Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 19 августа 2010 г. по делу N А33-15047/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Славнефть-Красноярскнефтегаз" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N22 по Красноярскому краю (далее - инспекция) от 05.03.2009 N 10 в части доначисления 3 944 932 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость (НДС) за 2005 год, 5 344 546 рублей 20 копеек НДС за 2006 год, уменьшения убытка, заявленного при исчислении налога на прибыль за 2005 год, в сумме 56 506 422 рублей, за 2006 год - в сумме 34 474 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению инспекции, поисковая скважина К-9 получена обществом в рамках вклада в уставный капитал, следовательно, затраты на ее строительство равны нулю. Ликвидация скважины К-9, расположенной в водоохранной зоне, является устранением нарушений правил природопользования, следовательно, понесенные расходы не являются расходами на освоение природных ресурсов. Расходы по дооборудованию поисковой скважины К-9, по приобретению поисковой скважины К-305 понесены налогоплательщиком за 2002 год, следовательно, учет данных расходов в 2005, 2006 годах необоснован. Поисковые скважины не относятся к основным средствам, следовательно, расходы по их ликвидации не могут быть учтены, как расходы по ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. В условиях, когда расходы по освоению природных ресурсов не учитываются в целях налогообложения прибыли, то есть не списываются и остаются без движения, следовательно, данные расходы не участвуют в формировании расходной части, уменьшающей доходы от реализации, которые являются объектом налогообложения НДС.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка деятельности общества на предмет правильности исчисления налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007. По итогам проверки инспекцией составлен акт от 30.12.2008 N 85, на основании которого и с учетом возражений налогоплательщика 04.02.2009 вынесены решения N 37 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и N 37/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. По рассмотрении всех собранных материалов проверки 05.03.2009 инспекцией вынесено решение N 10 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 05.06.2009 N 12-0373 решение инспекции оставлено без изменения.
В этой связи общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы на строительство и ликвидацию поисковых скважин относятся к расходам на освоение природных ресурсов и должны учитываться в целях налогообложения прибыли. Учитывая, что указанные работы связаны с освоением природных ресурсов, общество правомерно заявило налоговые вычеты по НДС по подрядчикам.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из пункта 1 статьи 261 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы связанные с поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведкой полезных ископаемых и (или) гидрогеологическими изысканиями, осуществляемыми на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
Согласно нормам пункта 2 названной статьи расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие настоящей главы, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).
Расходы, предусмотренные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев.
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов регламентирован статьей 325 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из которой, в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов (в том числе скважин), которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств, такие расходы подлежат учету при начислении сумм амортизации этих объектов основных средств (пункт 4 названной статьи).
При этом, как следует из приложения 2, утвержденного приказом Минприроды России от 7 февраля 2001 года N 126, поисково-оценочные, разведочные скважины проектируются с учетом возможности использования их в дальнейшем для эксплуатации залежей нефти и газа, то есть в качестве основных средств.
Исходя из анализа положений пункта 4 статьи 325 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты, связанные со строительством скважины, которая может стать эксплуатируемым объектом основных средств, не могут учитываться по мере окончания каждого из этапов названных работ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно сделал вывод о том, что расходы на строительство (бурение) скважин не могут быть приняты к уменьшению налогооблагаемой прибыли ранее установления факта бесперспективности этих работ или непродуктивной эксплуатации скважины и принятия налогоплательщиком решения о прекращении работ и ликвидации скважины.
Приказом общества от 23.08.2005 N 39 скважина К-9 повторно ликвидирована в связи с нахождением в водоохранной зоне реки Подкаменная Тунгуска. Из содержания данного приказа следует, что до своей повторной ликвидации скважина К-9 была законсервирована сроком на 15 лет в связи с нецелесообразностью работ по обезвоживанию и обессаливанию нефти.
Приказом общества от 18.04.2005 N 18/1 скважина N 305 ликвидирована, как законсервированная в ожидании организации добычи со сроком консервации более 10 лет и без ввода в эксплуатацию в течение ближайших 5 лет.
Согласно данным налогового регистра расходов по ликвидированным скважинам расходы по скважине К-9 учитывались с 01.09.2005, по К-305 - с 01.05.2005.
Таким образом, налогоплательщиком соблюден порядок учета расходов по данным скважинам.
В соответствии с Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22, пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию (пункт 1.3).
Следовательно, суд апелляционной инстанции правильно указал, что строительство и ликвидация скважин происходит в рамках одного процесса по освоению природных ресурсов. В этой связи судом правомерно отклонен довод инспекции о том, что расходы по ликвидации скважин не относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
Инспекцией заявлен довод о том, что поисковая скважина К-9 получена обществом в рамках вклада в уставный капитал, следовательно, затраты на ее строительство не должны учитываться обществом.
Вместе с тем, принимая во внимание указанные положения о невозможности учета расходов на строительство ликвидированных скважин ранее факта их ликвидации, а также, учитывая, что остаточная стоимость скважины К-9 не была учтена обществом через амортизационные отчисления, вывод суда апелляционной инстанции о том, что остаточная стоимость данной скважины правомерно списана в расходы при ликвидации скважины, - является правильным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Исходя из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая, что обществом правомерно отнесены к расходам затраты на строительство и ликвидацию скважин, суды правильно указали на то, что общество вправе было отнести расходы в установленной доле к вычетам.
Иные доводы кассационной жалобы рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2010 года по делу N А33-15047/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. по делу N А33-15047/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании