Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 21 октября 2009 г. N А19-4286/09
(извлечение)
См. также Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 сентября 2010 г. по делу N А19-4286/09, Постановления от 9 декабря 2009 г. по делу N А19-9544/09, от 25 февраля 2011 г. по делу N А19-9544/09, от 22 марта 2011 г. по делу N А19-4286/09
Закрытое акционерное общество "Иркутскнефтепродукт" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения от 25.11.2008 N 15 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (налоговая инспекция) и незаконными ее действий по бесспорному взысканию единого социального налога в сумме 15 008 410 рублей 64 копейки, пеней в сумме 6 505 579 рублей 81 копейки за счет денежных средств общества на счетах банке на основании инкассовых поручений от 25 ноября 2008 года NN 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата указанных незаконно взысканных сумм налога и пеней.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2009 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в случае, если налоговые органы оценивают фактические отношения налогоплательщика с третьими лицами как иные (дается иная юридическая квалификация сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика, основанная на оценке сделок в качестве мнимых или притворных), чем те, которые были указаны налогоплательщиком, взыскание налогов возможно только в судебном порядке, поскольку вопрос обоснованности изменения такой переквалификации решает суд.
Как указано в кассационной жалобе, при расчете налоговых обязательств по единому социальному налогу налоговой инспекцией неправомерно было учтено фактическое содержание правоотношений, сложившихся между обществом и индивидуальными предпринимателями, заключившими агентские договоры, и персоналом АЗС/АЗК, а не их документальное оформление.
Общество считает, что суд первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела вышел за пределы доказывания по делу, поскольку оно оспаривало законность процедуры бесспорного взыскания налога и пеней, а не правомерность начисления единого социального налога и пеней в рассматриваемый период. При этом суд не обосновал возможность и необходимость установления указанных обстоятельств и не предложил представить дополнительные возражения и доказательства.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о невозможности рассмотрения по существу кассационной жалобы общества в данном судебном заседании.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В статье 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены обязательные основания приостановления производства по делу, перечень их является исчерпывающим. Одним из оснований обязательного приостановления производства по делу в соответствии с указанной нормой права является невозможность рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого дела следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат рассмотрения другого дела имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.
Таким образом, невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела в арбитражном суде. При наличии обязательных оснований приостановление производства по делу не зависит от усмотрения суда и гарантирует права и законные интересы лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении кассационной жалобы представителем общества сообщено, что Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом удовлетворено заявление общества по делу N А19-9544/09 о признании незаконным решения от 22.09.2008 N 14-32.11/8 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области (реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области).
Учитывая, что оспариваемое по настоящему делу решение налоговой инспекции от 25.11.2008 N 15 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках вынесено на основании решения от 22.09.2008 N 14-32.11/8 по результатам выездной налоговой проверки, рассмотрение кассационной жалобы невозможно до рассмотрения дела N А19-9544/09 . В связи с незавершением кассационного производства по делу N А19-9544/09 суд кассационной инстанции считает возможным приостановить производство по кассационной жалобе по настоящему делу до завершения рассмотрения кассационной жалобы по вышеуказанному делу.
Руководствуясь частью 1 статьи 143, статьями 145, 147, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
определил:
Производство по кассационной жалобе закрытого акционерного "Иркутскнефтепродукт" по делу N А19-4286/09 приостановить.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2009 г. N А19-4286/09
Текст Определения предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании