Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 24 октября 2007 г. N 35/13/4-СЗ
"О проекте областной государственной социальной программы "Дети-сироты"
на 2008 - 2010 годы"
22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г.
В соответствии со статьей 21 Соглашения о порядке принятия законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области с участием органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и статьей 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы (прилагается).
Председатель Законодательного собрания |
В.К.Круглов |
Областная государственная социальная программа
"Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы
(утв. Постановлением Законодательного собрания
Иркутской области от 24 октября 2007 г. N 35/13/4-СЗ)
22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Областная государственная социальная программа "Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы (далее - программа) разработана в связи с завершением реализации областной государственной социальной программы "Дети-сироты" на 2005 - 2007 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 февраля 2005 года N 6/12-ЗС (далее - программа "Дети-сироты" на 2005 - 2007 годы).
Программа подготовлена с учетом Соглашения о порядке принятия законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области с участием органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 13 апреля 2007 года.
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз.
Реализация мероприятий программы "Дети-сироты" на 2005 - 2007 годы способствовала улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и привлечению внимания населения Иркутской области к проблемам социального сиротства.
Осуществлен комплекс мероприятий по обеспечению эффективности деятельности органов опеки и попечительства, государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, возросло с 1 января 2005 года по 1 января 2007 года с 7 893 детей до 9 339 детей, или на 19 %.
Внесены изменения в ряд законов Иркутской области, в том числе в Закон Иркутской области от 7 июня 2005 года N 30-оз "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Иркутской области", Закон Иркутской области от 9 марта 2007 года N 5-оз "Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Иркутской области". Принят Закон Иркутской области от 6 марта 2007 года N 3-оз "Об оплате труда приемных родителей в Иркутской области". Постановлением администрации Иркутской области от 8 марта 2005 года N 37-па утверждено Положение о порядке представления в Иркутской области бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 8 марта 2005 года" следует читать как "от 16 марта 2005 года"
Министерством образования Иркутской области, министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерством здравоохранения Иркутской области принято более 15 нормативных актов, установивших нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок назначения и выплаты стипендий лицам из их числа, выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), переданного на воспитание в приемную семью и др.
Принятые нормативно-правовые акты направлены на соблюдение прав и социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработан и реализуется региональный целевой проект "Подарим ребенку семью", позволяющий активизировать работу органов опеки и попечительства, образовательных учреждений интернатного типа, направленную на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2006 году передан на усыновление (удочерение), под опеку и попечительство, в приемные и патронатные семьи, семейно-воспитательные группы 14 191 ребенок, рост в сравнении с 2004 годом составляет 9,2 %. Наиболее быстрыми темпами развивались такие формы семейного устройства, как патронатная семья; в 2004 году - 119 человек, в 2005 году - 137 человек, в 2006 году - 326 человек. Дальнейшее распространение получили семейно-воспитательные группы, организуемые учреждениями социального обслуживания. В 2004 году в семейно-воспитательные группы было передано 467 детей, в 2005 году - 493 ребенка, в 2006 году - 645 детей. Увеличение числа детей, переданных на воспитание в семейные условия, составило 39 %. Развитие данных форм объясняется проведением широкой информационной кампании в средствах массовой информации и работой с семьями граждан, желающих взять ребенка-сироту на воспитание в семейные условия. Опека и попечительство развивались более медленными темпами, рост за анализируемый период составил 6,8 %. По состоянию на 1 января 2007 года число детей, находящихся под опекой (попечительством) составило 13 040 человек. Как правило, опеку (попечительство) над детьми устанавливали их ближайшие родственники.
Количество детей, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации на территории Иркутской области, осталось практически на прежнем уровне (2004 г. - 89 чел., 2005 г. - 117 чел., 2006 г. - 99 чел.). Как показал анализ ситуации, к основным причинам, сдерживающим передачу детей на усыновление (удочерение) населению Иркутской области, относятся: невысокий уровень материального благосостояния, отсутствие необходимых жилищных условий и такой психологический фактор, как неготовность к принятию в семью "чужого" ребенка.
В целом акцент в деятельности всех заинтересованных структур и образовательных учреждений интернатного типа на развитие института замещающей семьи позволил увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семейные условия, от их общего числа с 62 % в 2004 году до 63,4 % в 2006 году. По прогнозу, в 2007 году данный показатель составит 65 %.
В 2005 - 2006 годах были реализованы программные мероприятия, обеспечивающие развитие системы социальной защиты семьи, сохранение ребенка в семье. Для реализации поставленной задачи специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, были реструктуризированы в учреждения социального обслуживания "Центры помощи семье и детям", которые взяли на себя функции оказывать практическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что позволило переориентировать финансовые ресурсы, запланированные на открытие социальных гостиниц, на другие цели. Только в 2006 году в центрах помощи семьям и детям оказана консультативная помощь 19 125 семьям, денежная и натуральная - 8 240 семьям. Открыты 3 центра экстренной помощи детям на базе учреждений социального обслуживания. За два последних года органы опеки и попечительства, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогли возвратить в биологические семьи 953 ребенка.
Межведомственная региональная научно-практическая конференция "Право ребенка быть счастливым", состоявшаяся в 2006 году, определила приоритетные направления в работе всех заинтересованных структур и учреждений по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в Иркутской области, которые учтены в деятельности государственных органов исполнительной власти в социальной сфере. В Иркутской области сформирован банк данных о 27 489 семьях и детях, находящихся в кризисной ситуации для оказания адресной социальной, юридической, материальной и иной помощи.
Значительно усилилось внимание к решению проблем образования, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чему способствовало проведение конкурсов на звание "Лучший социальный педагог", "Воспитатель года", "Образцовое детское социальное учреждение", "Образцовое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В детских домах, школах-интернатах, учреждениях социального обслуживания и здравоохранения, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, внедряются инновационные формы и методы по реабилитации и коррекции отклонений в развитии несовершеннолетних данной категории, используются современные технологии воспитания и образования.
Проведена работа по выявлению одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся по специально созданным учебным программам, реализуемым в областной "Школе интеллектуального творчества". В настоящее время слушателями школы являются 100 воспитанников детских домов и школ-интернатов Иркутской области.
Решая проблемы социализации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество, в образовательных учреждениях интернатного типа создаются условия профессиональной и допрофессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников. За 2005 - 2006 годы в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, дома ребенка, поставлено: компьютерная техника, швейное, столярное, реабилитационное и медицинское оборудование, спортивный инвентарь, автотранспорт на сумму 16 657,0 тыс. руб., что в положительном плане повлияло на уровень социализированности выпускников данных учреждений и осознанный выбор ими своего жизнеустройства.
По результатам проведенного мониторинга развития и жизненного устройства выпускников всех типов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся в опекунских, приемных и патронатных семьях, 70 % выпускников интернатных учреждений определились с выбором профессии. 50 % реально оценивают свои возможности и получают профессиональное образование в образовательных учреждениях начального профессионального образования, 30 % - в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и 13,1 % - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В целом в настоящее время в образовательных учреждениях начального профессионального образования обучается 3 275 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 962 чел., в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - 635 чел. Мониторинг также показал ряд проблем профессионального обучения и трудоустройства выпускников интернатных учреждений: ограниченные возможности выбора уровня профессионального обучения, обусловленные преимущественно невысоким качеством общего образования, и ограниченные возможности профессионального выбора, связанные с недостаточно организованной профориентационной работой с детьми.
Продолжена работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений интернатного типа.
Проведен капитальный ремонт 19 образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, что позволило улучшить условия проживания воспитанников.
Ведется строительство "Детских деревень" в пос. Целинные Земли Тулунского района и пос. Квиток Тайшетского района для специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, административного корпуса областного государственного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних пос. Залари". За 2005 - 2006 годы средства в объеме 20 915,0 тыс. руб. освоены и профинансированы полностью.
В целом реализация мероприятий программы "Дети-сироты" на 2005 - 2007 годы оказала свое влияние и позволила не допустить существенного роста выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 году было выявлено 6 522 ребенка, в 2006 году - 6 592. Рост составил 1,1 %. За аналогичный период с 2001 по 2003 года увеличение составило 12 %, что позволяет сделать вывод о результативности мер, принимаемых структурами и учреждениями, которые занимаются проблемами детей, нуждающихся в поддержке государства.
В настоящее время в Иркутской области насчитывается 26 511 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на которых распространяются социальные гарантии, установленные действующим законодательством. По прогнозу к 2010 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом тенденций в демографической ситуации и улучшением условий жизни населения будет увеличиваться в основном за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией и социальной незащищенностью выпускников интернатных учреждений.
2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы выполнения
Основные цели программы - защита и улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет на территории Иркутской области, включая территорию Усть-Ордынского Бурятского округа; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия на территории Иркутской области, включая территорию Усть-Ордынского Бурятского округа.
Основные задачи программы:
1) формирование системы профилактики социального неблагополучия семей, имеющих детей;
2) развитие системы мер социальной поддержки, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;
3) пропаганда и развитие различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия лицам, проживающим на территории Иркутской области, желающим принять ребенка на воспитание в семью;
4) проведение эффективной реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка и внедрение инновационных технологий работы по защите прав несовершеннолетних данной категории;
5) создание системы психологического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
7) обеспечение допрофессиональной и профессиональной подготовки и социальной защиты выпускников образовательных учреждений интернатного типа;
8) обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих закрепленных жилых помещений для проживания, жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области;
9) укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации Программы: 2008 - 2010 годы.
Реализация Программы предусматривает 3 этапа:
I этап - 2008 год;
II этап - 2009 год;
III этап - 2010 год
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС раздел 3 настоящей программы изложен в новой редакции
3. Финансовое обеспечение и источники финансирования
Общие финансовые затраты на реализацию программы составляют - 50 476,0 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.
Распределение финансирования мероприятий
областной государственной социальной программы
"Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы
N п/п |
|
Всего 2008 - 2010 г.г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. |
Министерство образования Иркутской области |
11 356,0 |
9 456,0 |
950,0 |
950,0 |
2. |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
20 158,0 |
5 600,0 |
7 279,0,0 |
7 279,0 |
3. |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
1 500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
4. |
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
17 462,0,0 |
9 000,0 |
4 231,0,0 |
4 231,0 |
|
Итого: |
50 476,0 |
24 556,0 |
12 960,0 |
12 960,0 |
Финансирование программы планируется обеспечить за счет средств областного бюджета. Объем финансовых средств программы на 2008 - 2010 годы определяется затратами на реализацию основных мероприятий программы.
4. Механизм реализации программы и система организации контроля за ее исполнением
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Приобретение материально-технических средств или иного имущества, в том числе жилых помещений, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим закрепленных жилых помещений для проживания, жилых помещений в рамках настоящей программы осуществляется после их отнесения к жилым помещениям для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим закрепленных жилых помещений для проживания, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области, осуществляется по договорам безвозмездного пользования в порядке, установленном законодательством Иркутской области.
Организация исполнения программы осуществляется ответственным исполнителем программы - министерством образования Иркутской области в установленном порядке. Контроль за исполнением программы осуществляется уполномоченными государственными органами Иркутской области в пределах их компетенции и в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы
1. Создание эффективной системы работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС в пункт 2 раздела 5 настоящей программы внесены изменения
2. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи. Так, планируется увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, до 71 %, или 20 214 человек к общей численности несовершеннолетних данной категории; в том числе по годам: 2008 г. - 17 201 чел., 2009 г. - 18 102 чел., 2010 г. - 20 214 чел. за счет дальнейшего развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе: передача на усыновление (удочерение) - 900 чел., в приемные семьи - 210 чел., патронатные семьи - 650 чел., семейно-воспитательные группы - 800 чел., под опеку и попечительство - 10 200 чел.).
3. Внедрение инновационных технологий воспитания и образования в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение уровня их социальной адаптированности и компетентности.
5. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования с 95 % до 98 % от общего выпуска.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС пункт 6 раздела 5 настоящей программы изложен в новой редакции
6. Создание специализированного жилищного фонда Иркутской области в объеме 5-7 жилых помещений для социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Формирование системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их жизненного устройства.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС пункт 8 раздела 5 настоящей программы изложен в новой редакции
8. Укрепление материально-технической базы 5 образовательных учреждений интернатного типа для организации социально-трудовой реабилитации, допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников.
6. Сведения о государственном заказчике и разработчиках
Государственным заказчиком программы является министерство образования Иркутской области. Основные разработчики программы - департамент образования Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС в раздел "Перечень мероприятий программы" настоящей программы внесены изменения
Перечень
мероприятий программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная государственная социальная программа "Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы.
Основными целями программы являются защита и улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет на территории Иркутской области, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия на территории Иркутской области.
Общие финансовые затраты на реализацию мероприятий программы составляют за счет средств областного бюджета 215 642 тыс.руб.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 24 октября 2007 г. N 35/13/4-СЗ "О проекте областной государственной социальной программы "Дети-сироты" на 2008 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 20 ноября 2007 г. N 35 (том 1)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/9-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/43-ЗС