Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 4 июня 2009 г. N А78-5025/2008-С3-10/218-Ф02-2395/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. N 10864/09 настоящее Постановление частично отменено
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский" (кооператив) обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 20.06.2008 N 2.13-31/5 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю (налоговая инспекция).
Решением от 4 февраля 2009 года Арбитражного суда Читинской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 16 апреля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено: признано недействительным решение налоговой инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункта 2 статьи 119, статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 1 044 926 рублей 36 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено взыскание пеней и штрафов с налогоплательщика независимо от того, пересчитал налогоплательщик налоговые обязательства самостоятельно или это сделал налоговый орган.
Как указано в кассационной жалобе, апелляционный суд не дал оценку тому обстоятельству, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) кооператива в проверяемом периоде не превысила в совокупности два миллиона рублей, в связи с чем кооператив подлежит освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кооператив считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что он не утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога, поскольку доходы от реализации здания свинофермы не должны относиться к доходам от реализации, а являются внереализационными доходами.
По мнению кооператива, вынесение налоговой инспекцией решения о взыскании штрафа спустя более трех лет после окончания соответствующего налогового периода является незаконным.
Кроме того, кооператив указывает на то, что суд не дал оценку его доводу о том, что решение налоговой инспекции в части взыскания штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года вынесено с нарушением статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, и лишь уменьшил размер штрафа.
По мнению кооператива, судом также не учтено, что уплаченные в 2005-2008 годах суммы единого сельскохозяйственного налога должны были быть учтены при вынесении решения налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель кооператива подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N 65428 от 19.05.2009), однако своих представителей в судебное заседание не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку кооператива по вопросам правильности исчисления и своевременности и перечисления в бюджет всех налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 15.05.2008 N 2.13-23/5 и вынесла решение от 20.06.2008 N 2.13-31/5, в том числе о привлечении кооператива к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 119, статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 1 044 926 рублей 36 копеек.
Решением от 05.09.2008 N 2.22-22/191-10л/15332 Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, принятым по апелляционной жалобе кооператива, решение налоговой инспекции утверждено.
Апелляционный суд, отказывая частично в удовлетворении заявленных кооперативом требований, пришел к выводу, что доходы от реализации основных средств являются доходами от реализации в силу прямого указания закона (статья 249 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вывод апелляционного суда является правильным. Однако суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Указанные в настоящем пункте налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.
Статьями 346.4, 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.
Как следует из материалов дела, в 2005 и 2006 годах кооперативом были проданы объекты недвижимости и прочие материалы, относящиеся к основным средствам (здания свинофермы и столярки, сарай, прицеп автомобильный, электродвигатель, лесоматериалы, горюче-смазочные материалы, шифер, электроэнергия, соль кормовая) и до момента реализации использовавшиеся в производстве сельскохозяйственной продукции.
Однако из содержания акта выездной налоговой проверки и решения налоговой инспекции следует, что расходы, указанные в вышеназванной статье 273 Налогового кодекса Российской Федерации, не были учтены ею при вынесении решения, чем нарушены права налогоплательщика. Указанные недостатки не могут быть восполнены при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права с оставлением в силе решения Арбитражного суда Читинской области.
Государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, уплаченная кооперативом при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 17 апреля 2009 года N 55, подлежит возврату ему на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление от 16 апреля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-5025/2008-С3-10/218 отменить.
Решение от 4 февраля 2009 года Арбитражного суда Читинской области оставить в силе.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Кировский" государственную пошлину в сумме 1 000 рублей из Федерального бюджета.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
...
Как следует из материалов дела, в 2005 и 2006 годах кооперативом были проданы объекты недвижимости и прочие материалы, относящиеся к основным средствам (здания свинофермы и столярки, сарай, прицеп автомобильный, электродвигатель, лесоматериалы, горюче-смазочные материалы, шифер, электроэнергия, соль кормовая) и до момента реализации использовавшиеся в производстве сельскохозяйственной продукции.
Однако из содержания акта выездной налоговой проверки и решения налоговой инспекции следует, что расходы, указанные в вышеназванной статье 273 Налогового кодекса Российской Федерации, не были учтены ею при вынесении решения, чем нарушены права налогоплательщика. Указанные недостатки не могут быть восполнены при рассмотрении настоящего дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2009 г. N А78-5025/2008-С3-10/218-Ф02-2395/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. N 10864/09 настоящее постановление частично отменено