Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 18 мая 2010 г. по делу N А19-14855/09
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Ангастоун" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - инспекция) от 31.03.2009 N 02-10/104дсп, утвержденного решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 18.06.2009 N 26-16/17073.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано незаконным в части привлечения общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 500 рублей, начисления пеней в связи с несвоевременной уплатой налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 5 442 рубля, предложения уплатить 41 рубль 19 копеек НДС. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2010 года решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, в данной части принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, инспекцией соблюден порядок привлечения общества к налоговой ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля общество извещено надлежащим образом. Таким образом, инспекцией обеспечено право налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки и на участие в их рассмотрении. Инспекцией предпринимались меры по вручению справки о дополнительных мероприятиях налогового контроля до рассмотрения материалов проверки. Факт получения инспекцией заявления общества об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки материалами дела не подтвержден.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества на предмет правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.05.2008. По итогам проверки инспекцией составлен акт от 28.10.2008 N 02-228/529, на основании которого вынесено решение от 31.03.2009 N 02-10/104дсп о привлечении общества к налоговой ответственности. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 18.06.2009 N 26-16/17073 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции и решением вышестоящего налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции исходил из того, что инспекцией не было обеспечено право общества на ознакомление с материалами проверки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и представление объяснений.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Исходя из положений пунктов 6 и 7 указанной статьи, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно нормам пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов проверки 03.03.2009 инспекцией были приняты решения N 02-10/66 дсп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и N 02-10/67 дсп о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. В соответствии с протоколом рассмотрения материалов проверки от 03.03.2009 N 166 "б"/1 рассмотрение материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля назначено на 31.03.2009 на 11.00, о чем директор общества Саларцорцян Л.В. был ознакомлен под роспись. При этом, как установлено судом, обществом в адрес инспекции 26.03.2009 было направлено заявление об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с болезнью директора общества Саларцорцян Л.В. и необходимости его личного участия в рассмотрении материалов проверки с приложением копии листка нетрудоспособности. Указанное заявление получено водителем Плаксиным 27.03.2009 по доверенности от 14.01.2009. Данное заявление общества инспекцией не рассматривалось. В указанный срок, то есть 31.03.2009 инспекцией были рассмотрены материалы проверки без участия представителей общества.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации, права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Таким образом, право налогоплательщика всегда должно обеспечиваться возможность его реализации.
В данном случае налогоплательщиком было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения материалов проверки. Заявление такого ходатайства непосредственно связано с правом налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки. Следовательно, одной из гарантий соблюдения данного права налогоплательщика является обязанность налогового органа рассмотреть указанное ходатайство и принять законное и обоснованное решение. Налоговым органом ходатайство налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов проверки было оставлено без рассмотрения. Руководитель общества являлся на момент принятия решения налоговым органом единственным работником предприятия, других представителей у общества не было. С учетом изложенного судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о нарушении инспекцией существенных условий порядка рассмотрения материалов налоговой проверки.
Довод инспекции о том, что указанное ходатайство налогоплательщика налоговым органом не было получено, рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в связи с тем, что факт получения инспекцией указанного ходатайства подтверждается письмами Иркутского почтамта от 07.05.2009 и от 29.07.2009, почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо. Ссылка инспекции на то, что опись вложения в ценное письмо не содержит номера почтового отправления, судом кассационной инстанции отклоняется, так как в данной описи указано на отправление заявления об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (т.1, л.д. 74).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2010 года по делу N А19-14855/09 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пунктов 6 и 7 указанной статьи, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
...
Согласно нормам пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
...
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации, права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2010 г. по делу N А19-14855/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании