Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 24 февраля 2010 г. по делу N А10-2492/2009
(извлечение)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Бурятской таможне о признании недействительным размещения Бурятской таможней заказа по определению исполнителя в целях заключения с ним государственного контракта на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Бурятской таможни, обязании Бурятской таможни устранить допущенные нарушения закона путем отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.12.2008 N 35-08.
Определением суда первой инстанции производство по делу в части обязания ответчика устранить допущенные нарушения закона путем отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.12.2008 N 35-08 прекращено в связи с отказом управления от иска в данной части.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "РН-Карт-Бурятия" (далее - ООО "РН-Карт-Бурятия").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а именно: статей 11, 25, 43, 44, 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Судами не дана оценка приложению N 1 к извещению о запросе котировок, которое содержит отдельную графу о наличии АЗС, письму общества с ограниченной ответственностью "Адис-II".
Заявитель считает, что несоответствие котировочной заявки ООО "РН-Карт-Бурятия" требованиям извещения о запросе котировок подтверждается тем обстоятельством, что по данному основанию были привлечены к административной ответственности три сотрудника ответчика. Кроме того данный факт установлен в результате рассмотрения жалоб Советским районным судом г. Улан-Удэ и Верховным судом Республики Бурятия.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РН-Карт-Бурятия" доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность, принятые по делу судебные акты просило оставить без изменения.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители управления и ООО "РН-Карт-Бурятия" подтвердили позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно, представитель Бурятской таможни против доводов заявителя возражал.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 2 декабря 2008 года Бурятской таможней на официальном сайте опубликовано извещение N 35-08 о проведении запроса котировок на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Бурятской таможни.
В связи с подачей на день окончания срока подачи заявок лишь одной котировочной заявки от ООО "РН-Карт-Бурятия" ответчиком на сайте размещено извещение о продлении срока подачи котировочных заявок до 22.12.2008 16 часов 30 минут и направлены приглашения к участию в запросе котировок ООО "Байкальская топливная компания", ЗАО "Байкальская региональная компания", ООО "Адис-II".
По результатам рассмотрения и оценки котировочной заявки единственного участника запроса ООО "РН-Карт-Бурятия" признано победителем.
Ссылаясь на нарушения ответчиком при размещении запроса и рассмотрении котировочных заявок законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд, управление обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия доводов истца данным извещения о проведения запроса котировок и котировочной заявки победителя.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд исходил из аналогичных оснований.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа выводы судов первой и апелляционной инстанций считает законными и обоснованными в связи со следующим.
В обоснование иска управление указало на нарушение ответчиком при размещении заказа требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться, в том числе без проведения торгов путем запроса котировок.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Требования, предъявляемые к запросу котировок и к котировочной заявке изложены в статьях 43, 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы (части 1, 2 статьи 45 Федерального закона N 94-ФЗ).
Из извещения о проведении запроса котировок от 02.12.2008 N 35-08, размещенного Бурятской таможней на официальном сайте, усматривалось следующее: "Заказчик: Бурятская таможня имеет намерение осуществить способом запроса котировок поставку горюче-смазочных материалов для нужд Бурятской таможни. Источник финансирования: федеральный бюджет Российской Федерации. Краткая характеристика выполняемой поставки: поставка должна осуществляться во всех районах г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерске, Тункинском районе п. Кырен. Приобретение горюче-смазочных материалов должно осуществляться по безналичному расчету (путем обслуживания по пластиковым карточкам). Поставляемая продукция должна соответствовать ГОСТам в соответствии со Спецификацией (приложение N 1). Место поставки: г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерск, п. Кырен Тункинский район. Сроки поставки: с 01.01.2009 по 31.03.2009. Срок и условия оплаты услуг: безналичным перечислением - предоплата 30 % от общей суммы контракта на основании счета, окончательная оплата производится в течение 7 банковских дней следующих за отчетным на основании счета-фактуры и товарной накладной ежемесячно".
Изучив представленное в материалы дела извещение о проведении запроса котировок судами установлено, что оно соответствует требованиям законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд.
Как следует из части 6 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Извещение о продлении запроса котировок до 16 часов 30 минут 22.12.2008 размещено на официальном сайте Бурятской таможни 16 декабря 2008 года.
Имеющиеся в материалах дела предложения о принятии участия в запросах котировок и письма ООО "Адис-II", ООО "Байкальская топливная компания", ЗАО "Байкальская региональная компания" обоснованно приняты судами в качестве доказательств извещения потенциальных участников о продлении запроса котировок.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об исполнении ответчиком обязанностей, предусмотренных частью 6 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 47 указанного Федерального закона котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Оценив котировочную заявку ООО "РН-Карт-Бурятия" в соответствии с порядком, указанным в извещении о проведении запроса котировок, комиссия признала ее соответствующей извещению и действующему законодательству.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не доказал, что оспариваемый запрос котировок проведен с нарушением требований, установленных законом.
Арбитражный суд Республики Бурятия и Четвертый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащей оценке доказательств фактически направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка заявителя на судебные акты Советского районного суда г. Улан-Удэ и Верховного суда Республики Бурятия в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года по делу N А10-2492/2009 основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года по делу N А10-2492/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из части 6 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
...
Имеющиеся в материалах дела предложения о принятии участия в запросах котировок и письма ООО "Адис-II", ООО "Байкальская топливная компания", ЗАО "Байкальская региональная компания" обоснованно приняты судами в качестве доказательств извещения потенциальных участников о продлении запроса котировок.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об исполнении ответчиком обязанностей, предусмотренных частью 6 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 47 указанного Федерального закона котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2010 г. по делу N А10-2492/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании