Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 октября 2009 г. N А19-16735/08
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2010 г. по делу N А19-16735/08
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская городская теплосбытовая компания" (далее - ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с товарищества собственников жилья "Комфорт" (далее - ТСЖ "Комфорт") 3 272 287 рублей 68 копеек задолженности за потребленную в сентябре - декабре 2007 года и в январе - сентябре 2008 года тепловую энергию.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Иркутскэнерго") и служба по тарифам Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" и служба по тарифам Иркутской области обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 1 Федерального закона N41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 4 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" истец относится к энергоснабжающим организациям.
Арбитражными судами не применены подлежащие применению статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ.
Заявители считают пункт 6.3 заключенного между сторонами спора договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N1538 от 28.09.2007 ничтожным ввиду несоответствия его требованиям действующего законодательства (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приказы Федеральной службы по тарифам России от 01.08.2006 N166-э/1 и от 11.04.2007 N67-э/4 не распространяются на спорные правоотношения, поскольку устанавливают предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, в то время как истец к производителям тепловой энергии не относится.
ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" также указывает на то, что судами оставлены без оценки представленные истцом доказательства приобретения им тепловой энергии у иных организаций, осуществляющих ее производство и последующую продажу.
В отзыве на кассационные жалобы ТСЖ "Комфорт" доводы заявителей отклонило, указав на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
ОАО "Иркутскэнерго" в отзыве доводы кассационных жалоб поддержало, решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции просило отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 26 октября 2009 года представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на них соответственно.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26 октября 2009 года до 9 часов 30 минут 29 октября 2009 года, о чем было сделано публичное извещение.
После перерыва в судебном заседании представитель ОАО "Иркутскэнерго" участия в судебном заседании не принимал.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 28 сентября 2007 года между ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Комфорт" (абонент) заключен договор N1538 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, согласно пункту 6.3 которого расчет стоимости отпущенной и использованной по настоящему договору тепловой энергии производится по тарифам, утвержденным на период их регулирования в установленном действующим законодательством порядке Федеральной тарифной службой Российской Федерации.
В период с сентября 2007 года по сентябрь 2008 года оплата абонентом полученной от энергоснабжающей организации тепловой энергии производилась в соответствии с пунктом 6.3 договора N1538 от 28.09.2007 - на основании установленных тарифов Федеральной службой по тарифам России.
Вместе с тем, истцом расчет стоимости отпущенной в спорный период абоненту тепловой энергии производился по тарифам на тепловую энергию, утвержденным для ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" постановлением Правления Региональной энергетической комиссии от 14 декабря 2006 года и постановлением Правления службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2007 года N34-П.
Ссылаясь на необходимость применения к спорным правоотношениям тарифов, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" по отношению к ТСЖ "Комфорт" энергоснабжающей организацией не является, в силу чего у истца не возникло право на предъявления данных исковых требований.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, Четвертый арбитражный апелляционный суд также указал на установление сторонами договора условия о применении в отношении оплаты тепловой энергии тарифов Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, а не органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Исходя из положений статей 307, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, между сторонами сложились отношения, возникающие из договоров энергоснабжения, являющихся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которым регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями гражданского законодательства об обязательствах и договорах.
Пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 N41-ФЗ) энергоснабжающая организация - это хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Как указано в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.
Оценив представленные в дело документы, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" является хозяйствующим субъектом. Истец по договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N1538 от 28.09.2007 осуществлял ответчику в 2007-2008 годах поставку (продажу) купленной теплоэнергии, что соответствует установленному действующим законодательством статусу энергоснабжающей организации.
Между тем, выводы арбитражного суда апелляционной инстанции относительно подлежащего применению к правоотношениям сторон тарифа на поставляемую ответчику тепловую энергию Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает недостаточно обоснованными ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия в том числе по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Регулирование перечисленных в названной статье тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 9 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).
Исходя из изложенного, вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о применении при расчетах за тепловую энергию между сторонами спора тарифов, установленных Федеральной тарифной службой Российской Федерации, поскольку указанное условие было согласованно сторонами в договоре, суд кассационной инстанции считает необоснованным.
В силу прямого указания закона полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию для истца обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
При принятия решения в соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Поскольку в нарушение вышеназванных процессуальных норм арбитражные суды первой и апелляционной инстанций не применили подлежащие применению нормы материального права, решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу N А19-16735/08 в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела суду следует установить подлежащий применению к спорным правоотношениям тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с действующим законодательством, разрешить спор с учетом подлежащих применению норм материального права.
Кроме того, суду первой инстанции также следует распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу N А19-16735/08 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2009 г. N А19-16735/08
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании