Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 июля 2009 г. N А10-29/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 10548/09 настоящее Постановление отменено
См. также Определения Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2009 г. N А10-29/2009, от 18 августа 2009 г. N А19-17474/08
Открытое акционерное общество "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" (далее - ОАО "СУЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Бурятской таможни, выраженного в письме N 14-46/10463 от 10.12.2008, об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при применении периодического временного декларирования российских товаров в сумме 7470500 рублей и обязании ответчика принять решение о возврате излишне уплаченных таможенных сборов и осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены: решение таможни признано незаконным; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2009 года решение суда изменено: на ответчика возложена обязанность принять решение о возврате обществу излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 7470500 рублей и осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Обжалуя судебные акты в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, Бурятская таможня оспаривает вывод судов о том, что подача временной и полной таможенной декларации является единой процедурой таможенного оформления товара, указывает на то, что в данном процессе имеет место два самостоятельных факта декларирования товара и таможенным органом дважды совершаются действия по его оформлению, следовательно, и сборы за таможенное оформление должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенных деклараций.
Таможня считает, что факт излишней уплаты сборов за таможенное оформление не установлен и не доказан, в связи с чем просит об отмене обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СУЭК" отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Бурятской таможни подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ОАО "СУЭК" подтвердил возражения против нее, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Как следует из материалов дела, в период с 2005 по 2008 год ОАО "СУЭК" осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации угля каменного битуминозного энергетической марки "Д" Тугнуйский по процедуре периодического временного декларирования путем подачи временных таможенных деклараций и уплатой сборов за таможенное оформление товаров.
После вывоза товаров декларантом представлены полные периодические таможенные декларации и уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.
Считая, что сборы за таможенное оформление товара в сумме 7470500 рублей, уплаченные при подаче полных таможенных деклараций, являются излишне уплаченными, ОАО "СУЭК" обратилось в таможенный орган с заявлением от 03.12.2008 N 157 о их возврате.
Письмом Бурятской таможни от 10.12.2008 N 14-46/10463 обществу сообщено, что основания для возврата сборов за таможенное оформление по указанным грузовым таможенным декларациям отсутствуют, поскольку их расчет произведен в соответствии с действующим законодательством.
Отказ таможенного органа в возврате таможенных платежей явился основанием для обращения ОАО "СУЭК" в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании решения Бурятской таможни об отказе в возврате сборов за таможенное оформление полных таможенных деклараций незаконным, суд первой инстанции мотивировал его отсутствием обязанности повторной уплаты сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации, поскольку представление временной и полной таможенной декларации в совокупности с другими таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции, признав правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии обязанности повторной уплаты сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации, вместе с тем изменил его возложив на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате обществу излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 7470500 рублей и осуществления действий по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Статьями 137, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрен упрощенный порядок декларирования российских товаров, который применяется по желанию декларанта. Составляющими элементами такого порядка является периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации и декларирование после убытия российских товаров путем подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации (п.1, 2).
Таким образом, при применении упрощенного порядка декларирования таможенным законодательством предусмотрено два самостоятельных акта декларирования товаров.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (пп.1 п.1 ст. 357.7 ТК РФ).
Учитывая, что уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, следует сделать вывод о том, что за каждый факт декларирования требуется уплата таможенных сборов как необходимого условия совершения в отношении декларанта должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий по таможенному оформлению товаров.
ОАО "СУЭК" по своему желанию и по разрешению таможенного органа использовало процедуру упрощенного декларирования товаров, в процессе осуществления которой декларанту дважды оказывались услуги по таможенному оформлению, следовательно, таможенные сборы, учитывая их компенсационный характер за осуществление таможенным органом юридически значимых действий, подлежали уплате как при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей.
Ставки таможенных сборов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863).
Пунктом 7 Постановления N 863 установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Толкование данного пункта в системной связи с вышеуказанными нормами ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не является повторной подачей таможенной декларации, когда таможенные сборы уплачиваются в размере 500 рублей.
Последующее введение постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 пункта 7.1 в Постановление N 863 не изменяет содержание установленной законом обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное оформление товаров при периодическом временном декларировании, а лишь конкретизирует ее в связи с разными подходами в толковании этой обязанности.
Уплата таможенных сборов при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций не может толковаться как их двойная уплата.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2006 года N ГКПИ06-495 при рассмотрении гражданского дела по заявлению ЗАО ПКФ "Кубаньвтормет" о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 установлено отсутствие предусмотренных законом оснований для признания его недействующим. Довод заявителя о двойной оплате таможенного сбора признан необоснованным.
Учитывая, что оспариваемый пункт Постановления отношения, связанные с оплатой таможенного сбора при оформлении полной таможенной декларации, не регулирует и каких-либо положений, противоречащих таможенному законодательству Российской Федерации по данному вопросу, не содержит, Суд отклонил довод заявителя о том, что именно данным пунктом в указанном случае установлена не соответствующая требованиям закона двойная оплата таможенного сбора, и оставил заявление ЗАО ПКФ "Кубаньвтормет" без удовлетворения.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определением от 3.09. 2006 N КАС06-267 указанное решение оставила без изменения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 3.09.2006" следует читать как "от 3.08.2006"
Уплатив таможенные сборы при декларировании товаров по временным таможенным декларациям и при декларировании товаров по полным таможенным декларациям, ОАО "СУЭК" исполнило установленную статьей 127 ТК РФ обязанность по уплате таможенных платежей в полном объеме и в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует и оснований для возврата заявителю денежных сумм не имеется, в связи с чем решение Бурятской таможни, выраженное в письме N 14-46/10463 от 10.12.2008, об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при применении периодического временного декларирования российских товаров в сумме 7470500 рублей является законным и обоснованным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций по настоящему делу приняты с нарушением норм материального права, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2009 года по делу N А10-29/2009 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2009 г. N А10-29/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 10548/09 настоящее Постановление отменено