Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 сентября 2011 г. N 3-50/11
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.2010 N 782 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.2010 N 782 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году" (далее - Порядок).
В обоснование требования указал, что в нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году не содержит в себе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Данное нарушение законодательства недопустимо, т.к. приводит к невозможности возврата в республиканский бюджет субсидий, предоставленных с нарушением установленных условий.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан - Гревцов А.Б. требование поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - Губайдуллина Н.К. с требованием не согласилась, вместе с тем пояснила, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подготовлен проект постановления о внесении изменений в оспариваемый порядок, где предусматривается процедура возврата субсидий, в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
4 октября 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 782 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году" (далее - постановление).
Текст постановления официально опубликован 17 ноября 2010 года в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" N 43.
В соответствии с пунктом 2 постановления предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в бюджете Республики Татарстан на 2010 год.
Пункт 1 Порядка устанавливает, что субсидии предоставляются для указанных целей сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности.
Вопросы финансового регулирования, в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Бюджетного кодекса Республики Татарстан субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено содержание нормативного правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам. Так, в соответствии с указанным положением нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Однако, как видно из содержания Порядка, каких-либо норм, определяющих порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, он не содержит, что позволяет суду сделать вывод о противоречии Порядка федеральному законодательству.
В данном случае Кабинетом Министров Республики Татарстан не учитывается, что наполнение нормативного правового акта, регулирующего вопросы предоставления субсидий, вышеприведенным содержанием, в силу части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обязанностью высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не его правом.
По мнению суда, отсутствие в нормативном правовом акте, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам, одного из перечисленных составляющих свидетельствует о несоответствии этого акта федеральному закону.
Ссылка представителя Кабинета Министров Республики Татарстан на пункт 7 Порядка, предусматривающий возврат субсидий в случае их использования не по целевому назначению, основана на неправильном толковании, как данной нормы, так и части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где цели предоставления субсидий и условия их предоставления несут в себе разный правовой смысл (пункт 2).
Более того, пункт 7 оспариваемого нормативного правового акта, предусматривая возврат субсидий, не регулирует вопросы самого порядка их возврата (отсутствуют процедура возврата, сроки, юридические действия субъектов данных правоотношений и пр.).
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.2010 N 782 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году".
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.2010 N 782 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья. подпись
Копия верна Судья: Р.Ф. Гафаров
Судья: Р.Ф. Гафаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспариваемый Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Татарстан на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий засухи в 2010 году, не содержит каких-либо норм, определяющих порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и признан недействующим.
Наполнение нормативного правового акта, регулирующего вопросы предоставления субсидий, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является обязанностью высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, а не его правом.
По мнению суда, отсутствие в нормативном правовом акте условий возврата субсидий свидетельствует о несоответствии этого акта федеральному закону.
Ссылка ответчика на положение Порядка, предусматривающего возврат субсидий в случае их использования не по целевому назначению, основана на неправильном толковании, как данной нормы, так и части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, где цели предоставления субсидий и условия их предоставления несут в себе разный правовой смысл.
Кроме того, данное положение, предусматривая возврат субсидий, не регулирует вопросы самого порядка их возврата (отсутствуют процедура возврата, сроки, юридические действия субъектов данных правоотношений и пр.).
Решение вступило в законную силу 4 октября 2011 г.
Решение Верховного Суда РТ от 19 сентября 2011 г. N 3-50/11
Настоящее решение вступило в законную силу 4 октября 2011 г.
Сообщение о решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти 9 ноября 2011 г. N 42