Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы муниципального образования
Слюдянского района Иркутской области
от 13 ноября 2009 г. N 86V-РД
Программа
Социально-экономического развития
Слюдянского района Иркутской области
на период 2010 - 2014 годы
2009 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития Слюдянского района Иркутской области на период 2010 - 2014 годы |
Основание для разработки Программы |
Поручение Правительства Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N ВП-П9-26пр |
Основные разработчики Программы |
Администрация муниципального образования "Слюдянский район", Правительство Иркутской области, Министерство экономического развития Российской Федерации |
Основная цель Программы |
Создание комфортной среды для жизнедеятельности населения на основе устойчивого экономического развития территории |
Основные задачи Программы |
1. Диверсификация экономики Слюдянского района и г.Байкальска 2. Содействие занятости, повышение уровня и качества жизни населения 3. Привлечение инвестиций для развития спортивной и туристической инфраструктуры 4. Обеспечение устойчивого функционирования коммунального хозяйства г. Байкальска и района в целом 5. Снижение негативного воздействия на окружающую среду |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется с 2010 по 2014 год в два этапа: I этап 2010 - 2011 годы - подготовительный. II этап 2012 - 2014 годы - инвестиционный. |
Перечень основных мероприятий |
Система программных мероприятий представлена двумя блоками: I блок - инфраструктурные мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни населения района и повышение инвестиционной привлекательности территории. II блок - инвестиционные проекты, которые направлены на развитие конкурентных отраслей экономики (промышленное производство, сфера услуг, в т.ч. туризм) и содействие занятости населения района. |
Исполнители основных мероприятий |
Органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, реализующие инвестпроекты, организации с которыми в установленном законодательством порядке заключены муниципальные контракты на выполнение программных мероприятий. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы с 2010 года по 2014 год составляет 36,4 млрд. руб.*, в том числе: 1) по годам: 2010 год - 5,1 млрд. руб. 2011 год - 5,0 млрд. руб. 2012 год - 4,8 млрд. руб. 2013 год - 10,4 млрд. руб. 2014 год - 11,1 млрд. руб. 2) по источникам финансирования: - за счет средств федерального бюджета - 8,3 млрд. руб.* - за счет средств областного бюджета - 1,3 млрд. руб.; - за счет средств муниципального бюджета - 0,2 млрд. руб.; - внебюджетные источники - 26,6 млрд. руб., в том числе собственные средства предприятий - 14,9 млрд. руб., кредиты коммерческих банков - 11,7 млрд. руб. Средства направляются: на капитальные вложения - 36,3 млрд. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 8,3 млрд. руб.;* на прочие нужды - 0,1 млрд. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 0,05 млрд. руб.* |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) Увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг) на душу населения - в 3,7 раза; 2) Рост среднедушевых доходов населения - на 81%; 3) Создание более 6 тыс. новых рабочих места; 4) Рост доли туризма в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) с 2,5% до 46,6%; 5) Сокращение дотационности местного бюджета с 47,2% до 33,5%. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
1. Оперативное управление Программой осуществляет администрация муниципального образования "Слюдянский район". 2. Механизм реализации Программы предполагает: 1) многоканальность финансирования из всех возможных источников; 2) составление планов реализации программных мероприятий на каждый финансовый год; 3) ежеквартальный мониторинг выполнения индикаторов Программы; 4) ежегодный отчет о ходе выполнении Программы. |
Введение
Основанием для разработки Программы социально-экономического развития Слюдянского района Иркутской области на период 2010 - 2014 годы (далее - Программа) является поручение Правительства Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N ВП-П9-26пр в связи с приостановкой работы ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ОАО "БЦБК").
До 2008 г. ОАО "БЦБК" являлось градообразующим предприятием города Байкальска Слюдянского района. В 2008 г. на долю комбината приходилось 68% объема реализации продукции, производимой на территории района. Комбинат являлся крупнейшим налогоплательщиком района - 20% в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета района. На момент прекращения деятельности на ОАО "БЦБК" трудилось 2291 человек, что составляло 45% средней списочной численности работающих в городе. За период с октября 2008 года по сентябрь 2009 года с комбината было высвобождено 1664 человека.
Также ОАО "БЦБК" осуществляло обеспечение города Байкальска теплом, горячей и холодной водой, проводило очистку сточных вод.
В связи с этим остро встали вопросы обеспечения жизнедеятельности г.Байкальска, поддержания социально-экономической стабильности и снижения напряженности на рынке труда в городе Байкальске и в Слюдянском районе.
Вышеперечисленные проблемы возможно решить посредством программно-целевого подхода, при котором достижение цели - формирование необходимой инфраструктуры для комфортной жизнедеятельности населения района на основе устойчивого экономического роста за счет развития перспективных для данного муниципалитета сфер деятельности (туризм, промышленное производство), осуществимо через реализацию и решение системы программных задач: стимулирование инвестиционной деятельности, закрепление населения в районе путем создания новых рабочих мест, снятие инфраструктурных ограничений посредством реализации проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
1. Характеристика проблемы
и обоснование ее решения программно-целевым методом
1.1. Анализ социально-экономического положения Слюдянского района
Муниципальное образование "Слюдянский район" расположено на юге Иркутской области. Район граничит на севере с Усольским, Шелеховским и Иркутским районами, на юге, юго-западе и юго-востоке - с Республикой Бурятия. На востоке граница района проходит по акватории озера Байкал.
Площадь территории района составляет 6,3 тыс. кв. км, или 0,8% территории Иркутской области.
На территории Слюдянского района образованы 8 муниципальных образований и межселенная территория оз. Байкал в соответствии с законом Иркутской области "О статусе и границах муниципальных образований Слюдянского района Иркутской области" от 2 декабря 2004 г. N 72-ОЗ. В состав района входят два города районного подчинения - город Слюдянка (районный центр) и город Байкапьск.
Расстояние от г.Слюдянки до областного центра, г.Иркутска, по автомобильной дороге составляет 110 км, по железной дороге - 126 км. Через территорию района проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, федеральная автомобильная трасса Москва - Владивосток, Кругобайкальская железная дорога, а также автомобильная дорога, ведущая в Монголию через пограничный пункт п. Монды.
Численность населения, проживающего на территории района, по состоянию на 1 января 2009 г. - 42 669 человек, что составляет 1,7% численности населения области. Население района размещено неравномерно. В основном заселена приозерная часть района вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и Кругобайкальской железной дороги. Соотношение численности городского и сельского населения - 90% и 10%. Плотность населения 6,8 человека на 1 км, что в 2,1 раза выше регионального показателя.
Демографическая ситуация в районе характеризуется снижением численности постоянного населения, в основном по причине миграционного оттока, который увеличился в связи с остановкой деятельности ОАО "БЦБК" (большая часть выезжающих за пределы района, как правило, квалифицированные специалисты в трудоспособном возрасте), и естественной убыли населения. В структуре численности постоянного населения около 20% составляют лица старше трудоспособного возраста.
Трудовые ресурсы района составляют 25,7 тысячи человек, из них 15,3 тысячи человек занято в экономике. Доля района в среднесписочной численности работников Иркутской область составляет около 2%. Закрытие комбината повлекло увеличение численности безработных. По состоянию на 1 августа 2009 г. уровень безработицы по району составил 8,42%, по области - 2,82%.
Средний размер пенсии по состоянию на 01.01.2009 г. составил 4 098,5 рубля, прожиточный минимум в среднем на душу населения - 4 561 рубль. Среднедушевые доходы жителей района в 2008 году увеличились до 10 545 рублей, однако это ниже среднеобластного уровня (по области -12,9 рубля). Покупательная способность среднедушевых доходов составляет 2,3 прожиточного минимума, по области - 2,9 прожиточного минимума. Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня - около 30%.
В структуре расходов населения более 4% приходится на оплату жилищно-коммунальных услуг. В силу специфики района (29 котельных, из которых 19 работают на угле, и 5 электрокотельных) себестоимость коммунальных услуг и тарифы на ЖКУ в Слюдянском районе достаточно высоки, так как оборудование физически и морально устарело, инженерные коммуникации изношены в среднем на 40%. Основная проблема - зависимость жизнеобеспечивающих объектов г.Байкальска (ТЭЦ, очистные сооружения) от ОАО "БЦБК". Компанией ОАО "Иркутскэнерго" ведутся работы по подготовке ТЭЦ ОАО "БЦБК" к отопительному сезону 2009 - 2010 г.г. и подготовительные работы по строительству электрокотельной в г.Байкальске.
Жилищный фонд Слюдянского района на 01.01.2009 г. составил 835,1 тыс. кв. м. Износ свыше 65% имеет 37% жилого фонда. Жилищное строительство практически не ведется.
Хозяйственное освоение территории Слюдянского района обусловлено природно-климатическими условиями, ресурсно-сырьевым обеспечением и крайней неравномерностью заселения. Доля муниципалитета в объемах промышленного производства Иркутской области - 1,4%.
Выгодное транспортно-географическое положение района, в центре которого находится Слюдянский железнодорожный узел, обусловливает экономическую перспективность района.
До 2009 г. район специализировался на производстве целлюлозы (ОАО "БЦБК"), добыче и переработке мрамора. Основные промышленные предприятия:
ООО "Карьер Перевал";
ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат";
"Ангасольский щебеночный завод" (филиал ОАО "Первая нерудная компания").
В 2008 году доля промышленного производства в экономике района составляла 84%. В 2009 году из-за остановки ОАО "БЦБК" доля промышленности сократилась до 63%. Доля транспорта и торговли значительно возросла. Однако развитие потребительского рынка района не соответствует современным требованиям. Строительный комплекс практически не развит.
Структура экономики Слюдянского района, в %
2006 год
I пол. 2009 года
Предприятия малого и среднего бизнеса в районе работают в сфере торговли (42,5%), обрабатывающих производствах (12,8% - это производства по розливу воды и переработке рыбы), предоставляют услуги гостиниц и ресторанов (16,2%). Доля малых предприятий в экономике района составляет 23% (по области -17%).
Развитие малого и среднего предпринимательства на территории района осуществляется неравномерно: наибольшее количество предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточено в городах Байкальске и Слюдянке.
Объем инвестиций в экономику района в 2008 году составил 777 млн. руб., это в расчете на 1 жителя в 2,5 раза меньше, чем по области. 100% инвестиций направлено на создание основных фондов: строительство объектов инфраструктуры и реализацию проектов в сфере туризма и обрабатывающей
промышленности.
Доходы консолидированного бюджета Слюдянского района (667 млн. рублей - 2008 г.) формируются на 24% за счет налоговых платежей и на 64,8% за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета. Расходы бюджета социально ориентированы. Доля программно-целевого финансирования составляет 8,2%.
Система образования района представлена 8 средними школами, 9 детскими садами, 17 прочими образовательными учреждениями. Основная проблема - недостаточная обеспеченность детей местами в детских садах и школах (количество детей на 100 мест по району - 110,1, по области - 109; в районе во 2-ю смену учатся 32% школьников, в области - 21,9%.).
Система здравоохранения района включает 3 муниципальных учреждения и негосударственное учреждение - узловую больницу ст. Слюдянка. Отмечается недостаточная обеспеченность жителей врачами (по району на 10 тыс. чел. - 19, по области - 49), средним медицинским персоналом (по району на 10 тыс. чел. - 58, по области - 109) и койками (по району на 10 тыс. чел. - 62,8, по области - 119). Уровень заболеваемости населения в районе ниже, чем в области (общая заболеваемость на 1 тыс. чел. - 1144,5, по области - 1594,8). Кроме того, на территории района расположено два учреждения санаторно-курортного типа: ООО санаторий "Жемчужина Сибири" и ООО "Байкальский горнолыжный курорт "Гора Соболиная". Медицинский профиль лечения данных учреждений - болезни органов дыхания, нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
На территории муниципального образования функционирует 45 спортивных сооружений, из них: 25 спортивных площадок и полей, 15 спортзалов, 2 плавательных бассейна, 2 лыжные базы. Обеспеченность населения района спортивными объектами ниже областных показателей, за исключением показателя обеспеченности бассейнами.
1.2 Основные направления
социально-экономического развития Слюдянского района
Слюдянский район имеет богатую природно-сырьевую базу, которая характеризуется концентрированным расположением объектов минерального сырья: месторождений и проявлений, охватывающих широкое разнообразие видов и промышленно-генетических типов полезных ископаемых, главными из которых являются неметаллы.
Нерудные полезные ископаемые Слюдянского района концентрируются в двух горнорудных узлах - Слюдянском и Быстринском. За пределами узлов известны и подготовлены к освоению в основном месторождения естественных строительных материалов и Безымянское месторождение кристаллического графита с балансовыми запасами руды 18 676 тыс.т.
В настоящее время основную хозяйственную ценность для экономики района и области в целом представляет одна из наиболее крупных в мире лазуритовая провинция, включающая Малобыстринское, Чернушка и Тултуйское месторождения (балансовые запасы составляют: лазурита-сырца - 23 843 т, лазурита сортового - 2 054 т). Также к первоочередным объектам освоения в ближайшие годы отнесены: Лазурское месторождение сиенитов (облицовочное сырье), Быстринское месторождение маломагнезиальных мраморов, Бурутуйское месторождение кварц-диопсидовых руд.
В районе расположена Слюдянская волластонитоносная провинция площадью более 700 км2, запасы которой можно будет использовать в промышленном производстве после уточнения объемов данного месторождения.
Потенциальные гидроэнергетические ресурсы крупных и средних рек (Иркут, Снежная, Утулик) оцениваются в пределах района в 2,83 млрд кВт.ч среднегодовой выработки электроэнергии, технически возможны к использованию гидроэнергоресурсы в 1,52 млрд. кВт.ч.
К категории магистральных водных путей принадлежит озеро Байкал, имеющее гарантированные глубины 5 м (с учетом подходов к пристаням и портам) и неосвещаемую судоходную обстановку. Из-за сложного ветроволнового режима (высота волн до 4-6 м) на Байкале допускается эксплуатация флота только класса "М" (морские суда).
Особо следует отметить уникальный природный потенциал района.
Лесными землями занято 58,7% территории района, 31,8% - водными объектами, в том числе 31,4% - озеро Байкал. 10,8% земель района, преимущественно лесных, входят в состав Прибайкальского национального парка. Озеро Байкал - уникальное явление на планете, которое включено в список объектов всемирного природного наследия Юнеско.
Необычайно богатый растительный и животный мир озера Байкал представлен 2565 видами и разновидностями животных и 1085 видами растительных организмов, из которых 2/3 являются эндемиками. На Байкале наблюдаются редкие для озерных водоемов явления, такие как стоячие волны, или сейши, приливы и отливы, миражи, трехслойные облака, постоянные течения.
В озере Байкал сосредоточены гигантские стационарные запасы воды объемом 23 тыс. км3. Однако этот объем нельзя использовать без нанесения ущерба великому озеру. Пригодные для использования ежегодно возобновимые ресурсы Байкальских вод (сток Ангары в истоке) составляют 60,5 км3/год.
Благодаря озеру Байкал Слюдянский район обладает значительным рыбохозяйственным потенциалом. Промысловые запасы рыбы составляют 5,5 тыс. ц в год, в том числе рыбы ценных видов - 3,28 тыс. ц в год.
Слюдянский район характеризуется как промышленный и транспортный район Иркутской области. Из-за дефицита удобных земель его сельскохозяйственное значение невелико. Основные направления использования земельного фонда района: под площадками и земельными отходами горнодобывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, для нужд транспорта, а также лесохозяйственной, природоохранной и рекреационной деятельности.
Основные лесопользователи в районе - Слюдянский лесхоз, занимающий 424,4 тыс. га, и Прибайкальский национальный парк - 68,3 тыс. га. Общий запас древесины составляет 60,8 млн.м3, хвойных - 91,5 млн.м3. Основная порода - кедр. Эксплуатационный запас - 433 тыс.м3, хвойных - 97,8%. На долю лесов I группы (защитные леса) приходится 99,3% территории, II группы - 0,7%. Большие площади кедра выделены в орехопромысловую зону. Она занимает 32% территории лесного фонда.
Площадь охотугодий составляет 434,3 тыс. га, в том числе охотзаказник "Иркутный", имеющий статус областного значения по охране дикого кабана, занимает 16 тыс. га. Территория района перспективна для ведения любительской и спортивной охоты.
Основные направления развития лесного комплекса района - охрана и восстановление лесов, использование их в рекреационных целях для организации отдыха и туризма, широкое использование для орехопромысловых целей, выработки кедрового масла и др. продукции, широкое использование побочной продукции леса, рациональное использование расчетной лесосеки.
Так как значительная часть земель района находится под защитными лесами (I категории) и, согласно ФЗ от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", перевод этих земель в другие категорий запрещен, размещение новых производств и новых объектов, в том числе рекреационных, практически неосуществимо. Что в свою очередь вызывает необходимость законодательного урегулирования вопросов выделения земель лесного фонда и перевода их в другие категории в рамках Федерального Закона "Об охране озера Байкал" в целях дальнейшего социально-экономического развития района при условии максимального сохранения природно-экологического баланса охраняемых лесов района.
По объему рекреационного потенциала муниципальное образование занимает второе место в Иркутской области после Ольхонского района. В связи с этим в перспективе Слюдянский район рассматривается как одна из наиболее перспективных для инвестирования территорий и имеет ряд предпосылок для того, чтобы стать высокоразвитым туристско-рекреационным центром Сибири и Дальнего Востока.
Высокую рекреационную привлекательность района создают озеро Байкал и его горное обрамление с множеством кристально чистых рек и малых озер. Озеро Байкал в настоящее время выделяется среди других озер мира малой рекреационной освоенностью побережья и в этом отношении имеет большую рекреационную ценность для категорий туристов, интересующихся малоосвоенными территориями.
Особую привлекательность для туризма также представляют природные парки Южного Байкала ("Пик Черского", "Утулик - Бабха", "Теплые озера") с их уникальным ландшафтом, памятниками истории, эндемичной флорой, озерами и водопадами.
К перспективным направлениям развития туристических услуг и зонам освоения относятся: горнолыжный комплекс в районе п. Мангутай; строительство баз и причалов вдоль Кругобайкальской железной дороги, включая порт Байкал; экстремальный туризм и рыбалка в районе; продолжение обустройства троп Хамар-Дабана; обустройство пляжей южного побережья о. Байкал (п. Култук, г.Слюдянка); яхт-клуб и база обслуживания, проката, строительства и ремонта яхт, средних катеров в п. Култук; создание специальных троп для пешего и велосипедного туризма.
Благоприятные микроклиматические условия территории: экологически чистый горный воздух, хвойные леса, пресная вода озера Байкал, ключевая вода, могут стать основной для развития санаторно-курортного лечения (аэротерапии).
Уже в настоящее время в муниципальном образовании действуют 15 гостиниц, 21 база отдыха, 1 спортивный комплекс. В 2008 году территорию посетило около 200 тыс. туристов, в том числе 80 тыс. туристов побывало на горнолыжном курорте "Гора Соболиная". Весомую долю от общего потока туристов составляют гости конференций и фестивалей. Потребность местного населения в лечебно-оздоровительном отдыхе составляет только 16% от природного рекреационного потенциала района, который оценивается в 1 008,2 тыс. человеко-дней в год. В целом, функционирующие на данный момент турбазы, базы отдыха, а также неорганизованный и индивидуальный туризм в сумме осваивают не более 30% рекреационного потенциала района.
Таким образом, анализ социально-экономического развития Слюдянского района показал, что выгодное транспортно-географическое положение района, достаточно богатый природно-ресурсный потенциал задействованы не в полном объеме. В условиях экономического и финансового кризиса, а также наличия жестких экологических ограничений (Федеральный Закон "Об охране озера Байкал" и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории") производственный потенциал территории сокращается, инженерная и социальная инфраструктуры не соответствуют современным требованиям.
1.3. Основные проблемы
социально-экономического развития Слюдянского района
1. Высокая зависимость экономики района от работы градообразующего предприятия г.Байкальска ОАО "БЦБК" и остановка его деятельности.
Строительство комбината осуществлялось в 60-х годах XX века и было обусловлено острой потребностью отечественной промышленности в высококачественной сверхпрочной кордной целлюлозе, применяемой, в частности, в оборонной промышленности.
Основным видом выпускаемой товарной продукции ОАО "БЦБК" является сульфатная хвойная целлюлоза различных марок. Мощность предприятия составляет около 200 тыс. тонн товарной целлюлозы в год. Производство ОАО "БЦБК" ориентировано на мировой рынок целлюлозы, более 95% продукции экспортировалось в Китай. В 2008 г. на его долю приходилось 68% объемов реализации всей продукции, производимой на территории района, 45% - в средней списочной численности работающих в г.Байкальске. В 2008 году на предприятии реализован проект перевода комбината на замкнутую систему водооборота. Однако ОАО "БЦБК" не в полном объеме был подготовлено к работе в условиях системы замкнутого водооборота и выпуска нового вида продукции, что не позволило получать конкурентоспособный уровень производства небеленой целлюлозы. Усугубил ситуацию мировой финансовый кризис, повлекший затоваривание рынка целлюлозы и отказ потребителей от продукции.
В результате с 3 октября 2008 г. работа ОАО "БЦБК" приостановлена. Выручка от реализации товаров, работ, услуг за I полугодие 2009 года составила 56,8 млн. руб., убытки с начала года - 616,7 млн. руб. В настоящее время планируется временный запуск предприятия сроком на 10 месяцев.
2. Значительный рост уровня безработицы, в том числе в г.Байкальске, и нарастание социальной напряженности.
3. Наличие жестких экологических ограничений, высокой доли земель под защитными лесами и как следствие низкая инвестиционная привлекательность района являются сдерживающими факторами привлечения инвестиций в экономику района.
4. Снижение численности постоянного населения и высокая миграционная убыль.
5. Недостаточное развитие инфраструктуры гостинично-туристского комплекса района.
6. Отсутствие объектов автономного обеспечения жизнедеятельности населения г.Байкальска.
7. Высокая степень износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса района.
8. Слабая материально-техническая база учреждений образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта.
9. Дефицит квалифицированных кадров, особенно в социальной сфере.
10. Наличие значительных накопленных объемов отходов производства на картах накопителях шлам-лигнина и золоотвалах на территории г.Байкальска.
11. Отсутствие полигонов для складирования (утилизации) твердых промышленных, бытовых и хозяйственных отходов.
В Слюдянском районе основными загрязнителями окружающей среды являются котельные на твердом топливе (24 теплоисточника), карьер "Перевал" и ОАО "БЦБК" (количество отходов составляет более 260 тыс. тонн в год). Постоянное нарушение ОАО "БЦБК" предельно допустимых нормативов антропогенного воздействия на уникальную экосистему оз. Байкал привело к образованию значительного накопленного экологического ущерба. Необходимо проведение мероприятий по ликвидации и утилизации накопленных отходов комбината (купола загрязненных подземных вод на промплощадке и шламоотвалов).
Кроме того, фактический ежегодный объем твердых бытовых отходов района составляет более 60 тыс. куб. м в год. Однако размещение и утилизация твердых бытовых отходов в районе запрещены (район расположен в центральной экологической зоне).
Решение вышеназванных проблем требует комплексного подхода и совместных действий органов власти всех уровней, бизнеса и общественности. Осуществить это возможно только в рамках программно-целевого метода, который позволяет увязать мероприятиям и ресурсы с решением задач и достижением поставленной цели.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Главной целью разработки Программы социально-экономического муниципального образования Слюдянский район на 2010 - 2014 годы является создание комфортных условий для жизнедеятельности населения на основе устойчивого экономического развития района.
Исходя из поставленной цели, важнейшими задачами развития района должны стать:
1. диверсификация экономики Слюдянского района и г.Байкальска;
2. привлечение инвестиций в развитие спортивной и туристической инфраструктуры;
3. содействие занятости, повышение уровня и качества жизни населения;
4. обеспечение устойчивого функционирования коммунального хозяйства г.Байкальска и района в целом;
5. снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Решение поставленных задач планируется с 2010 года по 2014 год в 2 этапа.
I этап (2010 - 2011 годы) - подготовительный этап.
В этот период предполагается формирование необходимой инфраструктуры для развития новых производств и создание условий для стабильного жизнеобеспечения населения района. В данный период планируется временный запуск ОАО "БЦБК". Также для снятия социальной напряженности и обеспечения занятости жителей района будет вестись строительство объектов социальной и инженерной инфраструктур.
По заявленным проектам будет разработана и согласована необходимая проектная документация.
II этап (2012 - 2014 годы) - инвестиционный этап.
Этот период характеризуется активной стадией реализации большинства запланированных инвестиционных проектов в сфере развития туризма, торговли и создания инновационных производств. На этом этапе будет создано наибольшее количество рабочих мест в строительстве, туризме и в других отраслях промышленного производства и сферы услуг.
3. Система программных мероприятий, направленных
на социально-экономическое развитие в среднесрочной перспективе
Система программных мероприятий направлена на развитие инфраструктуры и реализацию инвестиционных проектов в наиболее конкурентных отраслях экономики (промышленное производство, туризм).
Мероприятия программы состоят из двух блоков:
I блок - инфраструктурные мероприятия, который включает 33 инфраструктурных мероприятия. Общий объем финансирования - 20 410,7 млн. руб.1, в т.ч. бюджетные средства - 7382,6 млн. руб. (из них средства федерального бюджета - 7031,9 млн. руб.1), внебюджетные источники - 13 028,1 млн. руб. Количество рабочих мест всего - 8626, в т.ч. новых мест - 1326 ед., временных мест - 7300 ед.
Реализация мероприятий этого блока будет способствовать решению следующих задач:
1. Повышению уровня и качества жизни населения за счет:
- Строительства двух автомобильных путепроводов через железную дорогу, что позволит обеспечить безопасность на железнодорожных переездах, увеличить пропускную способность трасс, устранить пробки на дорогах. На период строительства будет создано примерно 23 новых рабочих места. Общий объем финансирования - 600,0 млн. руб.1 за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", подпрограммы "Автомобильные дороги".
- Расширения сети розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытовых услуг. Выполнение данных мероприятий позволит создать 115 новых рабочих мест. Общий объем финансирования - 9,5 млн. руб. за счет средств частных инвесторов.
- Восстановления и повышения сейсмоустойчивости здания центральной районной больницы г.Слюдянки. Укреплению кадров будет способствовать выделение средств из муниципального бюджета на подготовку интернов и обеспечение молодых специалистов жильем. Выполнение данных мероприятий позволит создать 10 новых рабочих мест. Общий объем финансирования - 75,1 млн. руб.1 за счет бюджетных средств (из них средства федерального бюджета - 39,8 млн. руб.1).
- Строительства и реконструкции пяти образовательных учреждений района. Выполнение данных мероприятий позволит создать 122 новых рабочих места. Общий объем финансирования - 592,8 млн. руб.1 за счет бюджетных средств (из них средства федерального бюджета - 296,2 млн. руб.1).
2. Содействие занятости населения предполагает комплекс различных мероприятий.
В сфере социальной поддержки безработных планируется организация общественных работ и содействие самозанятости безработных граждан; организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также несовершеннолетних граждан и безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
С целью укомплектования новых рабочих мест на вновь создаваемых производствах будет оказываться содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.
Также планируется проведение профессионального обучения безработных граждан для дальнейшего трудоустройства. Повышение профессионального уровня будет осуществляться на базе действующих в области учебных заведений, учебных подразделений предприятий, отбор которых будет проводиться на конкурсной основе. Для этого в регионе имеется сеть профессиональных образовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатов, курсов повышения квалификации, негосударственных образовательных организаций и т.п.), которая включает 95 учреждений, осуществляющих обучение более чем по 300 профессиям (специальностям).
Выполнение данных мероприятий позволит создать 7385 рабочих мест, из них 7300 это временные рабочие места. Общий объем финансирования - 50,5 млн. руб.' за счет средств федерального бюджета. Наибольший объем средств будет направлен на профессиональное обучение безработных граждан (75%), а также на временное трудоустройство и организацию общественных работ (19%).
Кроме того, в рамках реализации инфраструктурных мероприятий и инвестиционных проектов будет осуществляться профессиональная подготовка специалистов.
В сфере малого бизнеса планируется развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит увеличить долю занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике района с 22,7% (2008 г.) до 35% (2014 г.). Общий объем финансирования - 0,6 млн. руб. за счет средств местного бюджета.
Создание Федерального центра спортивной подготовки по зимним видам спорта в г.Байкальске (планируется строительство спортивных объектов: ледовый дворец с искусственным льдом, лыжно-биатлонный комплекс, комплекс трамплинов, горнолыжный комплекс) будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности экономики региона и решению ряда социальных задач. Выполнение данных мероприятий позволит создать 777 новых рабочих мест. Общий объем финансирования - 14 665 млн. руб.1, в т.ч. средства федерального бюджета - 3800 млн. руб.1, внебюджетные источники - 10 865 млн. руб.
4. В целях обеспечения устойчивого функционирования коммунального хозяйства г.Байкальска и района в целом предполагается строительство электрокотельной г.Байкальска, внедрение тепловых насосов в схеме централизованного теплоснабжения г.Байкальска (на очистных сооружениях и на площадке ТЭЦ); строительство котельной "Рудная" г.Слюдянка; переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Выполнение мероприятий позволит обеспечить устойчивое тепло- и электроснабжение жителей г.Байкальска и г.Слюдянки, где сосредоточено около 80% населения района. А также будут созданы условия для развития новых производств на данных территориях. По предварительным оценкам проведение строительных работ позволит создать около 40 новых рабочих мест на период строительства в районе. Общий объем финансирования - 395,5 млн. руб.1, в т.ч. 248,3 млн. руб. - бюджетные средства (из них средства федерального бюджета - 238 млн. руб.1), внебюджетные источники - 147,2 млн. руб.
5. В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду предполагается строительство полигонов твердых бытовых отходов и проектирование мусоросортировочной станции; ликвидация несанкционированных свалок на побережье оз. Байкал, проведение природоохранных рейдов; проведение мероприятий по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности ОАО "БЦБК".
От реализации данных мероприятий зависит экологическое благополучие района и здоровье его жителей. Кроме того, создание полигонов для утилизации твердых бытовых отходов и ликвидации несанкционированных свалок позволит ускорить развитие туристической деятельности в районе и повысить привлекательность мест отдыха. Выполнение данных мероприятий позволит создать более 30 новых рабочих мест. Общий объем финансирования - 4021,7 млн. руб.1, в т.ч. бюджетные средства - 2015,3 млн. руб. (из них средства федерального бюджета - 2006,6 млн. руб.1, (внебюджетные источники - 2006,4 млн. руб.).
Информация по инфраструктурным мероприятиям представлена в Приложении 1.
II блок - инвестиционные проекты.
В целях решения задач диверсификации экономики Слюдянского района и г.Байкальска на территории района планируется реализовать 9 инвестпроектов в сфере промышленного производства. Общий объем инвестиций - 7829,5 млн. руб., количество новых рабочих мест - 2305 ед.
В рамках реализации инвестпроектов предполагается строительство четырех заводов по розливу питьевой бутилированной воды с общим объемом инвестиций 4932 млн. руб. Планируемое количество новых рабочих мест - 982 ед.
Предполагается строительство цеха по переработке рыбы с общим объемом инвестиций 2 млн. руб. Количество новых рабочих мест - 17 ед.
Планируется организация промышленного производства лекарственных препаратов из древесины лиственницы и производство препарата "Кедровое молочко" с общим объемом инвестиций 574,3 млн. руб. Предполагаемое количество новых рабочих мест - 405 ед.
За границами Центральной экологической зоны предполагается разработка и освоение Быстринского месторождения низкомагнезиального мрамора с общим объемом инвестиций 1963 млн. руб. В результате будет создано 169 новых рабочих мест.
При реализации этих мероприятий и проектов платежи в бюджеты всех уровней составят более 3 млрд. руб.
В целях решения задачи привлечения инвестиций в развитие туристической инфраструктуры предполагается реализация 15 инвестпроектов с общим объемом инвестиций 8156,1 млрд. руб. Количество новых рабочих мест - 2528 ед.
В настоящее время проводится работа по включению в территорию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала" в Иркутской области участка "Гора Соболиная", расположенного на территории муниципального образования "Слюдянский район" Иркутской области. Планируемый общий объем инвестиций - 5466,2 млн. руб.2 Реализация данного проекта позволит создать 1400 новых рабочих мест.
Создание особой экономической зоны на территории Слюдянского района позволит увеличить объем туристического потока в долгосрочной перспективе до 500 тыс. чел./год. Совокупный объем налоговых поступлений во все уровни бюджета за период функционирования ОЭЗ составит более 12,2 млрд. руб.
В целях развития сферы туристических услуг Слюдянского района планируется строительство трех гостиниц, гостиничного комплекса коттеджного типа, подвесной пассажирской канатной дороги "Байкальск-5", центра активного отдыха и туризма, туристического объекта - ледяной бани "Лед и пламя", рекреационного центра, создание Центра туризма в г.Байкальске, музейно-туристического комплекса "Казачий острог", культурно-исторического комплекса "Култукский острог", экопарка на базе рекреационной зоны байкальского горнолыжного комплекса "Гора Соболиная", санаторно-оздоровительного комплекса в г.Байкальске (ОАО "АК Транснефть").
Информация по инвестиционным проектам представлена в Приложении 2.
4. Объемы и источники финансирования программы
Финансирование программных мероприятий предполагается из нескольких источников. Общее распределение ресурсов представлено в Приложении 3.
На реализацию мероприятий Программы потребуются финансовые средства в размере более 36 млрд. руб.', в том числе средства федерального бюджета - 8,3 млрд. руб.1 (22,8%), областного бюджета - 1,3 млрд. руб. (3,6%), муниципального бюджета - 0,2 млрд. руб. (0,5%), собственные средства предприятий -14,9 млрд. руб. (40,9%), кредиты коммерческих банков - 11,7 млрд. руб. (32,1%).
Данные средства будут направлены:
- на капитальные вложения - 36,3 млрд. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 8,3 млрд. руб.1;
- на прочие нужды - 0,1 млрд. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 0,05 млрд. руб.1
Основной объем финансовых средств будет направлен на диверсификацию экономики - 30,7 млрд. руб. (84,2%), более 5 млрд. руб. (13,8%) - на создание комфортных условий жизнедеятельности и 0,7 млрд. руб. (2%) - на развитие социальной инфраструктуры.
Почти все средства федерального бюджета (8,2 млрд. руб.1) предполагается направить на строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов.
На I этапе реализации программы (2010 - 2011 г.г.) финансовые ресурсы будут сконцентрированы на подготовке и строительстве новых объектов туристической инфраструктуры. Для создания комфортных условий для проживания населения района будет модернизировано коммунальное хозяйство района, реализованы проекты в сфере охраны окружающей среды. Также запланировано строительство объектов образования, здравоохранения и культуры.
На втором этапе программы (2012 - 2014 г.г.) инвестиции будут направлены на реализацию большинства туристических проектов, завершиться модернизация транспортной и социальной инфраструктуры. На данный период приходится и финансирование завершения выполнения работ по ликвидации накопленных отходов производства ОАО "БЦБК".
5. Механизм реализации программы
5.1. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является взаимоувязка планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей мероприятий Программы и ресурсов для их реализации.
В связи с этим координатор Программы на региональном уровне - Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области осуществляет следующие функции:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- на основе ежегодного отчета администрации муниципального образования "Слюдянский район" о ходе реализации Программы представляет до 1 октября текущего года в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о ходе выполнения программных мероприятий и достижения индикаторов;
- ежеквартально ведет мониторинг итогов социально-экономического развития муниципального образования "Слюдянский район", сравнивает их с плановыми индикаторами Программы и предлагает меры по их достижению.
В целях обеспечения оперативного мониторинга реализации программных мероприятий, выработки оперативных решений, организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Слюдянского района, субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне будет создана рабочая группа по реализации Программы социально-экономического развития Слюдянского района Иркутской области на период 2010 - 2014 годы под руководством заместителя Председателя Правительства Иркутской области. В состав данной группы будут включены руководители исполнительных органов государственной власти Иркутской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, депутаты, представители бизнеса, банковских учреждений, органов местного самоуправления.
Координатор Программы на муниципальном уровне - администрация муниципального образования "Слюдянский район", выполняет следующие функции:
- разрабатывает план реализации программных мероприятий на очередной финансовый год;
- осуществляет контроль за рациональным и эффективным использованием средств, направленных на реализацию мероприятий Программы, за счет средств муниципального бюджета и привлеченных источников;
- ежегодно, не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, подготавливает отчет о ходе реализации Программы, предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет размеры затрат на выполнение мероприятий Программы, направляет его на рассмотрение в Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области и в Думу муниципального образования "Слюдянский район";
- ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет в Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области мониторинг итогов социально-экономического развития муниципального образования "Слюдянский район", сравнивает их с плановыми индикаторами Программы и вырабатывает предложения по их достижению.
Проект Программы выносится на публичные слушания.
Ежегодно отчет о выполнении Программы подлежит официальному опубликованию.
5.2. Механизм совершенствования законодательства
и порядок финансирования мероприятий
Также механизм реализации программы предполагает совершенствование законодательства в области формирования благоприятной среды хозяйствования и стимулирования бизнеса в приоритетных направлениях социально-экономического развития Слюдянского района.
Так, для реализации инвестиционного блока мероприятий необходимо:
1. обращение с законодательной инициативой о внесении изменений в ст.11 ФЗ "Об охране озера Байкал" в части возможности перевода земель лесного фонда (защитных лесов) в другие категории;
2. обращение с законодательной инициативой о продлении срока ввода в действие ст.45 ч. 6, ст.9 ч. 4, п.3 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.14 Федерального Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 г.;
3. внесение изменений в Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года N 75-оз "О налоге на имущество организации", предусматривающих расширение перечня приоритетных видов экономической деятельности, по которым установлены налоговые льготы, путем включения видов деятельности, разрешенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
4. внесение изменений в Закон Иркутской области от 4 июля 2007 года N 52-оз "О пониженной ставке налога на прибыль организации в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет" в части установления льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих свою деятельность в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Бюджетное финансирование мероприятий инфраструктурного блока будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Реализация инфраструктурных мероприятий предполагает использование программно-целевого метода путем своевременного оформления бюджетных заявок для финансирования мероприятий по муниципальным, областным и федеральным целевым программам.
На осуществление проектов, предусмотренных Программой, будут привлекаться кредитные ресурсы, в том числе Сбербанка России, Банка ВТБ, Газпромбанка.
Также планируется использование форм государственно- и муниципально-частного партнерства, в том числе механизм особых экономических зон.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит создать комфортную среду для жизнедеятельности населения на основе устойчивого экономического развития территории.
За период реализации Программы намечается достижение следующих основных показателей:
создание новых рабочих мест - 6159 ед.
увеличение выручки от реализации продукции (работ и услуг) - в 3,7 раза.
снижение уровня безработицы - на 5,5 пп.
В результате реализации Программы увеличение выручки от реализации продукции (работ и услуг) составит 15 219,9 млн. рублей.
Также предполагается достигнуть снижения уровня дотационности местного бюджета к 2014 году до 33,5% (2009 год - 47,2%).
Реализация программных мероприятий позволит увеличить доходы населения на 81% и переломить тенденцию снижения численности жителей района, которая, по прогнозам, к 2014 г. останется на уровне 2009 г. - 42,7 тыс. человек.
Оценкой диверсификации экономики является изменение структуры экономики к 2014 году за счет создания и размещения новых перерабатывающих производств и развития туризма. Так, доля перерабатывающих производств в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) района возрастет с 9,7% до 20,4%, доля туризма - с 2,5% до 46,6%.
В соответствии с планом мероприятий диверсификация экономики также достигается за счет развития малого и среднего бизнеса, что выражается в увеличении среднесписочной численности занятых в малом бизнесе к 2014 году до 35% (в 2009 г. занято в малом бизнесе 22,7%).
К 2014 г. прогнозируется и рост душевых бюджетных доходов в расчете на 1 жителя района, который составит 34,1% (18,1 тыс. рублей) по отношению к 2009 году (13,5 тыс. рублей). В случае невыполнения мероприятий программы прогнозируется снижение доходов местного бюджета.
Основные индикаторы социально-экономического развития Слюдянского района представлены в Приложении 4.
7. Приложения
Приложение 1. Инфраструктурные мероприятия.
Приложение 2. Инвестиционные проекты.
Приложение 3.1. Объемы и источники финансирования программы.
Приложение 3.2. Перечень распорядителей средств федерального бюджета.
Приложение 4. Плановые значения индикаторов, характеризующих социально-экономическое развитие Слюдянского района.
* При условии финансирования из федерального бюджета.
1 При условии финансирования из федерального бюджета.
2 При условии внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 72 "О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" и заключения дополнительного соглашения к соглашению о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Иркутской области от 2 марта 2007 г. N 2773-ГГ/Ф7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.