Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 1 июня 2010 г. по делу N А33-12834/2009
(извлечение)
Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Артель старателей Ангара-Север" (далее - ООО "Артель старателей Ангара-Север") о взыскании 7 230 753 рублей 45 копеек, в том числе 3 254 810 рублей 70 копеек долга по арендной плате и 3 975 942 рубля 75 копеек пени.
ООО "Артель старателей Ангара-Север" обратилось со встречным иском к Агентству лесной отрасли Красноярского края о признании недействительным пункта 5 договора аренды лесного участка от 11.04.2008 N 70 в силу несоответствия его требованиям закона и применении к названному пункту последствий ничтожной сделки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2009 года исковые требования Агентства лесной отрасли Красноярского края удовлетворены частично. С ООО "Артель старателей Ангара-Север" взыскано 3 254 810 рублей 70 копеек долга и 265 062 рубля 85 копеек пени. В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении встречных исковых требований ответчика отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Артель старателей Ангара-Север" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2009 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2010 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Агентства лесной отрасли Красноярского края.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что в нарушение подпункта "д" пункта 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 324, договор аренды, в данном случае приложение N 3, не содержит сведений об объеме рубок лесных насаждений.
Суды неправомерно делают выводы, основываясь на расчете размера арендной платы, являющимся приложением N 2 к акту натурного технического обследования лесного участка, не являющегося частью договора аренды. Данное обследование производилось до вступления в силу действующего Лесного кодекса Российской Федерации и в целях перевода лесных земель в земли промышленности.
Вывод судов о необходимости учитывать при определении размера арендной платы целевое назначение использования лесного участка, противоречит частям 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, так как факт изъятия лесов не находится в прямой зависимости от вида использования лесов.
Проект освоения лесов предусматривает необходимость вырубки всей древесно-кустарной растительности, судами не учтено отсутствие возможности использования лесного участка для разработки месторождения без сплошной рубки леса.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.04.2008 истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) подписали договор аренды лесного участка N 70, согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 21, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа агентства лесной отрасли администрации Красноярского края от 25.12.2007 N 435 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок определенный пунктом 2 договора, находящийся в государственной собственности, сроком на 5 лет.
В приложении N 3 указано, что целевым назначением лесов является отработка россыпного месторождения золота р. Бол. Мурожная открытым гидромеханизированным способом.
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата по договору составляет 8 539 141 рубль 14 копеек за пять лет аренды лесного участка в том числе: 1 351 609 рублей 62 копейки за 2008 год.
Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В случаях изменения методики расчета арендной платы (введение коэффициентов к ставкам арендной платы, установление базовых ставок арендной платы и т.д.), обусловленного правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего правового акта.
По акту передачи от 11.04.2008 арендодатель передал, а арендатор принял участки лесного фонда, указанные в пункте 2 договора аренды.
17.04.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю произведена государственная регистрация договора аренды. Письмом от 11.01.2009 N 17 с приложением расчета - уведомления истец уведомил ответчика о повышении размера арендной платы, который в 2009 году составил 475 800 рублей за один квартал.
В соответствии с актом N 53 по состоянию на 06.03.2009 размер задолженности ответчика составил 1 213 426 рублей 89 копеек.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "Артель старателей Ангара-Север" обязанности по оплате арендной платы за пользование лесным фондом, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и пени по договору аренды лесного участка от 11.04.2008 N 70.
ООО "Артель старателей Ангара-Север", полагая, что пункт 5 договора аренды лесного участка от 11.04.2008 N 70 в части установления размера арендной платы противоречит требованиям части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, обратилось со встречным иском о признании на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 5 указанного договора недействительным в силу ничтожности.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя исковые требования Агентства лесной отрасли Красноярского края, и отказывая в удовлетворении встречного иска ООО "Артель старателей Ангара-Север", правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (часть 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата по договору составляет 8 539 141 рубль 14 копеек за пять лет аренды лесного участка в том числе: 1 351 609 рублей 62 копейки за 2008 год.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным указанным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно статье 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом и взимается при аренде участков лесного фонда.
Обязательным условием аренды участков лесного фонда, предусмотренным статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, является размер аренной платы и порядок ее внесения.
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Согласно статье 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Для указанных целей лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи. На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов от 24.04.2007 N 109 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Пунктом 7 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых установлено, что при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускается в случаях, определенных другими федеральными законами, в соответствии с целевым назначением этих земель. В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением указанных работ.
Как следует из договора аренды N 70 от 11.04.2008, лесной участок предоставлен ответчику именно для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, следовательно, для использования лесного участка без целей изъятия лесных ресурсов. Довод ответчика о том, что земли, не занятые лесом, на арендуемом участке отсутствуют, правомерно не принят судами как противоречащий содержанию приложения N 2 к договору, согласно которому из 129,9 га лесного участка 113,5 га покрыты лесной растительностью, 1,4 га не покрыты лесной растительностью, 15 га составляют нелесные земли.
Кроме того, согласно части 1 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Законное изъятие лесных ресурсов из окружающей природной среды влечет поступление их в режим права собственности лица (физического или юридического), использующего соответствующий лес.
Учитывая, что лесной участок предоставлен ответчику для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации), то судами обоснованно отнесен данный договор аренды к договору с видом использования - без изъятия лесных ресурсов.
В связи с чем судами правомерно признан необоснованным довод ответчика об отсутствии в договоре аренды земельного участка такого существенного условия как объем рубок.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности договор должен содержать сведения об объемах рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов. Исходя из смысла данной нормы, данное существенное условие относится к договорам аренды лесного участка с видом использования - с изъятием лесных ресурсов. Таким образом, учитывая цель использования лесного участка - разработка месторождений полезных ископаемых в договор аренды лесного участка N 70 от 11.04.2008 без цели изъятия лесных ресурсов правомерно не включено условие об объеме рубок лесных насаждений.
Таким образом, установив, что лесной участок предоставлен ответчику без целей изъятия лесных ресурсов, суды правильно пришли к выводу, что размер арендной платы следует исчислять как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Следовательно, правильным является вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований ответчика.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Расчета арендной платы за пользование лесом для ответчика на 2008-2009 годы выполнен с учетом минимальных ставок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", а также с учетом коэффициента 1,07 установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", коэффициента 1,3, установленного Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
Поскольку доказательства внесения арендной платы в общей сумме 3 254 810 рублей 70 копеек ответчиком не представлены, суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании указанной суммы, а также неустойки в размере 265 062 рублей 85 копеек, с учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании ООО "Артель старателей Ангара-Север" норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами двух инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права применены судами двух инстанций правильно, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены решения суда и постановления апелляционного суда кассационной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2009 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2010 года по делу N А33-12834/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2010 г. по делу N А33-12834/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании