Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 15 февраля 2010 г. по делу N А19-16023/09
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Иркутский масложиркомбинат" (далее -ОАО "Иркутский масложиркомбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2009 N АТВ-133/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2009 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2009 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что административным органом не доказано наличие в его действиях состава вменяемого правонарушения, указывая при этом на отсутствие доказательств, подтверждающих осуществление обществом деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Кроме того, общество полагает, что Управлением Росприроднадзора допущена неправильная квалификация вменяемого правонарушения, в связи с чем арбитражному суду следовало признать незаконным оспариваемое решение в соответствии с требованиями части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, Управление Росприроднадзора своего представителя в суд кассационной инстанции не направило.
Представитель ОАО "Иркутский масложиркомбинат" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлен перерыв с 11 февраля до 11 часов 10 минут 15 февраля 2010 года, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 29.06.2009 по 17.07.2009 должностными лицами Управления Росприроднадзора проведена плановая комплексная проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 17.07.2009 N АТВ-133.
В ходе проверки административным органом выявлено несоблюдение обществом экологических требований при обращении с отходами производства и потребления: отсутствуют лимиты на размещение отходов за 1 и 2 кварталы 2009 года; осуществлялось безлицензионное обращение с отходами с 01.01.2009 по 29.06.2009; отходы (с 1 по 4 класс опасности) образуются, размещаются и вывозятся на полигон твердых бытовых отходов без утвержденных лимитов.
По данному факту 20.07.2009 Управлением Росприроднадзора в отношении ОАО "Иркутский масложиркомбинат" составлен протокол N АТВ-133 об административном правонарушении.
Постановлением о назначении административного наказания от 21.07.2009 N АТВ-133/1 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия законных оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП Российской Федерации за правонарушение, выразившееся в обращении с отходами без утвержденных лимитов, соблюдения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.
Вместе с тем, суд указал, что вменяемое обществу безлицензионное обращение с отходами квалифицируется по специальной норме - статье 14.1 КоАП Российской Федерации, в этой связи признал привлечение общества к административной ответственности по данному эпизоду на основании оспариваемого постановления неправомерным.
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав законным привлечение общества к административной ответственности, учитывая наличие в его действиях объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, и вины общества в его совершении.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1).
Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (статья 11). Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 18).
В силу пункта 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Проанализировав положения вышеуказанных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что при обращении с отходами производства и потребления должны соблюдаться экологические и санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, должны быть разработаны и утверждены проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств: акта проверки от 17.07.2009 N АТВ-133, протокола об административном правонарушении от 20.07.2009 N АТВ-133, договоров от 01.01.2009, от 17.02.2009, от 19.03.2009 N35, N36, исследованных и подвергнутых оценке в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами сделан обоснованный вывод об осуществлении ОАО "Иркутский масложиркомбинат" деятельности по производству растительных масел, маргарина, майонеза, молочной продукции, в результате которой образуются производственные отходы, в том числе 1-4 класса опасности, а также о нарушении обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих осуществление обществом деятельности по обращению с отходами производства и потребления, несостоятельны и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Установив факт несоблюдения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также непринятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП Российской Федерации.
При таких условиях судами первой и апелляционной инстанций правомерно отказано в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 21.07.2009 N АТВ-133/1.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильной квалификации административным органом вменяемого правонарушения исследованы судами двух инстанций, при этом признано неправомерным привлечение общества к административной ответственности по эпизоду безлицензионного обращения с отходами в связи с неверной квалификацией указанных действий общества по статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
Вместе с тем, указанная неправильная квалификация правонарушения по одному из эпизодов вменяемого деяния не является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления административного органа, поскольку судами установлено наличие законных оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
Выводы судов по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для их переоценки.
Нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2009 года по делу N А19-16023/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив факт несоблюдения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также непринятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП Российской Федерации.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильной квалификации административным органом вменяемого правонарушения исследованы судами двух инстанций, при этом признано неправомерным привлечение общества к административной ответственности по эпизоду безлицензионного обращения с отходами в связи с неверной квалификацией указанных действий общества по статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
Вместе с тем, указанная неправильная квалификация правонарушения по одному из эпизодов вменяемого деяния не является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления административного органа, поскольку судами установлено наличие законных оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2010 г. по делу N А19-16023/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании