Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 15 апреля 2010 г. по делу N А78-5141/2009
(извлечение)
Заместитель прокурора Забайкальского края (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Государственной лесной службе Забайкальского края (далее - Гослесслужба края) и гражданке, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющей статус индивидуального предпринимателя, Сумароковой Татьяне Викторовне (далее - ИП Сумарокова Т.В.) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным договора аренды от 29.12.2008 N08-133 как не соответствующего требованиям статей 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 25 января 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокуратур Забайкальского края обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что предоставленный ИП Сумароковой Т.В. лесной участок находится в полосе отвода федеральной автомобильной дороги и может быть использован для строительства объектов дорожного сервиса являются незаконными и противоречат нормам Лесного кодекса Российской Федерации (статьям 25, 45, 74), статьям 1, 90 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления лесных участков в пользование не регулируется нормами законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в связи с чем ссылки судов на Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" являются неправомерными.
По мнению заявителя кассационной жалобы ИП Сумарокова Т.В. не имеет на каком-либо вещном праве автомобильную дорогу, следовательно, не может осуществлять ее эксплуатацию, реконструкцию, возводить мотели. Гослесслужба края в силу положений статьи 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" не наделена полномочиями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Изменение вида размешенного использования лесного участка при заключении договора аренды от 29.12.2008 N 08-133 является основанием для признания сделки ничтожной в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ИП Сумарокова Т.В. и государственная лесная служба Забайкальского края в отзывах на кассационную жалобу доводы заявителя отклонили, указав на их необоснованность и законность обжалуемых актов.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 13 апреля 2010 года представители ответчиков подтвердили возражения, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13 апреля 2010 года до 10 часов 00 минут 15 апреля 2010 года, о чем было сделано публичное извещение.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представитель прокуратуры Иркутской области и представитель ИП Сумароковой Т.В.
Представитель прокуратуры Иркутской области подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 17.08.2006 по результатам конкурса между Федеральным государственным учреждением "Ингодинский лесхоз" (арендодатель) и ИП Сумароковой Т.В. заключен договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей в квартале N 39 в составе выдела 12 на общей площади 1,0 га на основе многоцелевого, непрерывного, неистощительного и доходного пользования лесом с сохранением экологических функций сроком на 49 лет.
По акту приема-передачи от 17.08.2006 ИП Сумарокова Т.В. приняла указанный участок лесного фонда.
В связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации N 200-ФЗ от 04.12.2006 ИП Сумарокова Т.В. обратилась в Гослесслужбу края с заявлением о переоформлении договора аренды от 17.08.2006 для культурно-оздоровительных целей в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Приказом Гослесслужбы края N 468 от 09.12.2008 предписано переоформить договор аренды участка лесного фонда для культурно-развлекательных, спортивных и туристических целей от 17.08.2006 с ИП Сумароковой Т.В. на договор аренды лесного участка для использования лесов в целях эксплуатации автомобильных дорог (размещения объектов дорожного сервиса).
Во исполнение указанного приказа 29.12.2008 между Гослесслужбой края и ИП Сумароковой Т.В. подписан договор N 08-133, согласно которому, указанный договор является новой редакцией договора аренды лесного участка от 17.08.2006.
Пунктом 1.2 договора аренды от 29.12.2008 указан вид использования лесного участка - эксплуатация автодорог (размещение объектов дорожного сервиса).
Поскольку при заключении договора аренды лесного фонда от 29.12.2008 изменен вид разрешенного использования, прокуратура Забайкальского края обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
При этом истец указал на то, что ИП Сумароковой Т.В. ранее предоставлен участок лесного фонда для культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей. При приведении договора аренды от 17.08.2006 в соответствии с нормами нового Лесного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования не может быть изменен. Изменение вида разрешенного использования влечет необходимость в проведении конкурса в соответствии с требованиями статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, Гослесслужба края пояснила, что вид разрешенного использования участка лесного фонда при приведении договора аренды от 17.08.2006 в соответствие с нормами лесного законодательство изменен с учетом фактического использования лесного участка ИП Сумароковой Т.В. - для размещения объектов дорожного сервиса.
Отказывая в удовлетворении исковых требований со ссылкой на статьи 9, 25, 41, 45, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 1, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 7, 8, 10 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N258, статью 1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что изменение вида разрешенного использования участка лесного фонда не является основанием для признания договора аренды от 29.12.2008 ничтожной сделкой.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что ИП Сумароковой Т.В., осуществляющей строительство и эксплуатацию объектов дорожного сервиса, правомерно изменен вид разрешенного использования участка лесного фонда. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на изменение вида разрешенного использования при перезаключении договора аренды участка лесного фонда.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
Договор аренды участка лесного фонда от 17.08.2006 заключен в период действия Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении таких договоров подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
Во исполнение приведенных требований Закона ИП Сумарокова Т.В. обратилась в Гослесслужбы края с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 17.08.2006, заключенного по результатам конкурса.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Решение должно содержать сведения о заявителе, местоположении и площади лесного участка, виде использования лесов, сроке договора аренды лесного участка, сроке действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Пунктом 10 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Лесопользование допускается с предоставлением лесных участков при условии предварительного определения их границ в соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных статьями 30, 33, 35, 37, 48, частью 8 статьи 29, статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса названа рекреационная деятельность.
Статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Таким образом, использование лесного участка ИП Сумароковой Т.В. в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенного договора должно осуществляться на основании договора аренды лесных участков с указанием объема использования лесов на арендуемом лесном участке в отношении заявленного вида лесопользования - для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи. Так, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 Кодекса.
Согласно статье 45 Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Кодекса для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
Статьей 21 Кодекса установлено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для целей, указанных в этой статье, в частности для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Как указывает заявитель, спорный земельный участок предоставлен ему для строительства автозаправочных станций.
Согласно Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Исходя из изложенного, выводы судов о возможности заключения договора аренды лесного участка с видом использования - эксплуатация автодорог (размещение объектов дорожного сервиса) без проведения аукциона противоречит законодательству, поскольку указанный вид деятельности не является деятельностью, предусмотренной статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и предоставление земельного участка лесного фонда без проведения аукциона неправомерно.
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что в данном случае аукцион не проводился.
В силу требований статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Договор аренды от 29.12.2008 N 08-133 как не соответствующий требованиям статей 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, является ничтожной сделкой.
Судом кассационной инстанции не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что фактически участок лесного фонда использовался ИП Сумароковой Т.В. под строительство и эксплуатацию объектов дорожного сервиса, поскольку изменение вида разрешенного использования возможно лишь в установленном законом порядке - путем проведения аукциона.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применены нормы материального права, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2009 года по делу N А78-5141/2009, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 года по тому же делу подлежат отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2009 года по делу N А78-5141/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 года по тому же делу отменить.
Иск удовлетворить. Признать недействительным договор лесного участка N 08-133 от 29 декабря 2008 года, заключенный между государственной лесной службой Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем Сумароковой Татьяной Викторовной.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Исходя из изложенного, выводы судов о возможности заключения договора аренды лесного участка с видом использования - эксплуатация автодорог (размещение объектов дорожного сервиса) без проведения аукциона противоречит законодательству, поскольку указанный вид деятельности не является деятельностью, предусмотренной статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и предоставление земельного участка лесного фонда без проведения аукциона неправомерно.
...
В силу требований статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Договор аренды от 29.12.2008 N 08-133 как не соответствующий требованиям статей 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, является ничтожной сделкой."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2010 г. по делу N А78-5141/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании