Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 26 января 2011 г. по делу N А19-6211/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования "Киренский район" в лице администрации Киренского района 2 081 149 рублей 69 копеек убытков в виде невозмещенной межтарифной разницы за поставленную в период с 01.01.2009 по 26.05.2009 тепловую энергию населению Киренского городского поселения.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2010 года произведена замена ответчика с муниципального образования "Киренский район" на муниципальное образование "Киренское городское поселение" (далее - поселение), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация муниципального образования "Киренский район", Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, поселение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, администрация города не принимала правовых актов по вопросам местного значения, связанным с возмещением межтарифной разницы предприятию, не заключала договоров (соглашений) по данным вопросам, не принимала правовых актов при осуществлении государственных полномочий, не заключала договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями, вследствие чего муниципальное образование "Киренское городское поселение" не могло приобрести расходные обязательства по возмещению заявленной межтарифной разницы.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 10 минут 26.01.2011.
Лица, участвующие в деле, поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что обществом в период с 01.01.2009 по 26.05.2009 населению поселения были оказаны услуги по предоставлению тепловой энергии в объеме 877.3 Гкал. Факт оказания услуг в данном объеме сторонами не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела расчетом компенсации выпадающих доходов, подписанным администрацией Киренского городского поселения и обществом без замечаний.
Администрацией муниципального образования "Киренский район" в рамках предоставленных ей полномочий Законом Иркутской области от 10.10.2005 N 62-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию" принято постановление от 21.11.2008 N 412. Данным постановлением установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую обществом различным группам потребителей, в том числе населению в размере 1 105 рублей 95 копеек за 1 Гкал. Пунктом 2 постановления определено считать экономически обоснованным тариф в размере 3 476 рублей 82 копейки за 1 Гкал.
Вычет стоимости коммунальных услуг для населения от экономически обоснованных затрат на оказание коммунальных услуг составил 2 081 149 рублей 69 копеек, который был возмещен путем передачи ООО "Управляющая компания "Терминал" 698 тонн угля стоимостью 712 765 рублей 11 копеек, приобретенного за счет субвенций, предоставленных Иркутской областью.
Невозмещенные выпадающие доходы составили 1 368 384 рубля 58 копеек, что подтверждается расчетом компенсации выпадающих доходов и актами, подписанными администрацией Киренского городского поселения и обществом без замечаний.
С целью взыскания убытков, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при утверждении для населения льготного тарифа орган муниципального образования обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Согласно положениям Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 62-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию" такими полномочиями было наделено, в том числе муниципальное образование "Киренский район".
Постановлением муниципального образования "Киренский район" от 21.11.2008 N 412 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую обществом различным группам потребителей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно положениям пункта 26 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В связи с изложенным выводы судов о том, что при утверждении для населения льготного тарифа орган муниципального образования обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги, является правильным.
Вместе с тем данным выводам не соответствует принятие судами решения о возмещении убытков общества за счет поселения.
Как установлено судами, поселение не принимало указанного постановления об утверждении льготного тарифа, таким образом, в связи с изложенным выводом судов не обязано было обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований возникновения расходных обязательств у муниципального образования, а именно:
принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятие муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
При таких условиях выводы судов о возмещении заявленных обществом убытков за счет муниципального образования "Киренское городское поселение" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что судом не установлено, к чьим расходным обязательствам было отнесено финансирование соответствующих льгот, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду, с учетом вышеизложенного, необходимо установить надлежащего ответчика и разрешить спор по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2010 года по делу N А19-6211/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2010 года по тому же делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 января 2011 г. по делу N А19-6211/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4227/10
26.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А19-6211/2010
26.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7447/10
27.10.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4227/10