Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 30 июля 2009 г. N А19-1725/09
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Иркут" (далее - ООО "Сетевая компания "Иркут") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области о взыскании расходов на предоставление субсидий отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 42 907 рублей 19 копеек.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2009 года Департамент финансов Иркутской области заменен на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Министерство финансов Иркутской области).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года исковые требования удовлетворены. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО "Сетевая компания "Иркут" взыскано 42 907 рублей 19 копеек, 1 716 рублей 28 копеек госпошлины.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2009 года решение от 23 апреля 2009 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23 апреля 2009 года, постановление от 09 июня 2009 года.
Как указал заявитель кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права (Положение "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения").
Заявитель также ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя, ответчик надлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по финансированию субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий граждан.
ООО "Сетевая компания "Иркут" в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, указав на законность обжалуемых судебных актов, просило оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 67991 - N 67994), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находи оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, исходя из следующего.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием по делу является требование о взыскании расходов на предоставление субсидий отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в рамках реализации Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз) он предоставлял в марте, июне, сентябре, декабре 2005 года отдельным категориям граждан, проживающих в домах частного жилищного фонда субсидии в виде скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес убытки.
Правовым основанием иска указаны статьи 8, 12, 15, 16, 124-126, 309, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что истцом не доказано наличие состава правонарушения, необходимого для возмещения убытков.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя исковые требования, сослался на статьи 309, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", Положение "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", статью 6 Закон Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз, статью 21 Закона Иркутской области от 22.12.2004 "Об областном бюджете на 2005 год".
При этом суд исходил из доказанности факта предоставления указанным выше категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и размера убытков. Судом также указано на неисполнение ответчиком - Иркутской областью обязанности по возмещению истцу расходов по предоставлению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, расходы истца, понесенные в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, обоснованно квалифицированы судом первой инстанции как убытки.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Законом Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Законом Иркутской области от 05.05.2003 N23-оз (в редакции от 29.12.2004) в спорный период также было предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории области (статья 5).
Судом первой инстанции и апелляционным судом установлено, что истец, следуя предписанию названных законов, в марте, июне, сентябре, декабре 2005 года уменьшил платежи за жилье и коммунальные услуги гражданам, проживающим в г.Иркутске и имеющим право на получение субсидий.
Статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Выделенные на указанные цели из областного бюджета средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Доказательства нецелевого использования муниципальным образованием "Город Иркутск" полученных в 2005 году бюджетных средств на реализацию Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз в материалы дела не представлены.
Исходя из изложенного, учитывая положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд пришли к правомерному выводу о том, что убытки истца за март, июнь, сентябрь, декабрь 2005 года в сумме 42 907 рублей должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области как публично-правового образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию указанных расходов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области Четвертым арбитражным апелляционным судом правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъект ответственности, размер убытков.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов судов обстоятельствам дела фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции и апелляционным судом.
Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года по делу N А19-1725/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2009 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года по делу N А19-1725/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
...
Доказательства нецелевого использования муниципальным образованием "Город Иркутск" полученных в 2005 году бюджетных средств на реализацию Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз в материалы дела не представлены.
Исходя из изложенного, учитывая положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд пришли к правомерному выводу о том, что убытки истца за март, июнь, сентябрь, декабрь 2005 года в сумме 42 907 рублей должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области как публично-правового образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию указанных расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2009 г. N А19-1725/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании