Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 января 2010 г. по делу N А33-8598/2009
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее - МИФНС N 23 по Красноярскому краю, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 15.01.2009 N 27656А о регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС" в части изменения места нахождения.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС" (далее - общество, ООО "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС").
Решением от 21 августа 2009 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Не согласившись с названным судебным актом, ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, законодательством установлено требование не только к комплектности представляемых на государственную регистрацию документов, но и к достоверности содержащейся в них информации.
Кроме того, налоговая инспекция указывает на то, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с указанием недостоверной информации о местонахождении организации влечет невозможность осуществления налогового контроля и может повлечь нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции регистрирующий орган указал на необоснованность ее доводов и просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили. ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому и МИФНС N 23 по Красноярскому краю заявили о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Определение о принятии кассационной жалобы и назначении дела к судебному разбирательству было направлено Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по известным адресам третьего лица и в адрес его учредителя, однако почтовые отправления были возвращены суду в связи с отсутствием адресата по адресу и истечением срока хранения. В соответствии с положениями части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные лица считаются надлежащим образом извещенными о месте рассмотрения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, 15.01.2009 МИФНС N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р 27656А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС", о чем 15.01.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2092468010380.
В результате изменений местонахождение общества изменилось на: 683006, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 23.
В связи с регистрацией юридического лица по указанному адресу регистрационное дело ООО "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС" в порядке пункта 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации передано в ИФНС по г. Петропавловск-Камчатский.
При проведении проверки адреса местонахождения, указанного в регистрационном деле, налоговой инспекцией установлено, что по данному адресу общество не находится.
Полагая, что фактическое отсутствие ООО "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС" по заявленному юридическому адресу свидетельствует о нарушении законодательства при осуществлении регистрационных действий, делает невозможным осуществление налогового контроля, а также влечет возможность нарушения прав неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Арбитражный суд Красноярского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда обоснованными.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Как следует из подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Как установлено судом, и данное обстоятельство не оспаривается налоговой инспекцией, полный перечень документов представлен при регистрации юридического лица, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
При этом Закон о регистрации не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) налоговых органов на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод арбитражного суда об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа ООО "ЕНИСЕЙЭНЕРГОРЕСУРС" в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание представленные в дело документы, свидетельствующие об отсутствии общества по указанному адресу, как не влияющие на законность оспариваемого решения регистрирующего органа, и обоснованно указано, что при соблюдении при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, требований статьи 17 Закона о регистрации, действующее законодательство не предусматривает возможности признания такой регистрации недействительной на том основании, что впоследствии юридическое лицо фактически не располагается по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу. При этом суд пришел к правильному выводу, что право налоговой инспекции на обращение в суд с исками о признании недействительной регистрации юридического лица не исключает возможность реализации такого права только по основаниям, предусмотренным законодательством.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанной правовой нормы, налоговой инспекцией не доказано, что оспариваемым решением о государственной регистрацией нарушаются права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая названные обстоятельства, суд правомерно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований.
У кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебного акта, принятого в результате всестороннего и полного исследования доказательств и при правильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2009 года по делу N А33-8598/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанной правовой нормы, налоговой инспекцией не доказано, что оспариваемым решением о государственной регистрацией нарушаются права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 января 2010 г. по делу N А33-8598/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании