Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 мая 2010 г. по делу N А78-7562/2009
(извлечение)
Первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края" (далее - учреждение) о признании недействительным пункта 2 предписания N 1713 от 02.09.2009.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что учреждение не является органом государственного финансового контроля, а может лишь осуществлять ведомственный контроль за использованием средств ОМС согласно заключенным договорам.
В отзывах на кассационную жалобу ГУ "ТФОМС Забайкальского края", МУЗ "Городская поликлиника N 7" считают доводы кассационной жалобы несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа прокурор подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
МУЗ "Городская поликлиника N 7" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 5 мая 2010 года до 10 часов 11 мая 2010 года, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва представители лиц, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждение в ходе проверки МУЗ "Городская поликлиника N 7" установило использование указанным лицом средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 322 617 рублей.
По результатам проверки учреждением вынесено предписание N 1713 от 02.09.2009, пунктом 2 которого МУЗ "Городская поликлиника N 7" предписано в срок до 21.09.2009 восстановить путем перечисления на счет ОМС средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 322 617 рублей.
МУЗ "Городская поликлиника N 7" исполнила указанное предписание, что подтверждается платежным поручением N 891 от 15.09.2009 на сумму 319 790 рублей и квитанцией N 60 на сумму 2 827 рублей.
Первый заместитель прокурора Забайкальского края, считая пункт 2 предписания противоречащим действующему законодательству, обратился в арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу, что учреждение вправе требовать от медицинского учреждения, допустившего нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, восстановить указанные средства путем их перечисления на счет ОМС.
Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что указанными нормами права установлены полномочия учреждения на осуществление контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования и вынесения соответствующего предписания.
Согласно пункту 4 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N 105, страховые медицинские организации используют средства, полученные от территориального фонда согласно договору о финансировании обязательного медицинского страхования, в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными приказом Фонда от 17.03.1999 N 20.
Использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные условиями договора о финансировании обязательного медицинского страхования, формирование резервов с нарушением условий указанного договора являются нерациональными (нецелевыми) расходами для страховой медицинской организации.
Поскольку вышеуказанными уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования учреждению предоставлено право на осуществление контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования и вынесения соответствующего предписания, следовательно, как правомерно указал арбитражный суд, в соответствии с пунктами 1, 4, 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" учреждение является органом, осуществляющим контроль за поступлением и расходованием средств федеральных внебюджетных фондов, в связи с чем, в данном случае ему предоставлено право, как органу государственного финансового контроля, выносит предписания по возмещению средств, израсходованные не по целевому назначению.
Возникшие между учреждением и МУЗ "Городская поликлиника N 7" отношения вытекают не из договора медицинского страхования, урегулированного статьей 4 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а связаны с рациональным использованием выделенных на обязательное медицинское страхование денежных средств.
В соответствии с пунктом 9 раздела 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Инструкцией о порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, Указаниями по обеспечению рационального (целевого) использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.199 N 105, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет деятельность по восстановлению нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2009 года по делу N А78-7562/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2009 года по делу N А78-7562/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2010 г. по делу N А78-7562/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании