Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 5 октября 2011 г. N 44-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), в связи с жалобой гражданина М.В. Добрынина"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева
с участием заявителя - М.В. Добрынина, представителя заявителя - М.В. Хусаинова, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.А. Исмагилова, ведущего советника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М. Мухамадиевой, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Ю.С. Мусина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А. Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю. Глуховой, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Л.А. Валишина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан К.П. Андреева, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И. Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (в редакции от 15 июня 2009 года).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина М.В. Добрынина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н. Багаутдинова, объяснения заявителя М.В. Добрынина, представителя заявителя М.В. Хусаинова, представителей стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - А.А. Исмагилова и Ф.М. Мухамадиевой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Ю.С. Мусина, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А. Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Л.Ю. Глуховой, от Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - Л.А. Валишина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - К.П. Андреева, от Прокурора Республики Татарстан - Г.С. Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И. Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин М.В. Добрынин с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (в редакции от 15 июня 2009 года), согласно которому право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Многодетная семья в составе матери заявителя и семерых ее детей, включая М.В. Добрынина, с 1986 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Советского района города Казани. В июне 2008 года членами этой семьи было подано заявление в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани о предоставлении им сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326. В сентябре 2008 года указанный сертификат был выдан матери заявителя Л.В. Крапивкиной и ее пятерым детям. В связи со смертью 27 апреля 2009 года Л.В. Крапивкиной произведена замена сертификата с выдачей нового ее старшей дочери Ю.В. Слухай на семью в составе пяти человек. При этом в обоих случаях в сертификат не были включены двое детей Л.В. Крапивкиной - заявитель М.В. Добрынин и его сестра Е.А. Крапивкина, со ссылкой на то, что они имеют своих несовершеннолетних детей, то есть образовали свои семьи.
По мнению заявителя, понятие "образовавших свои семьи" в правоприменительной практике определяется исходя только из одного признака - наличия у членов многодетной семьи, претендующей на получение сертификата, своих несовершеннолетних детей. Данное обстоятельство, как указывает заявитель, послужило причиной исключения его, а также его сестры Е.А. Крапивкиной из числа членов многодетной семьи, признанных получателями субсидии.
Заявитель М.В. Добрынин считает, что такое ограничение права гражданина на получение социальной помощи недопустимо и противоречит положениям Всеобщей Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), провозглашающим, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (часть третья статьи 16), Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года), которая предусматривает, что ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь (принцип 8), Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу в Российской Федерации 15 сентября 1990 года), устанавливающей, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (часть первая статьи 3).
В связи с этим, по мнению заявителя, положения подпункта "а" пункта 4 оспариваемых Правил нарушают его права и свободы, предусмотренные статьями 24 (часть четвертая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 38 (части первая и четвертая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются правовые положения подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), согласно которым право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
2. Оспариваемые заявителем положения затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства. Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 18 октября 2007 года) решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Также указанным Федеральным законом предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части 3 и 4 статьи 26.3.1).
Согласно статьям 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
Таким образом, утверждая Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан.
3. Провозглашая Республику Татарстан социальным государством (статья 13), в котором семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства, государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей (статья 38, части первая и третья), Конституция Республики Татарстан также закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть первая), каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 55).
Как отмечается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (постановление от 10 ноября 2009 года N 17-П, определение от 9 ноября 2010 года N 1439-О-О).
Осуществление государством конституционной обязанности по обеспечению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (многодетных семей, детей-сирот и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
3.1. Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции от 25 февраля 2003 года) правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона (подпункт "а" пункта 1).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 1992 года N 708 "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан" (в редакции от 6 декабря 2007 года) были предусмотрены меры социальной помощи в различных сферах жизни многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. Семейный кодекс Республики Татарстан также установил, что многодетной семьей в Республике Татарстан признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (статья 150).
Тем самым как федеральное, так и республиканское законодательство не закрепляет единого понятия многодетной семьи. При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, нормативное содержание понятия "семья" наполняется в зависимости от целей правового регулирования различным юридическим содержанием (определение от 5 июля 2001 года N 135-О).
Применительно к сфере жилищных отношений Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
Реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, в целях оказания дополнительной поддержки по обеспечению жильем в том числе многодетных семей Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения". Указанным постановлением предусмотрено предоставление многодетным семьям субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 внесены изменения в вышеуказанное постановление, а также утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, содержащие оспариваемую норму. Данные Правила установили, что сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения (абзац первый пункта 2). В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 указанных Правил право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Предоставление субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан для приобретения жилого помещения путем выдачи соответствующего сертификата выступает в качестве одной из форм реализации конституционного права на жилище, предусмотренных для отдельных категорий граждан (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей. При этом многодетные семьи обладают правом выбора в вопросе о том, воспользоваться ли им указанной жилищной субсидией или сохранить свое право на внеочередное получение жилого помещения, предусмотренное Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей".
Кроме этого, Республика Татарстан в силу федерального законодательства самостоятельно определяет условия и порядок предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, принимая во внимание в том числе и возможности бюджета республики. Данная мера социальной поддержки носит целевой характер и предоставляется многодетной семье, которая состоит в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и характеризуется признаками, предусмотренными в оспариваемых положениях: определенным количеством детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Установление указанных условий приобретения права на субсидию не может рассматриваться как нарушение гарантированного Конституцией Республики Татарстан принципа равенства (статья 28), поскольку такое правовое регулирование обусловлено объективно существующим различием между членами многодетной семьи, одни из которых образовали свою собственную семью, а другие - нет. При этом, как неоднократно отмечал Конституционный суд Республики Татарстан (постановления от 18 июля 2006 года N 21-П; от 16 апреля 2008 года N 29-П; от 23 декабря 2008 года N 32-П) со ссылкой на правоприменительную практику Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года N 182/1984).
Предоставление многодетным семьям, имеющим пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, указанной субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения (абзац второй пункта 2 Правил). Эта мера социальной поддержки многодетных семей направлена на обеспечение им достойных условий существования, повышение уровня их социальной защиты и в конечном итоге - на достижение цели социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13 Конституции Республики Татарстан). Предоставление субсидии также отвечает и положениям статьи 38 Конституции Республики Татарстан о том, что семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей (части первая и третья).
Данному правовому регулированию корреспондируют положения пункта 1 статьи 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года о том, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании; положения пункта 3 статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем; положения принципа 6 Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года о желательности предоставления многодетным семьям государственных или иных пособий на содержание детей; статья 16 Европейской Социальной Хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, ратифицированной Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 101-ФЗ, согласно которой в целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества Стороны обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни, в частности посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, предоставления жилья семье, помощи молодым семьям и других соответствующих мер.
Тем самым доводы заявителя о том, что оспариваемая норма противоречит международным стандартам в области прав человека, являются необоснованными.
Таким образом, оспариваемые правовые положения сами по себе не отменяют и не умаляют конституционное право заявителя на жилище и не противоречат Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 24 (часть четвертая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 38 (части первая и третья) и 55.
3.2. Признание оспариваемых заявителем правовых положений соответствующими Конституции Республики Татарстан не препятствует совершенствованию правового регулирования предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей. Конституционный суд Республики Татарстан обращает внимание на то, что оспариваемые положения требуют дополнительного урегулирования с целью устранения возможности их неоднозначного толкования правоприменителем. Детализация в оспариваемой норме возрастного критерия либо указание на независимость от данного критерия, в соответствии с которым дети признаются членами многодетной семьи, а также указание на юридические признаки, характеризующие образование членом многодетной семьи своей собственной семьи, способствовали бы определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частью первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать подпункт "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривается правовая норма, устанавливающая право на получение субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, имеющих пять и более детей, при условии регистрации и проживания с родителями и необразования своих семей.
Утверждая Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства.
По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей. При этом многодетные семьи обладают правом выбора в вопросе о том, воспользоваться ли им указанной жилищной субсидией или сохранить свое право на внеочередное получение жилого помещения.
Таким образом, оспариваемые правовые положения сами по себе не отменяют и не умаляют конституционное право заявителя на жилище и не противоречат Конституции Республики Татарстан.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 5 октября 2011 г. N 44-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции от 15 июня 2009 года), в связи с жалобой гражданина М.В. Добрынина"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 14 октября 2011 г. N 206, газете "Ватаным Татарстан" от 19 октября 2011 г. N 201-203