет средств республиканского бюджета, противоречат федеральному законодательству.
Закрепленное в Бюджетном кодексе РФ право субъектов РФ на предоставление местным бюджетам субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, не может рассматриваться в отрыве от установленного ограничения для высших органов исполнительной власти вводить дополнительные гарантии указанным лицам.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 11-Г11-22, решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 3 мая 2011 г. N 3-24/11
Настоящее решение вступило в законную силу 20 июля 2011 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 11-Г11-22 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения