Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 декабря 2010 г. по делу N А58-2612/10
(извлечение)
Закрытое акционерное общество Акционерная компания "АЛРОСА" (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.12.2009г. N 07-280/82.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2010 года признан недействительным пункт 2 резолютивной части решения от 23.12.2009 N 07-280/82, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2010 года решение от 31 мая 2010 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами статей 39, 40, 247, 270 - 271, 315 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс), статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает обоснованным начисление обществу налога на прибыль, ссылаясь на цену услуги, указанной в путевках, реализованных обществом.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на соответствие обжалуемых судебных актов действующему законодательству.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители лиц, участвующих в деле, подтвердили позицию, изложенные в кассационной жалобе, отзыве относительно жалобы и возражениях на отзыв.
До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании от данного ходатайства представители общества отказались.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной обществом третьей налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год, налоговый орган принял решение от 23.122009 N 07-280/82 Согласно пункту 2 резолютивной части решения налогового органа обществу начислен налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, со сроком уплаты 30.03.2009 года в сумме 5 194 205 рублей, а также налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, со сроком уплаты 30.03.2009 в общей сумме 13 984 399руб.
Судами установлено, что обществом в филиале оздоровительный комплекс "Прометей" (ОК ("Прометей") оказывались услуги организации оздоровительно-профилактического отдыха и медицинского обслуживания. Данные услуги предоставлялись работникам общества и членам их семей, а также сторонним лицам.
В соответствии с совместным решением дирекции общества и профсоюза "Профалмаз" от 25.12.2007 года оплата путевок на отдых и санаторно-курортное лечение работников общества и членов их семей производится в следующем порядке: взнос работника 30 % от стоимости путевки, средства Компании - 70% от стоимости путевок.
Основанием для начисления налога послужили выводы налогового органа о неправильном исчислении налогооблагаемой базы: по мнению налогового органа, при определении объема прибыли общество должно было учитывать полную стоимость реализуемых путевок, а не исходить из фактически полученных от работников денежных средств, составляющих 30 % от стоимости путевок.
Признавая недействительным пункт 2 решения налогового органа, суды двух инстанций исходили из того, что сумма разницы между полной стоимостью путевок, определенной согласно плановой калькуляции, и суммами стоимости путевок, оплаченной работниками общества, есть расходы общества по обеспечению работодателем социальных гарантий своим работникам согласно трудовому законодательству.
Проверив соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Кодекса общество признается плательщиком налога на прибыль
Статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях главы 25 относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
Согласно статье 275.1 Кодекса к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Законодательством предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций, имеющихся обслуживающие производства и хозяйства. В том числе согласно пункту 13 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со статьей 275.1 настоящего Кодекса.
Согласно статье 275.1. Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. В случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
Налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае, если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
Законодательство о налогах и сборах, устанавливая вышеизложенные особенности отражения в затратах, учитываемых для целей обложения налогом на прибыль, расходов, связанных с содержанием обслуживающих производств и хозяйств, особенностей учета для целей налогообложения доходов от реализации услуг обслуживающих производств и хозяйств не устанавливает.
Пунктом 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Согласно пункту 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 315 Кодекса выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств подлежит включению в расчет налоговой базы.
В соответствии со статьями 5, 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются в том числе коллективными договорами.
Статьей 24 Трудового кодекса установлен принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса)
На основании статьи 41 Трудового кодекса в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя в том числе вопросы оздоровления и отдыха работников и членов их семей.
Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (статья 164 Трудового кодекса).
В соответствии со статьей 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со статьей 24 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам социального партнерства отнесен принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений.
В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется, в том числе, на локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Суд кассационной инстанции соглашается с толкованием судов приведенных норм права в том, что данные положения предусматривают механизм поощрения социально ответственных работодателей путем возможности включения в расходы по налогу на прибыль всех затрат на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, а в доходы - только тех доходов, которые получены, без пропорционального перерасчета соотношения доходов и расходов. Таким образом, работодатель имеет возможность включить в расходы по налогу на прибыль те затраты (убытки), которые он понес в связи с исполнением принятых на себя социальных обязательств перед своими работниками, при условии, что данные затраты не превышают установленных нормативов.
Обществом сформирована плановая калькуляция содержания отдыхающих в филиале общества ОК "Прометей" на 2008 год по отдельным категориям путевок. На основании плановой калькуляции содержания отдыхающего обществом утверждены цены на путевки ОК "Прометей" на 2008 год для работников общества и для сторонних лиц.
Согласно пункту 8.5. Коллективного договора между обществом и профсоюзом работников общества на 2007-2009 годы общество и Профалмаз совместным решением устанавливают процент частичного возмещения стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, в санатории - профилактории общества и на оздоровление детей за счет собственных средств работника.
В соответствии с пунктом 2 совместного решения дирекции АК "АЛРОСА" (ЗАО) и профсоюза "Профалмаз" от 25.12.2007 года оплата путевок на отдых и санаторно-курортное лечение работников общества и членов их семей в ОК "Прометей" производится в следующем порядке: 30% от стоимости путевки - взнос работника, 70% от стоимости путевки - средства общества.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о том, что сумма разницы между полной стоимостью путевок, определенной согласно плановой калькуляции, и суммами стоимости путевок, оплаченной работниками общества, есть расходы общества по обеспечению работодателем социальных гарантий своим работникам согласно трудовому законодательству. Суммы, оплаченные работниками общества в размере 30 процентов от стоимости путевок, фактически являются частичной компенсацией работниками расходов общества на выполнение обязательств по трудовым отношениям на основании пункта 8.5. коллективного договора между обществом и профсоюзом работников общества на 2007-2009 годы, предусматривающего установление процента частичного возмещения стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, в санатории - профилактории Общества и на оздоровление детей за счет собственных средств работника.
Учитывая изложенное, суды обоснованно посчитали неправомерным доначисление сумм налога на прибыль в связи с чем признали недействительным пункт 2 резолютивной части решения налогового органа.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2010 года по делу N А58-2612/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (статья 164 Трудового кодекса).
В соответствии со статьей 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со статьей 24 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам социального партнерства отнесен принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений.
В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется, в том числе, на локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 декабря 2010 г. по делу N А58-2612/10
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании