Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 1 декабря 2010 г. по делу N А19-4802/2010
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида N 20 "Колокольчик" (далее - учреждение) 13 030 рублей 90 копеек единого социального налога (ЕСН) и 406 рублей 50 копеек пеней.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2010 года произведена замена муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида N 20 "Колокольчик" на его правопреемника - муниципальное образовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа N 14".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, муниципальное образовательное учреждение "Начальная школа - детский сад N 14" обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, сумма пеней в размере 406 рублей 50 копеек, исходя из расчета пеней, приведенного в исковом заявлении, начислена на задолженность в размере 24 581 рубль за период с 17.08.2009 по 15.09.2009 и на задолженность в размере 17 720 рублей 40 копеек за период с 16.09.2009 по 17.10.2009. То есть взысканная сумма пеней не соответствует взысканной сумме недоимки.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 года произведена замена муниципального образовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа N 14" на его правопреемника - муниципальное образовательное учреждение "Начальная школа - детский сад N 14".
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои требования и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что учреждением в налоговый орган был представлен расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2009 года. По итогам камеральной проверки представленного расчета инспекцией была выявлена неполная уплата ЕСН, в том числе налога в ФСС в сумме 33 369 рублей. В связи с неполной уплатой ЕСН инспекцией были начислены пени, в том числе в сумме 406 рублей 50 копеек в части налога, уплачиваемого в ФСС. По начисленным суммам в адрес учреждения было выставлено требование об уплате.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании начисленных платежей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение не уплатило налог в ФСС в сумме, начисленной налоговым органом.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно положениям пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Исходя из данных расчета, представленного налогоплательщиком за 9 месяцев 2009 года, за 6 месяцев налогового периода отчетные показатели в рублях составили:
1) 236 912 - 47 224 = 189 688 (6 мес.) - расходы на цели обязательного социального страхования по строке 0700;
2) 127 228 - 30 599 = 96 629 (6 мес.) - начислено налога по строке 0600;
3) 129 757 - 50 014 = 79 743 (6 мес.) - возмещено расходов по строке 0800.
Порядок заполнения расчета в соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Минфином РФ Приказом от 09.02.2007 N 13н.
Согласно положениям о порядке расчета и нормам пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налог в ФСС РФ за 6 месяцев составил:
96 629 - 189 688 + 79743 = - 13 316 рублей (невозмещенные расходы).
За 1 месяц 3 квартала налога в ФСС РФ начислено 24 833 рубля. С учетом оставшихся невозмещенными расходов по ФСС РФ подлежало уплате 24 833 - 13 316 = = 11 517 рублей.
Платежным поручением от 18.08.2009 N 253 учреждением уплачен налог в ФСС РФ в сумме 251 рубль 60 копеек.
С учетом уменьшения за август 2009 года уплате подлежало:
11 265.40 - 6 861 = 4 404 рубля 40 копеек.
С учетом уплаченного впоследствии учреждением налога и уточненных требований инспекции (т.1, л.д.51; т.1, л.д.105) с учреждения подлежало взысканию в ФСС:
4 404.4 (июль 2009 года) + 15 397 (сентябрь 2009 года) - 9 148.98 (сумма впоследствии уплаченного платежа) - 10 937.52 (сумма произведенного зачета) = = - 285 рублей 10 копеек.
Таким образом, с учреждения налог в ФСС РФ за отчетный период взысканию не подлежал.
Учитывая, что с учреждения не подлежала взысканию заявленная инспекцией недоимка по ЕСН, пени по такой недоимке также взысканию не подлежат.
С доводом налогоплательщика о том, что суммы возмещения не должны учитываться в налоговой базе суд кассационной инстанции соглашается, при этом учитывает, что согласно указанным положениям о порядке расчета авансовых платежей такие суммы вычитаются из сумм расходов, произведенных страхователем, следовательно, исходя из данных положений, не участвуют в формировании налоговой базы, если не превышают расходы.
В данном случае расходы страхователя за отчетный период составили 236 912 рублей, а суммы возмещения 129 757 рублей. При таких обстоятельствах суммы возмещения не превысили расходов страхователя, следовательно, не участвовали в формировании налоговой базы.
С учетом изложенного судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, то есть по части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в материалах дела содержатся все имеющие значение для разрешения данного дела доказательства, суд кассационной инстанции полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы учреждения по уплате госпошлины подлежат возмещению за счет инспекции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2010 года по делу N А19-4802, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2010 года по тому же делу отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области в пользу муниципального образовательного учреждения "Начальная школа - детский сад N 14" расходы по уплате госпошлины в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2010 г. по делу N А19-4802/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании