Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 19 января 2010 г. по делу N А69-282/2009
(извлечение)
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва к открытому акционерному обществу "Тываэнергосбыт" (ОАО "Тываэнергосбыт"), с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 3.2.2; абзаца 2 пункта 3.2.3; пункта 4.1.1 в части слов "оказанные гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора"; пункта 4.1.27; абзаца 2 пункта 4.1.13 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007.
Иск предъявлен в интересах муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад N 36 "Найырал" комбинированного вида города Кызыла (МДОУ N36).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 1 июня 2009 года заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва к ОАО "Тываэнергосбыт" о признании договора недействительным удовлетворено в части.
Суд признал положения абзаца 2 пункта 4.1.13, пункт 4.1.27 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007 недействительными (ничтожными).
В отношении требований о признании недействительным пункта 3.2.2, абзаца 2 пункта 3.2.3, пункта 4.1.1 в части слов "оказанные гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора", отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2009 года решение в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 3.2., абзаца 2 пункта 3.2.3 спорного договора отменено. Указанные пункты признаны недействительными. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда, ОАО "Тываэнергосбыт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель полагает, что к учреждениям социального обеспечения, для которых законодательством установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима потребления электроэнергии, дошкольное учреждение, являющееся стороной спорного договора энергоснабжения, не относится.
Заявитель так же указывает, что поскольку учреждением не был определен уровень аварийной и технологической брони, не представлен акт аварийной брони при заключении договора, а так же доказательства, подтверждающие наличие отдельных питающих линий, в договор правомерно включено условие об общем порядке введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 14082, N14077, N14080, N14081, N14078), однако ОАО "Тываэнергосбыт" и МДОУ N36 своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Между ОАО "Тываэнергосбыт" (поставщик) и МДОУ N36 (заказчик) заключен договор энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора поставщик имеет право вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии через одни сутки после уведомления заказчика направленным ему письмом, в виде телефонограммы или по факсу:
- за самовольное присоединение токоприемников к сети Сетевой организации путем полного ограничения режима потребления электрической энергии на такие объекты;
за увеличение присоединенной мощности сверх величины, указанной в п. 1.3 настоящего контракта или подключение субабонентов без разрешения Сетевой организации путем полного ограничения режима потребления электрической энергии в соответствующих точках поставки;
за неудовлетворительное состояние электроустановок заказчика, угрожающее аварией и создающее угрозу жизни обслуживающего персонала и населения (при получении соответствующего предписания уполномоченных органов), или снижение показателей качества электроэнергии по вине Государственного заказчика, нарушающее нормальное функционирование электроустановок Сетевой организации путем полного ограничения режима потребления электрической энергии на такие объекты;
- за отказ заказчика самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии (мощности) отключением собственных энергетических устройств согласно п. 4.1.29 настоящего контракта, пользование энергией (потребление электрической мощности) без согласованной величины электропотребления путем полного ограничения режима потребления электрической энергии по всем точкам поставки, указанным в пункте 1.3 настоящего договора.
Согласно пункту 3.2.3 договора поставщик имеет право вводить без предупреждения полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности):
- в случаях и порядке, предусмотренных статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- при невыполнении заказчиком графиков аварийного ограничения режимов потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, при отказе в работе аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики, находящейся в электроустановках заказчика или переводе указанной в графиках нагрузки на другие питающие линии.
Приостановление или прекращение продажи электроэнергии может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Продажа электроэнергии в объеме и режиме установленном в контракте, возобновляется в течение 24 часов с момента устранения причин, указанных в пунктах 3.2.1 - 3.2.3 настоящего контракта и явившихся причиной введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), но не ранее момента поступления денежных средств в кассу Гарантирующего поставщика или получения им подтверждения факта принятия банком такого платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика.
Пунктом 4.1.1 договора предусмотрена обязанность заказчика производить расчеты за поставленную (оплачивать потребленную) электрическую энергию, а также оказанные гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроки и размере, предусмотренной разделом 7 настоящего контракта
В соответствии с пунктом 4.1.13 договора заказчик обязуется при наличии письменного разрешения поставщика или сетевой организации использовать электрическую энергию и осуществлять контроль за использованием электроэнергии субабонентами на отопление и горячее водоснабжение строго вне часов максимума нагрузки энергосистемы. В случае нарушения пунктов 4.1.12 и пунктов 4.1.13 установленного (выявленного) персоналом поставщика или сетевой организации, уплачивать поставщику штраф в размере 3-х кратной стоимости потребленной электроэнергии за 3 предыдущих расчетных периода, в пределах отопительного сезона. Аналогичный штраф уплачивается заказчиком при подключении субабонентов без разрешения в размере 3-х кратной стоимости объема потребляемой электроэнергии рассчитанного исходя из использования присоединенной мощности 24 часа в сутки и определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии, но не более, чем за 3 года.
Согласно пункту 4.1.27 договора заказчик обязуется оплачивать затраты поставщика, не включенные в ставку тарифа электроэнергии (мощности), а именно, затраты, связанные с: заключением (расторжением) контракта; введением режима ограничения (возобновлением) электроснабжения; урегулированием вопросов, связанных с ненадлежащим исполнением Государственным заказчиком своих обязанностей; осуществлением персоналом Гарантирующего поставщика, по инициативе Государственного заказчика, проверок и обследований.
Полагая, что пункт 3.2.2, абзац 2 пункта 3.2.3, пункт 4.1.1 в части слов "оказанные Гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора", пункт 4.1.27, абзац 2 пункта 4.1.13 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007 не соответствуют требованиям действующего законодательства, первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группу компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения (пункт 29 Типового положения).
В соответствии с пунктом 12 Типового положения дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ социальной структурой для детей является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В соответствии с уставом от 01.11.2006, утвержденным Постановлением Мэра г.Кызыла N2381, МДОУ N 36 осуществляет воспитание как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями.
Согласно пункту 2.5 Устава в учреждении функционирует 8 общеобразовательных групп, в том числе одна группа для детей с фонетико-фонетическим нарушением речи, одна группа для детей с туберкулезной инфекцией.
Из материалов дела следует, что сформирована группа по воспитанию санаторных детей, которые на протяжении всего года постоянно и круглосуточно находятся в учреждении.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, принимая во внимание режим работы указанного дошкольного учреждения и круглосуточное нахождение в нем детей, суд апелляционной инстанции обосновано пришел к выводу о том, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад N 36 "Найырал" комбинированного вида города Кызыла относится к учреждениям социального обеспечения.
В силу пункта 168 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (Правила N530) в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 названных Правил.
Пунктом 1 в указанный перечень, предусмотренный приложением N 6, включены учреждения социального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что заказчик по спорному договору энергоснабжения как учреждение социального обеспечения относится к потребителям, для которых законодательством установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обосновано признал недействительными пункты 3.2.2, абзац 2 пункта 3.2.3 договора, предусматривающие основания для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, а также прекращения продажи электроэнергии, как противоречащие закону и правовым актам в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя об обязанности учреждения определить уровень аварийной и технологической брони, представить акт аварийной брони при заключении договора, и доказательства, подтверждающие наличие отдельных питающих линий не состоятелен.
Редакция пунктов 188, 189 Правил N530, действовавшая на момент рассмотрения спора, не возлагала на потребителя обязанности по определению величины технологической и аварийной брони.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2009 года по делу N А69-282/2009 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2009 года по делу N А69-282/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 168 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (Правила N530) в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 названных Правил.
Пунктом 1 в указанный перечень, предусмотренный приложением N 6, включены учреждения социального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что заказчик по спорному договору энергоснабжения как учреждение социального обеспечения относится к потребителям, для которых законодательством установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обосновано признал недействительными пункты 3.2.2, абзац 2 пункта 3.2.3 договора, предусматривающие основания для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, а также прекращения продажи электроэнергии, как противоречащие закону и правовым актам в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Редакция пунктов 188, 189 Правил N530, действовавшая на момент рассмотрения спора, не возлагала на потребителя обязанности по определению величины технологической и аварийной брони."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2010 г. по делу N А69-282/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании