Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 января 2009 г. N А10-1103/08-Ф02-7000/2008
(извлечение)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - Управление, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия (далее - УФРС по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании осуществить регистрацию права собственности.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Системный оператор - центральное диспетчерское управление единой энергетической системы" (далее - Общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия 27 мая 2008 года суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2008 года распределены расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции при вынесении постановления руководствовался теми же нормами материального права.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней Управление просит проверить законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судом норм материального права: статей 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N122-ФЗ, подпункта 9 пункта 1 статьи 1, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации отдельных видов имущества", нарушением норм процессуального права: пункта 5 статьи 66 и пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - не установление судом всех фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора.
Общество в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, как необоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако, ответчик и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 19 января 2009 года объявлялся перерыв до 22 января 2009 года, о чем сделано публичное извещение.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения при рассмотрении дела Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Управление 9 ноября 2007 года обратилось в УФРС по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, город Улан-Удэ, проспект 50-летия Октября, 28, кадастровый номер 03:24:023201:0241.
Ответчиком 9 января 2008 года было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для регистрации права собственности. Указанный заявителем в качестве основания для государственной регистрации пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не может являться основанием для регистрации права на весь земельный участок, поскольку здание, помещение в котором принадлежит Российской Федерации, имеет нескольких собственников.
Не согласившись с отказом ответчика, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на земельном участке, представленном к государственной регистрации, имеется находящийся в федеральной собственности объект недвижимого имущества - спецпомещение (бомбоубежище) - общей площадью 516,90 кв.м (номер на поэтажном плане пом. П: 1-37; 40-44), расположенное в подвале здания, находящегося по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, проспект 50 лет Октября, дом 28 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.11.2007 серии 03-АА N385803).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 09.04.2008 серия 03-АА N414564 и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.05.2008 N01/023/2008-537 следует, что по данному адресу так же находится принадлежащая на праве собственности третьему лицу часть трехэтажного здания (нежилое помещение), общей площадью 1857,60 кв.м (номер на поэтажном плане подвал: 38, 39, 41, 1 этаж 1-46, 2 этаж 1-33, 3 этаж 1-23).
Предметом исковых требований является отказ УФРС по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности истца на указанный земельный участок.
В качестве правового обоснования своих требований истец сослался на пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что поскольку Российская Федерация не является собственником всего здания, у ответчика отсутствуют правовые основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на весь земельный участок под указанным административным зданием на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кассационная инстанция полагает выводы Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда недостаточно обоснованными.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление факта несоответствия закону или иному нормативному правовому акту отказа в регистрации права собственности и обстоятельств наличия либо отсутствия нарушения прав и законных интересов истца со стороны регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих правоотношений- гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ. Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", действовавшей на момент обращения Управления в регистрирующий орган.
Согласно пункту 1 указанной статьи к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Основания отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перечислены в пунктах 2, 3 статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительств Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Перечня к необходимым документам относятся: заявление о государственной регистрации, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок; правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Кроме вышеназванных, согласно пункту 3 Перечня в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, для государственной регистрации необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Предоставление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из толкования положений статей 16, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной собственности и по данному основанию у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования может возникнуть право собственности как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 названного Кодекса, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием являются граждане или юридические лица.
Первичное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в данном случае возникает по основанию разграничения государственной собственности и в силу закона подлежит государственной регистрации.
Применение судами первой и апелляционной инстанции только положений пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса в рассматриваемом случае ошибочно.
В связи с изложенным, кассационная инстанция полагает, что выводы суда о правомерности отказа УФРС по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности Российской Федерации недостаточно обоснованы материалами дела и нормами материального права.
Судом не исследовались обстоятельства по представлению истцом в регистрирующий орган необходимых документов (заявление о регистрации права собственности на земельный участок с приложениями, договор купли-продажи с третьим лицом от 27.12.2005 в материалах дела отсутствуют), указанные документы судом не истребовались и не исследовались.
Из материалов дела не усматривается и судами не исследованы обстоятельства, входящие в предмет доказывания о спорном участке: в чьем ведении и на каких основаниях он изначально находился в пользовании, кем, когда, кому и на каком основании был передан, каковы условия его использования были определены при приватизации объекта недвижимости, расположенном на этом земельном участке, и заключении договора купли-продажи от 27.12.2005 с третьим лицом.
В рассматриваемом случае невыяснение указанных обстоятельств могло привести к неправильному выводу суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца со стороны регистрирующего органа.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 мая 2008 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2008 года по делу N А10-1103/08 приняты по неполно исследованным обстоятельствам с неправильным применением норм материального права и процессуального права и подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
При новом рассмотрении дела суду следует установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему спору в полном объеме, истребовать необходимые доказательства, дать им всестороннюю оценку, и разрешить спор, применив законодательство, регламентирующее рассматриваемые отношения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 мая 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2008 года по делу N А10-1103/08 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2009 г. N А10-1103/08-Ф02-7000/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании