Руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", Законодательное Собрание постановляет:
1. Распространить действие постановления Законодательного собрания Иркутской области от 20 декабря 2006 года N 27/4-ЗС "Об областной государственной социальной программе "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы" на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
2. Утвердить изменения в областную государственную социальную программу "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы с учетом принятой поправки (прилагаются).
Председатель |
Л.М.Берлина |
Изменения
в областную государственную социальную программу
"Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы
(утв. Постановлением Законодательного собрания
Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/53-ЗС)
Внести в областную государственную социальную программу "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы, утвержденную постановлением Законодательного собрания от 20 декабря 2006 года N 27/4-ЗС (далее - Программа), изменения, изложив Программу в следующей редакции:
"Паспорт
областной государственной социальной программы
"Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы
Наименование Программы |
Областная государственная социальная программа "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) |
||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Распоряжение администрации Иркутской области от 7 сентября 2006 года N 454-ра "О разработке проекта областной государственной социальной программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы" |
||
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
|
||
Государственный заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
||
Основные разработчики Программы |
Министерство здравоохранения Иркутской области; Государственное учреждение здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница" (далее - ГУЗ "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница"); Государственное учреждение здравоохранения "Иркутская Государственная областная детская клиническая больница" (далее - ГУЗ "Иркутская Государственная областная детская клиническая больница"); Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный медицинский университет" (далее - ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет") |
||
Основная цель Программы |
Увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, снижение инвалидизации от осложнений сахарного диабета, проведение профилактики сахарного диабета и его осложнений в Иркутской области (далее - область) |
||
Основные задачи Программы |
1. Развитие диабетологической службы области для оказания высококвалифицированной специализированной помощи больным сахарным диабетом, диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений. 2. Обеспечение работы школ обучения больных сахарным диабетом, формирование территориального регистра больных сахарным диабетом. 3. Обеспечение больных сахарным диабетом средствами самоконтроля и средствами введения инсулина. 4. Повышение информированности больных сахарным диабетом и населения области о проблемах сахарного диабета |
||
Сроки и этапы реализации Программы |
2007 - 2010 годы, программа реализуется в один этап |
||
Перечень основных мероприятий |
1. Оказание специализированной помощи больным сахарным диабетом. 2. Сохранение жизни и профилактика осложнений у больных сахарным диабетом. 3. Организация санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики сахарного диабета и его осложнений, координация деятельности по подготовке медицинских кадров в области диабетологии |
||
Исполнители основных мероприятий |
Министерство здравоохранения Иркутской области; ГУЗ "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница"; ГУЗ "Иркутская Государственная областная детская клиническая больница" |
||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Годы |
Всего, тыс. руб. |
Областной бюджет, тыс. руб. |
2007 |
13 500,0 |
13 500,0 |
|
2008 |
14 000,0 |
14 000,0 |
|
2009 |
3 760,0 |
3 760,0 |
|
2010 |
16 200,0 |
16 200,0 |
|
Итого |
47 460,0 |
47 460,0 |
|
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Сохранение и улучшение качества жизни, компенсация заболевания, уменьшение числа тяжелых осложнений сахарного диабета на 15 % в год, числа летальных исходов при диабетических комах на 30 %. 2. Улучшение качества диагностики ранних стадий осложнений сахарного диабета - нефропатий, увеличение среднего времени развития осложнений сахарного диабета на 15 %. 3. Внедрение современных технологий в лечении сахарного диабета на территории области, обеспечение средствами самоконтроля 100 % детей, подростков, беременных женщин, страдающих сахарным диабетом, а также лиц с лабильным течением диабета, получающих инсулинотерапию. |
||
Система организации и контроль за исполнением Программы |
Организация управления Программой и контроль за ее исполнением осуществляются органами государственной власти области в пределах компетенции и в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В настоящее время сахарный диабет представляет собой проблему государственной важности в силу его эпидемического характера и связанных с ним сосудистых осложнений. Сахарный диабет является острейшей медико-социальной проблемой, относящейся к приоритетным направлениям практического здравоохранения и медицинской науки.
Заболеваемость сахарным диабетом неуклонно увеличивается. Особенно отчетливо эта тенденция проявляется в отношении сахарного диабета 2-го типа. Если в 1994 году общая заболеваемость сахарным диабетом составляла 1 142,3 на 100 тыс. населения, то к 2004 году указанный показатель достиг уровня 1 766,5 на 100 тыс. населения. Таким образом, уровень распространенности сахарного диабета среди жителей области в данный период возрос на 54,6 %.
В области по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 36 303 (в УОБАО - около 6 800 больных) взрослых больных сахарным диабетом (1 716,5 на 100 тыс. населения), в том числе со 2-м типом диабета - 32 991 (1 582,7 на 100 тыс. населения), с 1-м типом сахарного диабета - 2 512 взрослого населения (133,8 на 100 тыс. населения); 219 детей и 159 подростков, страдающих сахарным диабетом (50,7 и 112,7 на 100 тыс. населения соответственно). Основной причиной ранней инвалидизации и смертности больных сахарным диабетом являются сосудистые осложнения заболевания. Первичный выход на инвалидность (у взрослых) в 2006 году составил 1 218 человек: 1 045 среди городского и 173 - сельского населения. Повторно признаны инвалидами 1 670 больных, страдающих диабетом. Среди больных сахарным диабетом чаще, чем среди населения в целом, наблюдаются слепота - в 10 раз, нефропатия - в 12 - 15 раз, гангрена конечностей - в 20 раз, смертность от болезней сердца и инсульта - в 2 - 3 раза.
Таким образом, проблема оказания специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом, снижения заболеваемости и числа сосудистых осложнений является одной из актуальнейших проблем области.
Современная диабетология - это стремительно развивающаяся отрасль медицинской науки и особая сфера здравоохранения, которая базируется на достижениях биотехнологии, генетики, иммунологии. Необходимо постоянное совершенствование диабетологической службы области, приобретение лабораторного оборудования для внедрения эффективных методов диагностики заболевания на ранних стадиях, совершенствование методов и форм профилактической работы.
В результате реализации областной государственной целевой программы "Сахарный диабет" на 2003 - 2006 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 31 октября 2002 года N 22/23-ЗС (далее - областная программа "Сахарный диабет" на 2003 - 2006 годы), достигнуты следующие показатели:
1) в 2,5 раза увеличилась эффективность ранней диагностики диабетической нефропатии у детей и подростков;
2) ежегодный темп прироста заболеваемости сахарным диабетом у детей и подростков снизился с 7,1 % до 4,6 %;
3) количество детей и подростков, страдающих сахарным диабетом, с полной компенсацией заболевания выросло на 25 %, на 50 % снизилось число случаев состояний кетоацидоза и тяжелых гипогликемий детей и подростков, страдающих диабетом, соответственно уменьшилось и число госпитализаций в стационарные отделения в состоянии тяжелой декомпенсации;
4) продолжительность жизни больных сахарным диабетом увеличилась на 5,2 %;
5) уменьшилось количество случаев повторной госпитализации детей и снизилось среднее пребывание больного в учреждении здравоохранения с 14,9 дней в 2000 году до 13,6 дней в 2005 году;
6) в областных государственных учреждениях здравоохранения внедрено определение микроальбуминурии и гликированного гемоглобина, что позволило выявлять ранние осложнения со стороны почек, прогнозировать дальнейшее течение диабета;
7) разработаны целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить распространенность осложнений сахарного диабета, а также качество диагностики ранней стадии диабетической нефропатии.
В этой связи актуальной представляется необходимость дальнейшей реализации комплекса мер, направленных на борьбу с сахарным диабетом и его осложнениями и обеспечение сохранения здоровья населения области.
Программа разработана в целях реализации положений подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи" диабетологическая специализированная медицинская помощь может быть организована в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (областная, краевая, республиканская, окружная больница, диспансер, специализированная больница, госпиталь, центр).
Кроме того, к приоритетным задачам социальной политики, проводимой государством, относятся предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.
В соответствии со статьей 41 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с указанными Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет отнесен к числу социально значимых заболеваний.
Таким образом, программные мероприятия, направленные на увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, снижение инвалидизации от осложнений сахарного диабета, проведение профилактики сахарного диабета и его осложнений на территории области, соответствуют приоритетным задачам социальной политики, проводимой государством.
Программа сохраняет преемственность с мероприятиями областной программы "Сахарный диабет" на 2003 - 2006 годы. Это выражается, в частности, в том, что Программа предполагает продолжение реализации комплексного подхода, направленного на обеспечение сохранения, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, внедрение новых технологий в лечении больных сахарным диабетом.
Реализация Программы рассчитана на четыре года. Финансирование Программы предполагается осуществлять с учетом возможностей областного бюджета.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения Программы
Основной целью Программы является увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, снижение инвалидизации от осложнений сахарного диабета, проведение профилактики сахарного диабета и его осложнений в области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
1. Развитие диабетологической службы области для оказания высококвалифицированной специализированной помощи больным сахарным диабетом, диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
2. Обеспечение работы школ обучения больных сахарным диабетом, формирование территориального регистра больных сахарным диабетом.
3. Обеспечение больных сахарным диабетом средствами самоконтроля и средствами введения инсулина.
4. Повышение информированности больных сахарным диабетом и населения области о проблемах сахарного диабета.
3. Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат
Мероприятия программы на 2007 - 2010 годы реализуются за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования составляет на 2007 - 2010 годы 47 460,0 тыс. руб.
Финансирование по годам:
2007 г. - 13 500,0 тыс. рублей;
2008 г. - 14 000,0 тыс. рублей;
2009 г. - 3 760,0 тыс. рублей;
2010 г. - 16 200,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы.
4. Механизм реализации и система организации контроля за исполнением
Государственным заказчиком и ответственным исполнителем Программы является министерство здравоохранения Иркутской области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Приобретение товаров, работ (услуг) в рамках реализации Программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в установленном законодательством порядке.
Приобретенное в рамках реализации Программы имущество передается в государственную собственность области в установленном порядке.
Контроль за исполнением Программы осуществляется органами государственной власти области в пределах компетенции и в установленном порядке.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации Программы
Основными медико-социальными показателями, характеризующими социально-экономическую эффективность Программы, являются:
1. Сохранение и улучшение качества жизни, компенсация заболевания, уменьшение числа тяжелых осложнений сахарного диабета на 15 % в год, числа летальных исходов при диабетических комах на 30 %.
2. Улучшение качества диагностики ранних стадий осложнений сахарного диабета - нефропатий, увеличение среднего времени развития осложнений сахарного диабета на 15 %.
3. Внедрение современных технологий в лечении сахарного диабета на территории области, обеспечение средствами самоконтроля 100 % детей, подростков, беременных женщин, страдающих сахарным диабетом, а также лиц с лабильным течением диабета, получающих инсулинотерапию.
По результатам расчетов Эндокринологического научного центра РАМН (г.Москва) средние прямые расходы на 1 больного в год в России составляют: с 1-м типом сахарного диабета с тяжелыми осложнениями - 570 тыс. рублей, со 2-м типом сахарного диабета с тяжелыми осложнениями - 195 тыс. рублей; без осложнений расходы на 1 больного составляют: с 1-м типом сахарного диабета - 59 тыс. рублей, со 2-м типом сахарного диабета без осложнений - 48 тыс. рублей.
При снижении числа тяжелых осложнений на 15 % в год экономия бюджетных средств составит 30 660,0 тыс. руб. в год у больных с 1-м типом сахарного диабета и 35 280,0 тыс. руб. в год со 2-м типом соответственно. За 4 года реализации Программы экономия бюджетных средств может достигнуть 204 960,0 тыс. рублей.
6. Перечень
основных мероприятий Программы с указанием сроков их исполнения
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Источник финансирования |
Объем расходов |
||||
Всего |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Оказание специализированной помощи больным сахарным диабетом | ||||||||
1.1. |
Приобретение оборудования и расходных средств для внедрения современных технологий диагностики и высокоэффективного лечения сахарного диабета и его сосудистых осложнений |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
областной бюджет |
4 200 |
1400,0 |
1400,0 |
- |
1400,0 |
1.2. |
Приобретение оборудования и расходных материалов в целях совершенствования деятельности по формированию территориального регистра больных сахарным диабетом |
Министерство здравоохранения Иркутской области; ГУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница |
областной бюджет |
210,0 |
70,0 |
70,0 |
- |
70,0 |
1.3. |
Приобретение оборудования для совершенствования работы школ по обучению больных сахарным диабетом в учреждениях здравоохранения, оказывающих диабетологическую помощь |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
областной бюджет |
540,0 |
180,0 |
180,0 |
- |
180,0 |
Итого по разделу I |
|
|
4 950,0 |
1 650,0 |
1 650,0 |
- |
1 650,0 |
|
2. Сохранение жизни и профилактика осложнений у больных сахарным диабетом | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Приобретение инсулинов, таблетированных и других сахароснижаюших препаратов для лиц с впервые установленным диагнозом заболевания сахарным диабетом, не имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (для лечения около 800 больных сахарным диабетом в год) |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
областной бюджет |
11 199,2 |
2 800,0 |
2 800,0 |
2 599,2 |
3 000,0 |
2.2. |
Приобретение средств самоконтроля для больных сахарным диабетом для проведения самоконтроля гликемии |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
областной бюджет |
19 500,0 |
5 500,0 |
6 000,0 |
- |
8 000,0 |
2.3. |
Приобретение средств введения инсулина и игл к ним для больных сахарным диабетом, получающих инсулинотерапию |
|
|
3 900,0 |
1 100,0 |
1 100,0 |
600,0 |
1 100,0 |
2.4. |
Приобретение оборудования и расходных материалов для определения гликированного гемоглобина и микроальбуминурии для ранней диагностики и профилактики осложнений сахарного диабета |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
областной бюджет |
6 941,4 |
2 200,0 |
2200,0 |
341,4 |
2200,0 |
Итого по разделу II |
|
|
41 540,6 |
11600,0 |
12 100,0 |
3 540,6 |
14 300,0 |
|
3. Организация санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики сахарного диабета и его осложнений, координация деятельности по подготовке медицинских кадров в области диабетологии | ||||||||
3.1. |
Издание и тиражирование статей в средствах массовой информации, листовок, буклетов, плакатов для больных сахарным диабетом; разработка и издание методических рекомендаций, методических пособий для медицинских работников, участвующих в оказании диабетологической помощи |
Министерство здравоохранения Иркутской области; ГУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница |
областной бюджет |
969,4 |
250,0 |
250,0 |
219,4 |
250,0 |
Итого по разделу III |
|
|
969,4 |
250,0 |
250,0 |
219,4 |
250,0 |
|
Всего по программе |
|
|
47460,0 |
13 500,0 |
14 000,0 |
3 760,0 |
16 200,0 |
7. Сведения о государственном заказчике и разработчиках
Государственный заказчик Программы - министерство здравоохранения области.
Основные разработчики программы: министерство здравоохранения области, ГУЗ "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница", ГУЗ "Иркутская Государственная областная детская клиническая больница", ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет".".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действие постановления Законодательного собрания Иркутской области от 20 декабря 2006 г. N 27/4-ЗС "Об областной государственной социальной программе "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы" распространено на всю территорию нового субъекта РФ - Иркутской области.
Внесены изменения в областную государственную социальную программу "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы, согласно которым программа изложена в новой редакции.
Основными целями программы являются увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, снижение инвалидизации от осложнений сахарного диабета, проведение профилактики сахарного диабета и его осложнений.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и составляет 47 460 тыс.руб.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/53-ЗС "О распространении действия постановления Законодательного собрания Иркутской области на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области и внесении изменений в областную государственную социальную программу "Сахарный диабет" на 2007 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2008 г. N 3 (том 3)