Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 сентября 2010 г. по делу N А74-4221/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2011 г. N Ф02-5922/11 по делу N А74-4221/2009
Общество с ограниченной ответственностью "Саянмрамор-Хакасия" (далее - ООО "Саянмрамор-Хакасия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - Территориальное управление Росимущества, Управление) по предоставлению в собственность за плату ООО "Саянмрамор-Хакасия" земельного участка, площадью 83 675 кв.м, кадастровый номер 19:06:110201:333, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мраморов и Высокогорное месторождение гранитов (разрешенное использование - для обслуживания откаточной автодороги от ПК0 (автодорога Саяногорск - Черемушки) до ПК42+50 (профилакторий "Жарки").
Определением суда первой инстанции от 29 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2010 года решение суда от 28 декабря 2009 года отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Оспариваемое бездействие признано незаконным как не соответствующее пункту 6 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации. На Территориальное управление Росимущества возложена обязанность в месячный срок со дня принятия постановления рассмотреть вопрос о предоставлении обществу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
Территориальное управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции от 21 мая 2010 года отменить по мотивам нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Управление оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о наличии у него полномочий по рассмотрению заявления общества и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в собственность общества, полагая, что данный вывод основан на неправильном применении статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 49, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - Положение), утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, а также указывая на неприменение судом пункта 4.8 Положения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Саянмрамор-Хакасия" отклоняет изложенные в ней доводы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN 12846, 12847, 12848, 12849), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили. Управление и общество ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. В связи с этим дело рассматривается без участия представителей сторон.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 8 сентября до 15 сентября 2010 года до 11 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Саянмрамор-Хакасия" согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 19 МЮ N 123825 является собственником объекта недвижимости - откаточной автодороги от автодороги г.Саяногорск - пос.Черемушки до промплощадки карьера протяженностью 12400 м, площадью 136 400 кв.м, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мрамора, литера В23В24В25.
20.06.2005 администрация муниципального образования Бейский район (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д., кадастровый номер 19:06:110201:333, общей площадью 83675 кв.м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мраморов и Высокогорное месторождение гранитов, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, для обслуживания откаточной автодороги от ПКО (автодорога Саяногорск - Черемушки) до ПК42+50 (профилакторий "Жарки"). Период аренды участка определен в договоре 01.01.2005 по 01.12.2005.
На основании решения Территориального управления Росимущества от 26.03.2007 N 25 Управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 26.03.2007 N 228ФС вышеуказанного земельного участка на период с 26.03.2007 по 26.02.2008.
17.07.2009 общество обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность, в том числе, земельного участка площадью 83 675 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мраморов и Высокогорное месторождение гранитов, кадастровый номер 19:06:110201:333, для обслуживания откаточной автодороги от ПКО (Саяногорск-Черемушки) до ПК 42+50.
В ответ на заявление общества от 17.07.2009 Управление письмами от 22.07.2009 N 579 и от 31.07.2009 N 721 сообщило о необходимости представления дополнительных документов, а также о том, что для принятия решений о продаже земельных участков необходимо предоставить справки о процентом соотношении стоимости выкупаемых земельных участков к стоимости имущества общества, после чего заявка на выкуп земельных участков будет направлена на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Поскольку решение по заявлению общества от 17.07.2009 о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не принято, ООО "Саянмрамор-Хакасия" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления и нарушении исключительного права общества на приобретение земельного участка в собственность.
Суд первой инстанции установил, что 21.08.2009 заявление общества на выкуп спорного земельного участка с приложением соответствующего пакета документов направлено Управлением в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом с просьбой о выдаче поручения на продажу спорного земельного участка. Исходя из полномочий по решению вопросов о предоставлении в собственность федерального имущества, установленных подпунктом "ж" пункта 4.8 Положения, суд посчитал недоказанными доводы общества о нарушении Управлением его прав в сфере экономической деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, суд апелляционной инстанции, установив факт выполнения обществом требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представления в Территориальное управление Росимущества полного пакета документов, предусмотренного Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия Управления требованиям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушении прав и законных интересов общества, поскольку вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность Управлением в установленный срок не рассмотрен. В связи с этим признал оспариваемое бездействие незаконным и возложил на Управление обязанность в месячный срок со дня принятия постановления рассмотреть вопрос о предоставлении обществу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно требованиям части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу судом обоснованно включены следующие обстоятельства: соответствие (несоответствие) оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту; наличие (отсутствие) факта нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя.
Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой указанные лица имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков (абзац 2 пункта 1); для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таким исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно пунктам 4, 5.6, 5.36, 5.39 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Правильно применяя вышеназванные Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом и о Территориальном управлении Росимущества, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал основанным на неверном толковании норм материального права вывод суда первой инстанции о том, что Управление не является уполномоченным органом по рассмотрению заявления общества и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции также правильно посчитал, что ссылка Управления на отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Статьями 9, 10, 11, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя. Отсутствие у Территориального управления Росимущества внутреннего акта, регламентирующего порядок продажи земельных участков, не может являться основанием для отказа заявителю в возможности реализовать свои права, предоставленные ему законом.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции отклоняет приведенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права при рассмотрении данного дела.
Приведенные в обжалуемом судебном акте суждения не опровергаются содержанием пункта 4.8 Положения, в связи с чем ссылка Управления на неприменение судом апелляционной инстанции данной нормы не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок. Факт представления обществом с заявлением от 17.07.2009 полного пакета документов, предусмотренных данным перечнем, установлен судом апелляционной инстанции и Управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах оспариваемое обществом бездействие Территориального управления Росимущества правомерно признано судом апелляционной инстанции незаконным как не соответствующее пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы общества.
Учитывая, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом апелляционной инстанции в их правильном толковании, фактические обстоятельства дела установлены на основании оценки доказательств в полном соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Кодекса полномочий, признает выводы суда постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции от 21 мая 2010 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2010 года по делу N А74-4221/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 г. по делу N А74-4221/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании