Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 октября 2010 г. по делу N А10-713/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Пульс Радио" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее - Управление Роскомнадзора) по проведению внепланового мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом в период с 22.01.2010 по 29.01.2010 и о признании недействительными результатов данного мероприятия, отраженных в акте внепланового мероприятия по контролю исполнения ООО "Пульс Радио" предписания N П-04-14-11181/4 от 30.11.2009.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые действия Управления Роскомнадзора по проведению внепланового мероприятия по контролю без взаимодействия с ООО "Пульс Радио" признаны незаконными; производство по делу в части признания недействительным акта внеплановой проверки N 04-14-11181/0007 от 04.02.2010 прекращено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 года решение суда изменено: в удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий ответчика по проведению внепланового мероприятия по контролю без взаимодействия с ООО "Пульс-Радио" в период с 22.01.2010 по 29.01.2010 отказано; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя постановление апелляционного суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, ООО "Пульс Радио" оспаривает вывод суда о неприменении в настоящем деле Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", считает его подлежащим применению, а также оспаривает вывод суда о ненарушении прав заявителя, указывая на принятие Управлением Роскомнадзора приказа N 156 от 19.03.2010 об аннулировании выданной заявителю лицензии на вещание.
В связи с изложенными обстоятельствами ООО "Пульс Радио" просит об отмене обжалуемого судебного акта и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роскомнадзора отклоняет изложенные в ней доводы, считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Роскомнадзора письмом N 04-14-11181/88 от 21.01.2010 сообщило ООО "Пульс Радио" о проведении в срок с 01.02.2010 по 08.02.2010 внеплановой проверки по исполнению предписания N П-04-14-11181/4 от 30.11.2009 в части соблюдения лицензионных условий подпунктов 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2 приложения N 2 лицензии N 11181 от 31.01.2007, в связи с чем к началу проведения проверки предложено обеспечить наличие круглосуточной записи вещания с 00.00 часов 25.01.2010 по 24.00 часов 31.01.2010 и копии регистрационного журнала за указанный период времени и других документов, подтверждающих исполнение предписания.
Письмом N 9 от 22.01.2010 ООО "Пульс Радио" сообщило о невозможности предоставления круглосуточной записи вещания, поскольку Федеральный закон "О средствах массовой информации" не предусматривает ее сохранение.
Письмом N 04-14-11181/110 от 25.01.2010 Управление Роскомнадзора сообщило ООО "Пульс Радио", что в связи с невозможностью предоставления круглосуточной записи вещания, проверка исполнения предписания N П-04-14-11181/4 от 30.11.2009 будет осуществлена методом дистанционного контроля.
Проведение внепланового мероприятия по контролю оформлено приказом Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия от 22.01.2010 N 23-М.
В ходе проверки установлено, что ООО "Пульс Радио" не исполнило предписание N П-04-14-11181/4 от 30.11.2009; вещание на частоте 103,3 МГц в городе Гусиноозерске Селенгинского района осуществляется с нарушением условий лицензии серии РВ N 11181 от 31.01.2007 (пункта 1 приложения N 1, пункта 1 приложения N 2, подпунктов 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2 приложения N 2); не соблюдается пункт 1 приложения N 1 к лицензии: вещание осуществляется с нарушением условий лицензии об его осуществлении в соответствии с заявленной программной концепцией вещания; не соблюдается пункт 1 приложения N 2 к лицензии: общий объем вещания в неделю вместо заявленных в концепции вещания 168 часов составляет 146,2289 часов (отсутствие вещания составило 12,958 % или 21,7711 часов); не соблюдаются подпункты 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2 приложения N 2 к лицензии: программная концепция вещания СМИ "Пульс Радио" не соответствует заявленной концепции вещания по лицензии серии РВ N 11181 от 31.01.2007. Данные нарушения отражены в акте внепланового мероприятия по контролю исполнения ООО "Пульс Радио" предписания N П-04-14-11181/4 от 30.11.2009 N 04-14-11181/0007 от 04.02.2010.
Считая действия Управления Роскомнадзора по проведению внепланового мероприятия по контролю незаконными, а результаты мероприятия, отраженные в акте N 04-14-11181/0007 от 04.02.2010 недействительными, ООО "Пульс Радио" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив нарушение ответчиком в ходе проведения мероприятий по контролю требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", принял в этой части решение о признании действий административного органа незаконными; в части признания недействительным акта внеплановой проверки N 04-14-11181/0007 от 04.02.2010 дело прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как акт проверки не является ненормативным актом, который может быть оспорен в судебном порядке.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что положения вышеуказанного Закона не применимы в настоящем деле, поскольку административный орган в ходе проведения контрольных мероприятий не вступал во взаимодействие с проверяемым лицом и не возлагал на него обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля, а также сделал вывод о том, что оспариваемыми действиями права и законные интересы заявителя не нарушены, в связи с чем решение суда в части изменено: в удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий ответчика по проведению внепланового мероприятия по контролю без взаимодействия с ООО "Пульс-Радио" в период с 22.01.2010 по 29.01.2010 отказано; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи определяется Правительством Российской Федерации. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи (пункт 1).
Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2003 N 110, установлено положение, в соответствии с которым внеплановые мероприятия по контролю проводятся в целях проверки устранения ранее выявленных нарушений требований в области связи и (или) лицензионных условий (пункт 15).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 02.03.2003" следует читать как "от 02.03.2005"
В случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, нарушения требований в области связи и (или) лицензионных условий Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и (или) ее территориальный орган выдают предписание об устранении выявленных нарушений.
В случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 29).
Методическое обеспечение организации и проведения государственного надзора за деятельностью в области связи осуществляется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации путем издания правил (инструкций, методик) по организации и проведению мероприятий по контролю, предусмотренных в настоящем Порядке, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 32).
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, должностных лиц Службы и ее территориальных органов в части проведения контрольных мероприятий регламентированы Положением о Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 N 51, Методическими рекомендациями по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного и радиовещания, утвержденного распоряжением Россвязьохранкультуры от 03.03.2008 N 49, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций С.К. Ситниковым 22.05.2009.
Как видно из материалов дела, проведенная Управлением Роскомнадзора в отношении ООО "Пульс-Радио" проверка соответствует нормативным требованиям, установленным в отношении полномочий контролирующего органа, порядка проведения контрольного мероприятия, информирования юридического лица о проверке, оформления ее результатов и их доведения до проверяемого лица.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о незаконности действий Управления Роскомнадзора по проведению внепланового мероприятия по контролю подлежит отклонению как противоречащий действующему законодательству.
При рассмотрении настоящего дела апелляционным судом сделан правильный вывод о неприменении при проверке законности оспариваемого контрольного мероприятия положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку в ходе проведения контрольных мероприятий контролирующий орган не вступал во взаимодействие с проверяемым лицом и не возлагал на него обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органа государственного контроля (пункт 3 статьи 1).
Кроме того, указанным Федеральным законом предусмотрено правило, в соответствии с которым особенности организации и проведения проверок при осуществлении, в том числе лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами (пункт 4 статьи 1).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление апелляционного суда основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 года по делу N А10-713/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2010 г. по делу N А10-713/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании