Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 июля 2009 г. N А19-9767/08
(извлечение)
См. также Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2009 г. N А19-9767/08
Общество с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" (далее - ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации г.Иркутска о признании незаконным бездействия Администрации г.Иркутска по предоставлению ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" в аренду земельных участков площадью 125 197 кв.м. и 170 423 кв.м. для строительства малоэтажной жилой застройки смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе г.Иркутска; об обязании Администрации г.Иркутска устранить нарушение законных прав и интересов ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" путем выдачи постановления мэра г.Иркутска о предоставлении в аренду на пять лет земельных участков площадью 125 197 кв.м. и 170 423 кв.м. для строительства малоэтажной жилой застройки смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе г.Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2009 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2009 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что спорные земельные участки не могли пройти кадастровый учет до 01.03.2007 основаны на неправильном применении статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель сослался на то, что в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации представленное ответчиком постановление Мэра г.Иркутска от 11.07.2008 N031-06-1496/8 не подлежит применению судом как несоответствующее закону и существенно нарушающее права и законные интересы истца. Заявитель указывает на то, что истцом выполнены все требования и формальности, установленные действующим земельным законодательством, для получения земельного участка в аренду для жилищного строительства. Кроме того, заявитель ссылается на то, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно: Закон Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области".
От Администрации г.Иркутска поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Администрации г.Иркутска, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела постановлением Мэра г.Иркутска от 24.08.2005 N031-06-1476/5, утверждены проекты границ земельных участков, расположенных смежно с территорией садоводства "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска (приложения N1 и N2) и акт о выборе земельных участков площадью 125 197 кв.м., и 170 423 кв.м. для строительства малоэтажной жилой застройки (приложение N3). Согласовано с ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" место размещения малоэтажной жилой застройки на земельных участках площадью 125 197 кв.м. и 170 423 кв.м. расположенных смежно с территорией садоводства "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска. Постановление действует с течение трех лет.
16.11.2006 ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" обратилось в Комитет по градостроительной политике Администрации г.Иркутска с заявлением о предоставлении для строительства малоэтажной жилой застройки земельных участков: площадью 125 197 кв.м. кадастровый номер 38:36:000026:0489; площадью 170 423 кв.м. кадастровый номер 38:36:000026:0490, расположенных в Иркутской области, г.Иркутск, Свердловском районе смежно с территорией садоводства "Ангара" в аренду сроком на 5 лет. Согласно штампу, указанное заявление получено 21.11.2006.
05.02.2007 ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" вновь обратилось в Комитет по градостроительной политики Администрации г.Иркутска с аналогичным заявлением. Указанное заявление получено 06.02.2007.
Полагая, что Администрация г.Иркутска не совершила никаких действий (бездействие) по предоставлению ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" указанных земельных участков, истец обратился в суд с заявлением, считая, что бездействие Администрации г.Иркутска не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с тем, что заявитель лишен возможности приступить к строительству малоэтажных домов и соответственно получать прибыль от реализации построенных объектов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции исходили из того, что у Администрации г.Иркутска отсутствовали полномочия принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов, поскольку заявление от 05.02.2007 не соответствует требованиям закона (не приложены кадастровые планы земельных участков).
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 данной статьи установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
Федеральным законом от 18.12.2006 N232-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В абзаце 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N232-ФЗ предусмотрено, что до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
По настоящему делу заявитель в пределах вышеуказанных сроков 16.11.2006 N28/6 и 05.02.2007 N006/7 обратился к Администрации г.Иркутска с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков для строительства. Данные заявления получены ответчиком.
Довод ответчика о том, что им не получались заявления от 16.11.2006 и 05.02.2007 отклоняется судом: во-первых: на обоих заявлениях стоит входящий штамп Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска; во-вторых Арбитражный суд Иркутской области оценивая доказательства представленные лицами, участвующими в деле, пришел к выводу о том, что "Администрация г.Иркутска не опровергла факт поступления заявления от 05.02.2007 в Комитет по градостроительной политики Администрации г.Иркутска - 05.02.2007" (т.4 л.д.). В материалах дела отсутствуют доказательства опровергающие факт получения заинтересованным лицом Администрацией г.Иркутска и заявления от 16.11.2006, на которое заявитель сослался при подаче заявления в суд.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы судебных инстанций о не предоставлении заявителем ответчику кадастровых карт сделан с нарушением статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;
Из материалов дела видно, что земельному участку площадью 125 197 кв.м. присвоен кадастровый номер 38:36:000026:0489, земельному участку площадью 170 423 кв.м. присвоен кадастровый номер 38:36:000026:0490. Вышеуказанные земельные участки прошли кадастровый учет в 2006 году, о чем свидетельствует указание их кадастровых номеров в заявлениях ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" от 16.11.2006 N28/6 и от 05.02.2007 N006/7. Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области в письме от 12.02.2009 (т.4, л.д. 3) пояснило, что кадастровый учет вышеуказанных земельных участков прошел до 01.11.2006. Выполнение землеустроительных работ и межевание участков также проведено в 2006 году (т.4).
При таких обстоятельствах заявитель предоставил все необходимые документы для принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства (статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ответчик, таким образом, не законно уклоняется (бездействует) от предоставления земельных участков для строительства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод ответчика о том, что постановление Мэра г.Иркутска от 24.08.2005 N031-06-1476/5 отменено, отклоняется, поскольку в период, когда Администрация была обязана принять решение о предоставлении земельных участков для строительства, названное постановление действовало. На основании абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации постановление Мэра г.Иркутска от 11.07.2008 N 031-06-1496/8 не применяется, так как при его принятии не учтены положения статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и оно принято до истечения срока действия постановления Мэра г.Иркутска от 24.08.2005 N031-06-1476/5 (нарушен трех годичный срок). С учетом изложенного подлежит применению часть 2 статьи 9 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области".
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Закону Российской Федерации от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" следует, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград является первоосновой для совершения соответствующего процессуального действия.
Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливает предельных допустимых сроков для их восстановления, указывая только на то, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен. Таким образом, для восстановления предусмотренного законом срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.
Информацию о невозможности предоставления земельных участков для строительства ответчик довел до сведения заявителя 14.11.2008 (т.2 л.д. 136-137), то есть уже после обращения заявителя в суд. Учитывая запрос заявителя N0026 от 06.05.2008, и не получение ответа на него срок на подачу настоящего заявления восстанавливается (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), так как срок на обращение в суд пропущен по вышеуказанным уважительным причинам (бездействие ответчика).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2009 года по делу N А19-9767/08 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года по тому же делу подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2009 года по делу N А19-9767/08 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года по тому же делу отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" требования удовлетворить.
Признать незаконным, противоречащим пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Администрации города Иркутска, выразившееся в невыполнении действий по принятию решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" в аренду земельных участков площадью 125 197 кв.м. кадастровый номер 38:36:000026:0489 и площадью 170 423 кв.м. кадастровый номер 38:36:000026:0490, расположенных смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки.
Обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" в аренду сроком на пять лет земельных участков площадью 125 197 кв.м. кадастровый номер 38:36:000026:0489 и площадью 170 423 кв.м. кадастровый номер 38:36:000026:0490, расположенных смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки в двухнедельный срок с момента вынесения настоящего постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что постановление Мэра г.Иркутска от 24.08.2005 N031-06-1476/5 отменено, отклоняется, поскольку в период, когда Администрация была обязана принять решение о предоставлении земельных участков для строительства, названное постановление действовало. На основании абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации постановление Мэра г.Иркутска от 11.07.2008 N 031-06-1496/8 не применяется, так как при его принятии не учтены положения статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и оно принято до истечения срока действия постановления Мэра г.Иркутска от 24.08.2005 N031-06-1476/5 (нарушен трех годичный срок). С учетом изложенного подлежит применению часть 2 статьи 9 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области".
...
Согласно Закону Российской Федерации от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" следует, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2009 г. N А19-9767/08
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании