Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 августа 2010 г. по делу N А33-20626/2009
(извлечение)
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Госавтодорнадзора) обратилось в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДУКС" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2010 года заявленные требования удовлетворены: ООО "ДУКС" привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты по мотивам неполного выяснения фактических обстоятельств, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, ООО "ДУКС" оспаривает наличие события вменяемого ему правонарушения, а также вины в его совершении, указывает на то, что судом апелляционной инстанции не приняты доводы заявителя о том, что общество перешло на уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности; в момент совершения дорожно-транспортного происшествия оно осуществляло перевозки на основании заключенного с индивидуальным предпринимателем Патракеевой Л.И договора фрахтования от 01.04.2009, а также указывает на то, что проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В связи с изложенными обстоятельствами ООО "ДУКС" просит об отмене оспариваемых судебных актов и принятии нового решения об отказе в привлечении общества к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Госавтодорнадзора отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 17 ноября 2009 в 13 часов 45 минут на 19 км от перекрестка автодороги "Ачинск-Ужур-Троицкое" водитель автобуса SHENLONG SLK г/н АА 836 г/н АА 836, принадлежащего ООО "ДУКС", Черемушкин А.С. совершил наезд на стоящий по ходу движения автобуса прицеп ГКБ8551, прицепленный к автомобилю УРАЛ 5557 г/н С 663 НР/4, в результате чего погибли 4 пассажира автобуса и 17 пассажиров получили ранения различной степени тяжести.
Указанное обстоятельство явилось основанием для проведения в отношении ООО "ДУКС" внеплановой выездной проверки с целью проверки соблюдения юридическим лицом требований и условий лицензии N АСС-24-032559, выданной на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек.
По результатам проверки Управлением Госавтодорнадзора составлены акт внеплановой проверки N 1131429 от 23.11.2009 и протокол об административном правонарушении N 050976 от 23.11.2009, которые вместе с заявлением и иными материалами дела об административном правонарушении переданы в суд для принятия решения о привлечении ООО "ДУКС" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал его доказанностью в действиях ООО "ДУКС" состава указанного правонарушения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда в силе.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию (подпункт 62 статьи 17).
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами) определяются основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление автобусами.
Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок (пункт 2.2).
К дополнительным требованиям по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляется, в том числе требование о том, что к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок (пункт 2.3.1).
В соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии: наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории; наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования; соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок (пункт 3.1.1).
Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки (пункт 3.1.3).
Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами (пункт 3.2.1).
Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей (пункт 3.2.3).
Имеющийся в материалах дела акт внеплановой проверки N 1131429 от 23.11.2009 свидетельствует о том, что:
- ООО "ДУКС приняло на работу в качестве водителя автобуса Черемушкина А.С., являющегося недисциплинированным водителем (в период с 18.04.2008 им допущено 21 нарушение правил дорожного движения, из них 19 - при управлении пассажирским транспортом);
- данный водитель не имел непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет, требуемого для перевозки пассажиров по междугородному маршруту;
- стажировка водителя Черемушкина А.С. проводилась с нарушением установленных требований;
- данному водителю-стажеру 17.11.2009 при прохождении маршрутной стажировки не произведен предрейсовый медицинский осмотр;
- стажировка Черемушкина А.С. проводилась водителем-наставником, не имеющим свидетельства (лицензии) на право стажировки водителей;
- ООО "ДУКС" нарушены основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Данные обстоятельства отражены также в протоколе об административном правонарушении N 050976 от 23.11.2009.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к данной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом установлено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются, в том числе нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее пяти человек (пункт 5).
Как видно из материалов дела, результатом нарушения ООО "ДУКС" лицензионных требований и условий перевозки пассажиров автомобильным транспортом явились гибель 4-х пассажиров автобуса и получение ранений различной степени тяжести 17-ю пассажирами.
На основе имеющихся в деле доказательств и их правовой оценки - протокола об административном правонарушении N 050976 от 23.11.2009, акта внеплановой проверки N /1131429от 23.11.2009, акта об отсутствии документов, наличие которых предусмотрено законодательством, от 23.11.2009, путевого листа от 16.11.2009, приказа о приеме на работу Черемушкина А.С. с 16.11.2009, трудового договора от 17.11.2009, листка прохождения стажировки водителем Черемушкиным А.С., списка нарушений Черемушкина А.С., журнала медицинского осмотра водителей ООО "ДУКС", графика сменности водителей за июнь 2009 года, паспорта автобусного маршрута N 557 - Арбитражным судом Красноярского края принято законное и обоснованное решение о привлечении ООО "ДУКС" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не принимает довод кассационной жалобы со ссылкой на статью 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о том, что ООО "ДУКС" применяется уведомительный порядок предпринимательской деятельности, поскольку на момент совершения правонарушения - 17.11.2009 - лицензия N АСС-24-032559 не была аннулирована, следовательно, общество обязано было соблюдать лицензионные требования и условия перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Осуществление перевозок на основании договора фрахтования от 01.04.2009, заключенного с индивидуальным предпринимателем Патракеевой Л.И., не исключает обязанность ООО "ДУКС" по соблюдению данных требований и условий.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение административным органом при проведении внеплановой проверки Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ подлежит отклонению, поскольку особенности организации и проведения проверок при осуществлении, в том числе лицензионного контроля устанавливаются иными законами (пункт 4 статьи 1), а в случае обнаружения факта административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении регламентировано нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты, принятые но настоящему делу, основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2010 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года по делу N А33-20626/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 августа 2010 г. по делу N А33-20626/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании