Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 8 ноября 2010 г. по делу N А58-1838/09
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2011 г. N Ф02-5294/11 по делу N А58-1838/2009, от 16 декабря 2009 г. по делу N А58-1838/09, Определения Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. N А58-1838/09, от 7 ноября 2011 г. N Ф02-5589/11 по делу N А58-1838/2009, от 19 октября 2011 г. N Ф02-5271/11 по делу N А58-1838/2009
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" (далее - ОАО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к городскому поселению "Город Нерюнгри" (далее - ГП "Город Нерюнгри") о взыскании 16 575 504 рублей 16 копеек задолженности по договору на предоставление субвенций N 37-08 от 01.01.2008.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "Нерюнгринский район" (далее - МО "Нерюнгринский район").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2009 года исковые требования удовлетворены за счет МО "ГП "Город Нерюнгри". Производство по делу в части требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) прекращено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2009 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "В отношении исковых требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) производство прекратить в связи с отказом истца от иска. Взыскать с ГП "Город Нерюнгри" за счет средств его казны в пользу ОАО "ДГК" основной долг в сумме 16 575 504 рубля 16 копеек".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение суда первой инстанции от 14 августа 2009 года и постановление суда апелляционной инстанции от 21 октября 2009 года отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции определением от 16 февраля 2010 года привлек по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчиков МО "Нерюнгринский район" и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Уточненные исковые требования ОАО "ДГК" не приняты арбитражным судом по причине отсутствия у представителя общества полномочий на изменение предмета исковых требований.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2010 года с ГП "Город Нерюнгри" за счет средств его казны в пользу ОАО "ДГК" взыскана задолженность в размере 16 575 594 рублей 16 копеек. В части исковых требований в отношении МО "Нерюнгринский район" и Правительства Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 августа 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, городская администрация ГП "Город Нерюнгри" обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, принятые по делу судебные акты не соответствуют нормам материального права - статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N6 от 19.01.2008 "О порядке и методике распределения средств, передаваемых органам самоуправления для финансирования убытков предприятий ЖКХ в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению", в соответствии с которыми главным распорядителем бюджетных средств, передаваемых органам местного самоуправления для финансирования убытков жилищно-коммунального хозяйства, является Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
По мнению заявителя кассационной жалобы, не применены положения статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку договор на предоставление субвенций N 3Т-08 заключен во исполнение нормативного правового акта Республики Саха (Якутия) - постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 6 от 19.01.2008.
Таким образом, финансирование средств на возмещение убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства может быть произведено только из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Субсидии не подлежат возмещению за счет казны муниципального образования.
Муниципальное образование "Нерюнгринский район", Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в отзывах на кассационную жалобу доводы заявителя отклонили, указав на законность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Представитель ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" возразил против доводов кассационной жалобы, указав на их необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальное образование "Нерюнгринский район" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN 16281, 16282), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, 01.10.2008 между городским поселением "Город Нерюнгри" и ОАО "ДГК" заключен договор на предоставление субвенций N 3Т-08, в соответствии с условиями которого поставщик обязуется предоставлять населению городского поселения тепловую энергию на отопление, горячее водоснабжение, воду, а городское поселение - включить в расходную часть бюджета муниципального образования сумму субвенций на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на цели отопления и горячего водоснабжения, а также на воду 2-го контура (ГВС) для населения, проживающего в жилом фонде городского поселения "Город Нерюнгри" (пункт 2.1), ежемесячно в течение 10 дней с момента получения счета-фактуры производить оплату 1/12 годового договорного объема субвенций (пункты 2.2, 3.2).
Согласно пункту 3.1 договора договорной объем субвенций в рублях на 2008 год определяется как разница между расчетными начислениями за тепловую энергию, отпускаемую на отопление, подогрев горячей воды и воду 2-го контура (ГВС), в муниципальном жилом фонде и частном секторе городского поселения "Город Нерюнгри" по тарифам для бюджетной сферы, утвержденным ГКЦ РЭК Республики Саха (Якутия), и расчетными платежами по населению по тарифам, утвержденным МО "Нерюнгринский район". Расчет годового размера субвенций приведен в Приложении N 3 с учетом среднемесячной температуры за последние 5 лет (Приложение N 1) и годовой потребности в тепловой энергии по жилому фонду городского поселения "Город Нерюнгри" (Приложение N 2).
Объем субвенций составляет 144 446 496 рублей (Приложение N 3).
Ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате субвенций на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на цели отопления и горячего водоснабжения, воду для населения послужило основанием для обращения ОАО "ДГК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, МО "Нерюнгринский район" указало на то, что в соответствии с соглашением "О финансовых взаимоотношениях на 2008 год" от 31.03.2008, заключенного между ГП "Город Нерюнгри" и МО "Нерюнгринский район", установлен объем субвенций в сумме 211 882 600 рублей, в том числе ОАО "ДГК" - 121 798 000 рублей. Указанная сумма в полном объеме была перечислена ГП "Город Нерюнгри".
Министерство финансов Республики Саха (Якутия), возражая против заявленных требований, пояснило, что не является стороной в договоре на предоставление субвенций N 3Т-08 от 01.01.2008, в связи с чем не может нести субсидиарную ответственность по обязательствам ГП "Город Нерюнгри".
Удовлетворяя исковые требования за счет средств ГП "Город Нерюнгри" со ссылкой на статьи 8, 307, 322, 421, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что условиями договора на предоставление субсидий N 3Т-08 стороны определили размер субсидий. Ненадлежащее исполнение условий договора является основанием для взыскания заявленных сумм с ГП "Город Нерюнгри".
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, согласился с его выводами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложена на местные органы самоуправления.
Частью 2 статьи 18 названного Федерального закона определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 307) размер платы за горячее водоснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающий в себя плату за горячее водоснабжение и отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации в постановлении N 541 от 29.08.2005 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установило федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Льготный тариф для населения был утвержден МО "Нерюнгринский район", в который входит ГП "Город Нерюнгри".
В соответствии с положениями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Поскольку льготный тариф для населения ГП "Город Нерюнгри" был утвержден МО "Нерюнгринский район", а судами не исследовался вопрос о наличии (отсутствии) финансирования ГП "Город Нерюнгри" в целях возмещения организации, предоставляющей услуги населению по отоплению и горячему водоснабжению, расходов на эти цели, судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, определен ли МО "Нерюнгринский район" порядок и источник возмещения разницы между утвержденным им тарифом и экономически обоснованными затратами истца, передавалось ли финансирование ГП "Город Нерюнгри" для возмещения истцу расходов по предоставлению населению ГП "Город Нерюнгри" услуг по отоплению и горячему водоснабжению в необходимом объеме. Кроме того, суду следует распределить между лицами, участвующими в деле, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2010 года по делу N А58-1838/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2010 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2010 года по делу N А58-1838/09 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2010 года по тому же делу, указанные в определении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2010 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 ноября 2010 г. по делу N А58-1838/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании