Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 марта 2010 г. по делу N А58-3149/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество акционерная горногеологическая компания "Заполярная" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об отмене решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Янскому району Республики Саха (Якутия) (далее - инспекция) от 23.01.2009 NN 1, 2, 3 о зачете, подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС), и обязании инспекции возвратить НДС в размере 129 968 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при проведении зачета нет необходимости направлять требование об уплате налога и сбора и производить бесспорное взыскание задолженности в порядке статей 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением инспекции от 23.01.2009 N 2 по заявлению общества возмещен НДС в размере 129 968 рублей. Общество 28.01.2009 обратилось в инспекцию с заявлением о перечислении данной суммы НДС на расчетный счет общества. Однако, инспекцией 23.01.2009 были вынесены решения NN 1, 2, 3 о зачете указанной суммы НДС в счет соответственно недоимки по уплате единого социального налога в Федеральный бюджет (ЕСН) - (4 007 рублей), задолженности по пеням по ЕСН в Федеральный бюджет (84 507 рублей 36 копеек), задолженности по пеням в отношении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (41 453 рубля 64 копейки). В этой связи инспекцией в ответ на заявление общества о возврате НДС 28.01.2009 было направлено письмо о том, что инспекцией самостоятельно произведен зачет указанной суммы налога. При этом в отношении недоимки по ЕСН, подлежащего зачислению в Федеральный бюджет в размере 4 007 рублей, инспекцией направлялось в адрес общества требование об уплате недоимки от 03.12.2008 N 1442, полученное обществом 16.12.2008 (л.д.49).
Не согласившись с вынесенными инспекцией решениями о зачете указанной суммы НДС, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными и обязании инспекции возвратить 129 968 рублей НДС.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что инспекция не вправе производить зачет без соблюдения установленного порядка об уведомлении налогоплательщика о возникшей недоимке и проведения мер бесспорного взыскания задолженности.
В соответствии с подпунктами 5, 12, 15 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право:
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пунктов 1, 5, 6, 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Согласно нормам пунктов 1 и 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
При этом согласно положениям статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.
Таким образом, для проведения зачета необходимым условием является выполнение требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для случаев взыскания недоимки.
Учитывая, что уплата возникшей недоимки самостоятельно налогоплательщиком связывается с направлением требования об уплате налога и сбора, для проведения зачета инспекция должна уведомить налогоплательщика установленной формы требованием о возникшей недоимке. Принимая во внимание, что такие действия со стороны инспекции не последовали в отношении зачетов по суммам 84 507 рублей 36 копеек (пени по ЕСН в Федеральный бюджет) и 41 453 рубля 64 копейки (пени, исчисленные по недоимке налога на прибыль), суд первой инстанции правильно указал, что решения о зачете этих сумм, то есть решения от 23.01.2009 NN2, 3 являются незаконными.
Вместе с тем, исходя из указанных положений, для проведения зачета нет необходимости первоначально выполнять действия, направленные на бесспорное взыскание задолженности в порядке статей 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что судом первой инстанции ошибочно решение о зачете от 23.01.2009 N 1 суммы 4 007 рублей признано недействительным, так как в данном случае инспекцией было заблаговременно направлено требование об уплате налога.
С учетом изложенного в данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и размера взысканной с инспекции госпошлины, с общества в пользу инспекции подлежат взысканию 180 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2009 года по делу N А58-3149/2009 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Янскому району Республики Саха (Якутия) от 23.01.2009 N1 и обязания инспекции возвратить из бюджета 4 007 рублей НДС.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с открытого акционерного общества акционерной горногеологической компании "Заполярная" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Янскому району Республики Саха (Якутия) 180 рублей судебных расходов, произведенных в суде первой инстанции.
Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
По мнению налогового органа, при проведении зачета нет необходимости направлять требование об уплате налога и сбора и производить бесспорное взыскание задолженности в порядке ст. 46-47 НК РФ.
По мнению суда, указанная позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.
Суд установил, что налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате (перечислении на расчетный счет) суммы возмещенного НДС. Однако налоговый орган принял решение о зачете указанной суммы в счет недоимки по уплате ЕСН, пеней по ЕСН и налогу на прибыль.
Суд сослался на Определение КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, согласно которому зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.
Поэтому суд пришел к выводу, что для проведения зачета необходимым условием является выполнение требований, установленных НК РФ для случаев взыскания недоимки.
Поскольку уплата возникшей недоимки самостоятельно налогоплательщиком связывается с направлением требования об уплате налога и сбора, для проведения зачета инспекция должна уведомить налогоплательщика установленной формы требованием о возникшей недоимке.
Принимая во внимание, что такие действия со стороны налогового органа не последовали, суд указал, что решения о зачете этих сумм являются незаконными.
Вместе с тем, исходя из указанных положений, для проведения зачета нет необходимости первоначально выполнять действия, направленные на бесспорное взыскание задолженности в порядке ст. 46-47 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу N А58-3149/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании