Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 августа 2009 г. N А10-4172/2008
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2010 г. по делу N А10-4172/2008
Товарищество собственников жилья "Вектор" (ТСЖ "Вектор", ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ (комитет) о признании недействительным пункта 1 решения комитета по управлению имуществом администрации г. Улан-Удэ от 16.10.2003 N574.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Термопанель" (ООО "Термопанель"), общества с ограниченной ответственностью "Комплексстрой" (ООО "Комплексстрой"), управления архитектуры и градостроительства администрации г. Улан-Удэ, управления Роснедвижимости по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2009 года решение от 27 февраля 2009 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество собственников жилья "Вектор" просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Кроме того, заявитель полагает, что судом, в нарушение норм процессуального права, к участию в деле не привлечены собственники жилых помещений.
Представители ТСЖ "Вектор" поддержали доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN61717, 61719, 61718, 61712, 61711, 61708, телеграммы NN1129, 1130, 1131), своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ТСЖ оспорило пункт 1 решения комитета по управлению имуществом администрации г. Улан-Удэ от 16.10.2003 N574, в соответствии с которым отдел земельного рынка обязан обеспечить выполнение работ по формированию и кадастровому учету земельного участка, подлежащего продаже на торгах, по адресу г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Жердева (во дворе жилых домов) N62, N62а, 47 квартал площадью 0,2111 га для размещения подземной стоянки.
В обоснование заявления ТСЖ сослалось на то, что с формированием данного земельного участка под строительство подземной стоянки отведена часть придомовой территории домов N62 и N62а, право собственности на которую в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возникло у собственников жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что ТСЖ "Вектор" не доказало нарушение комитетом земельного законодательства и положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также не представило доказательств нарушения прав товарищества.
Однако данные выводы арбитражных судов являются преждевременными.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Из смысла указанной нормы права следует, что законом предусмотрена защита не только нарушенных прав граждан и юридических лиц, но также юридических интересов.
Вывод об отсутствии нарушения прав ТСЖ суды постановили с учетом того, что в отношении спорного земельного участка товариществом не был проведен кадастровый учет. Представленные заявителем решение Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов от 27.04.1983 N97 об отводе 1,30 га по ул. Жердева и План (кадастровая карта) земельного участка Октябрьского района г. Улан-Удэ, предоставленного под строительство жилого дома на основании решения Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов размером 1,30 га с обозначенными на нем границами участка "а", "б", "в" "г" "б", площадью 1,30 га, зарегистрированный управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ N6 от 05.01.1984, суды не приняли во внимание, как не доказывающие формирование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Апелляционный суд указал, что данные доказательства свидетельствуют лишь о выделении земельного участка под строительство, самого же объекта недвижимости на момент составления этих документов не существовало.
Вместе с тем, непроведение кадастрового учета земельного участка не означает отсутствие законного права и интереса ТСЖ (объединения собственников помещений в многоквартирном доме) на земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объекты, а также права на оформление земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Данное основывается на следующем.
Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, подлежит переходу бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир.
Из приведенных норм следует, что собственники квартир в многоквартирном доме приобретают право собственности на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, границы и размер которого подлежат определению в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Таким образом, ТСЖ (объединение собственников) в силу закона вправе претендовать на определенный земельный участок и его права могут быть затронуты предоставлением земельного участка в определенных границах третьим лицам.
Так, в заявлении ТСЖ "Вектор" в арбитражный суд указывалось, что земельный участок для строительства подземной стоянки был выделен во дворе жилых домов N62 и N62а, при этом были снесены предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.
По мнению ТСЖ, это свидетельствует о том, что земельный участок был отведен для строительства на придомовой территории.
Суд указал на то, что в отношении спорного земельного участка решение о подготовке документации по планировке территории не принималось, границы земельного участка не устанавливались, однако не сделал вывод о том, вправе ли был комитет при этих обстоятельствах при формировании земельного участка, выделенного для строительства подземной стоянки, не учитывать интересы ТСЖ, которое имеет право обратиться в установленном законом порядке с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома N62 и N62а.
С учетом изложенного судебные акты по делу подлежат отмене, так как выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, был ли соблюден комитетом порядок формирования земельного участка для строительства подземной стоянки.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2009 года по делу N А10-4172/2008, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2009 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2009 г. N А10-4172/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании